Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:53, контрольная работа
Проблема стресса остро заявила о себе в ХХ столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии начальника (многие оправдывают себя тем, что проще сохранить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы с этим начальником).
Введение. 3
.Стресс и стрессоустойчивость 4
Понятия стресса и стрессоустойчивости 4
Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу 4
Профессиональный стресс. Источники и виды производственного стресса 7
Источники профессионального стресса 7
Виды профессионального стресса 10
Средства преодоления и предотвращения профессионального стресса как технологии ресурсосохранения. 12
Управление производственным стрессом. 12
Условия труда, способствующие снижению уровня стрессоров 13.
3.3 Ауторегуляция 13
Заключение 17
Литература 18
мобильность работника ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т. п. (основную тяжесть переездов обычно принимает на себя жена). По данным специальных исследований, успех мужа-менеджера часто связан с тем, как успешно жена включается в новую (особенно иностранную) среду общения, т.е. как быстро жена находит смысл в новых отношениях и как следствие, меньше попрекает своего мужа;
различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; «ригидные» больше реагируют на неожиданности, идущие «сверху», от начальства; «подвижные» чаще оказываются перегруженными работой, ориентированные на достижение показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие...
2.2 Виды профессионального стресса
Н. В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса:
информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров;
эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией;
коммуникативный стресс связан
с реальными проблемами делового
общения. Он проявляется в повышенной
конфликтности неспособности
особый интерес представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь — несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям человека;
также интересен стресс,
вызванный страхом сделать
достаточно распространенным
является профессиональный стресс конкуренции.
Часто в окружающих (в коллегах)
человек видит своих «
отдельно выделяется профессиональный
стресс успеха. Как ни странно, интенсивный
стресс работник может испытывать и
тогда, когда достигает крупного
успеха. Нередко после крупного достижения
наступает состояние «
особую тему представляет
проблема зарабатывания денег и
сопутствующий этому
3. Средства преодоления и предотвращения профессионального стресса как технологии ресурсосохранения.
3.1 Управление производственным стрессом
Купер и Маршалл выделяют основные подходы по управлению производственным стрессом:
изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте;
обеспечение большей автономии работника; построение «мостов» между работой и домом (семьей), создание возможностей для жен управленцев лучше понять работу своего мужа и даже «возможностей для включения в процесс принятия решений, касающихся жизни семьи (например, связанных с переездом и т.п.)»;
повышение квалификации (в
плане осознания своих ролевых
позиций и улучшения
создание в организации благоприятного социально-психологического климата.
Касл перечислил желательные условия труда:
работа должна соответствовать «интеллектуальному запросу» работника, это повышает его личную заинтересованность;
работа должна быть не слишком утомительной;
вознаграждение за труд должно быть справедливым, информативным и соответствовать устремлениям (установкам) работника;
«условия труда должны быть совместимы с физическими потребностями и содействовать достижению трудовых целей;
работа должна способствовать росту самооценки работника;
факторы, действующие на рабочем месте, должны помогать повышению значимости труда.
3.3 Ауторегуляция
Ауторегуляция – сознательная регуляция человеком своего состояния.
Существует огромное множество способов преодоления стресса и его последствий, однако одноразовая «победа над ситуацией» не гарантирует Поэтому навыки антистрессового поведения желательно развивать, вырабатывая перманентную устойчивость к воздействию стрессоров.
Наиболее распространенные и эффективные методики ауторегулируемого антистрессового поведения:
Релаксация
Релаксация– это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие – мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.
Концентрация
Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом. Как правило современный человек ежедневно сталкивается с необходимостью выполнять большое количество разнородных задач в один отрезок времени и в быстром темпе. Такое разрывание на части изо дня в день приводит в конце концов к истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы. Часто возникают такие ситуации, когда сложно вспомнить чью-то фамилию или какую-то свою мысль. Именно в подобных случаях рекомендуется кратковременная концентрация по команде - на своем слове или на счете. В большинстве случаев выпавшее из памяти слово (или мысль) придет в голову буквально через мгновение. С помощью концентрации на слове или счете можно вспомнить забытое быстрее, чем с помощью усиленного напряжения памяти. С помощью этого простого метода человек в состоянии сделать усилие и преодолеть себя.
Ауторегуляция дыхания
С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения. При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления. Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации. Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека. Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения – важен ритм.
Самопрограммирование на усойчивость к стрессу.
Самопрограммирование, один из основных методов саморегуляции, при котором человек сам задает своему организму программу действий.
Самопрограммирование - основной метод саморегуляции, при котором человек сам задает своему организму программу действий. При самопрограммировании практически отсутствует сопротивление, легко скорректировать формулу, если она вызывает дискомфорт. Кто лучше самого человека знает, что ему нужно Таким образом, понятно что, обучится легкому преодолению любой стрессовой ситуации не только возможно но и необходимо.
Ауторегулируемый методический подход обеспечивает гармоничное единство взаимосвязанных способов борьбы с негативными последствиями стресса.
Заключение
Профессиональный стресс – стресс работника, возникающий под влиянием стрессоров, так или иначе связанных с работой, ее условиями, отношениями сотрудников, оплатой труда, проблемой самореализации и пр.
Выделяют несколько видов профессионального стресса- информационный, эмоциональный, коммуникативный, профессиональный стресс достижения, страх профессиональной ошибки, стресс конкуренции, стресс успеха, стресс связанный с зарабатыванием денег.
Технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Это:
создание условий труда, способствующих снижению уровня стрессоров, освоение путей управления стрессом – изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии работника; построение «мостов» между работой и домом; и повышение квалификации; создание в организации благоприятного социально-психологического климата; организация спецтренингов, обучение работников приемам релаксации, ауторегуляции, самопрограммирования.
Проблема контроля и предотвращения стресса (дистресса) в труде связана не столько с тем, чтобы непременно "бороться" со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс. В этом смысле проблема стресса в труде близка к проблеме конфликтов в трудовой деятельности, ведь известно, что так же, как и стресс, конфликт может быть полезен и даже необходим для развития организации и конкретных сотрудников этой организации. И уже применительно к конфликту в организации, проблема также состоит в том, чтобы направить энергию этого конфликта в позитивное русло развития самой организации и личности работников.
Литература
1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. – М., 1976.
2. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988.
3. Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М.:МГУ, 1976.
4. Карташова Л.В. Поведение в организации: Учебник. – М: ИНФРА-М, 1999 – 220с.
5. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: «Современное состояние и перспективы»: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1995. - 683 с.
6. Ньюстром Дж. В., Дэвис К., Организационное поведение / Перевод с английского под ред. Ю.Н. Каптуревского – Спб: Изд. «Питер», 2000. – 488 с.
7. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
8.Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: ЭКМОС. 2000. - 281 с.
9.Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.
10. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.
Калининград 2013