Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 10:49, контрольная работа
Целью данной работы является всестороннее изучение феномена профессионального стресса. В рамках обозначенной цели необходимо решить ряд задач:
дать обзор теорий касающихся понятия «стресс»;
продемонстрировать подходы к проблеме профессионального стресса
определить источники профессионального стресса
Введение…………………………………………………………………………..3
Стресс: понятие и история открытия…………………………………………....4
Профессиональный стресс……………………………………………………….9
Источники профессионального стресса………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………………...15
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Стресс: понятие и история открытия…………………………………………....4
Профессиональный стресс…………………
Источники профессионального стресса………………………………………..13
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Предметом исследования является профессиональный стресс. Объектом исследования являются проблемы, связанные с проявлением и изучением профессионального стресса.
Целью данной работы является всестороннее изучение феномена профессионального стресса. В рамках обозначенной цели необходимо решить ряд задач:
Стресс: понятие и история открытия.
Термин «стресс» (от англ. stress [stres] – напряжение, давление, гнёт) – впервые ввел в употребление канадский физиолог Ганс Селье в 1930-е годы. Под этим термином он подразумевал «неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования»[1].
Не приходиться сомневаться, что предложенная Г.Селье концепция стресса была революционной для науки того времени. В середине ХХ века среди врачей, биологов, главенствовало мнение, что реакция организма на воздействие среды носит преимущественно специфический характер и задача ученого состоит в том, чтобы обнаружить и фиксировать именно различия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье решил пойти другим путем. В своих экспериментах он воздействовал на лабораторных животных самыми разнообразными раздражителями, как физическими, так и психологическими (холод, жара, изоляция, боль и т.п.). Картина физиологического состояния, демонстрируемая лабораторными животными, была очень сходной, независимо от типа раздражителя. Исходя из этого, Г. Селье сделал вывод, что реакция стресса является неспецифической. Иными словами, она не меняется в зависимости от вида воздействия, которым была вызвана. Он писал: "Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, знающий, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно погибает от рака, - все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине" [1,с. 105]. Впервые в 1936 году Г.Селье описал стадии
развития стрессового
Небольшое снижение активности, фиксируемое в начале данной фазы, показывает, что сопротивление на короткое время действительно уменьшается, пока организм собирает свои силы. Но как только надпочечники начинают выделять кортизол, уровень сопротивления повышается, увеличивая работоспособность и сопротивляемость организма.
Характерной эмоциональной особенностью этой фазы является переживание беспокойства и тревоги. На второй стадии — сопротивления или адаптации — организм использует адаптационные механизмы, благодаря которым выходит на новый уровень работоспособности. Однако этот уровень обеспечивается расходованием большего, чем обычно, количества жизненной энергии. Признаки реакции тревоги в организме практически исчезают. Эта стадия сопровождается высоким психоэмоциональным напряжением. На третьей стадии происходит истощение организма в случае,
если воздействие стрессора слишком долгое, слишком частое или слишком интенсивное. На этой стадии энергия, которую организм использовал на адаптацию, уже вся израсходована, что может закончиться для него достаточно печально. Общая сопротивляемость организма резко падает. В результате могут наступить выгорание, болезнь или смерть, если стрессовый фактор не перестанет действовать или если организму не будут оказаны необходимые помощь и поддержка. [2, с. 33]
Теорию Селье называют физиологической, поскольку она основана на теории гомеостаза. Согласно этой концепции, стресс рассматривался как фактор, нарушающий равновесие организма со средой. Базовой характеристикой стресса Селье считал его продолжительный и достаточно устойчивый характер.
Согласно Г. Селье, стресс может быть полезным, он называет такое состояние эустресс.[1] Эустресс мобилизирует работу организма и способствует активации защитных сил (в том числе иммунной системы). Однако для того, чтобы стресс принял характер эустресса, обязательно наличие следующих условий:
Тогда как при отсутствии данных условий или же при сильном воздействии негативных факторов, первичный стресс переходит в негативную форму – дистресс.
Г. Селье писал, что люди не должны избегать стресса, т.к. есть возможность использовать и наслаждаться им, если лучше узнать его механизм и выработать соответствующую философию жизни [1].
Стоит так же заметить, что события, являющиеся стрессовыми для одного человека, могут быть совершенно обычными и будничными для другого. Например, многие люди боятся публичных выступлений, выйти на публику для них часто может означать стрессовую ситуацию, другие же, наоборот, получат удовольствие от всеобщего внимания. Так, Фолкман и Лазарус выделяют первичную и вторичную оценку стресса. Первичная оценка — это определение того, чем является для нас данное событие. Возможно три варианта:
(а) - событие не имеет к нам отношения;
(b)- событие имеет
к нам отношение, но не
(с)- событие является для нас стрессовым;
Если человек определил событие как стрессовое, то происходит вторичная оценка данного события, во время которой определяются ресурсы, требуемые для того, чтобы справится с ним, а также необходимые меры, которые нужно предпринять. Так, первичная оценка определяет, будет ли для человека стрессом публичное выступление. Вторичная оценка, опираясь на первичную, определит насколько успешно он сможет с этой ситуацией справиться и в какой степени это выступление вызовет стресс.[3]
Восприятие стресса всегда субъективно, однако очевидно, что условия нашей жизни, наше окружение постоянно влияет на нас и может служить источником стрессовой ситуации.
Стресс можно разделить на внешний и внутренний.[4]
Внешний стресс – это постоянно воздействующие на нас условия окружающей среды, которые, хотя и не являются непосредственно опасными, считаются негативными и требуют адаптации. Так при превышении нормы уровня шума, значительно снижается работоспособность человека.[5]
Внутренний стресс – это когда мы сами являемся источником стресса, например, когда предъявляем к себе повышенные требования или ставим себе невыполнимые, жесткие сроки окончания какой-либо работы.
Современные ученые, изучая психологию стресса, оказались перед сложной проблемой структурирования многочисленных психологических и личностных особенностей реагирования на стресс. С начала 1950-х годов появились альтернативные теории, направленные на изучение внешних условий, которые могут вызвать стресс (Р. Гринкер, С. Купер, М. Смит и др.). Структурный, или количественный, подход(С. Стэл, С. Грим, С. Доналд, М. А. Страус и др.) всю сложность процессов, происходящих при столкновении человека со стрессом, объясняет как причинно-следственную связь, основанную на статистически значимых результатах.
Представители трансактного направления (П. Дж. Дев, Т. Кокс, Дж. Р. Харрис, Т. Бир и др.) вслед за Р. С. Лазарусом считают, что стресс присущ не человеку и не внешней среде, а их взаимосвязи друг с другом. Данный подход отличается от других тем, что столкновение со стрессом рассматривается как динамичный процесс, включенный в динамичную среду.[2, c.34]
В настоящее время можно выделить новые направления исследований в области стресса:
• изучение влияния стресса на наше здоровье и на развитие болезней. Например, сейчас установлено, что длительные стрессы оказывают более разрушительное воздействие на организм, чем сильные, но кратковременные. Исследования в области психосоматики (Фридман, Розенман, Саймонтон, Саймонтон, Губачев, Гарбузов и др.) доказали влияние факторов эмоционального и психологического стресса, а также образа жизни в возникновении ряда заболеваний;
• изучение факторов, влияющих на преодоление стресса. В современных исследованиях стресса проблема совладания является центральной (Р. Лазарус, С. Фолкман, С. Хобфолл, С. Карвер, Б. Бирн и др.);
• изучение влияния социальной поддержки и социальных отношений на степень и глубину переживания личностью стрессовых ситуаций;
• изучение особенностей проявления стресса в различных сферах нашей жизни (профессиональный стресс, стресс в различные возрастные периоды жизни человека, тендер и стресс) — еще одна особенность современных подходов к изучению стресса. Сейчас одним из наиболее серьезных последствий стресса считается синдром эмоционального выгорания (СЭВ), выявлению причин которого посвящено множество исследований последних лет. Ученые считают, что к возникновению и развитию СЭВ приводят переживания хронических и интенсивных стрессов;
• изучение влияния микрострессоров на психическое здоровье и эмоциональное состояние индивида. Например, известно, что люди редко осознают негативное влияние повседневных стрессоров, действующих по принципу «капля камень точит». Кроме того, микрострессоры могут усиливать переживания более серьезных стрессовых ситуаций (макрострессоров и хронических стрессоров);[6]
• разработка комплексных программ управления стрессом (Д. Гринберг,
Б. Лосик, Н. Е. Водопьянова, Р. Лазарус), включающих анализобраза жизни, умение отстаивать свои права, тайм-менеджмент, умение позитивно воспринимать жизненные ситуации, духовность религиозность, овладение техниками релаксации. Д. Гринберг считает, что люди всегда имеют больше возможностей контроля над уровнем стресса в своей жизни, чем им это кажется. Учитывая распространенность последствий стресса, в настоящее время существует острая необходимость в разработке программ профилактики последствий стресса для различных категорий людей. Благодаря исследованиям современных ученых мы сегодня владеем многими методами и приемами, которые можно использовать, чтобы чувствовать себя более комфортно и защищенно при столкновении с разнообразными стрессами.[2]
Профессиональный стресс – многогранный феномен, который выражается в физических и психических реакциях организма человека в ходе трудовой деятельности. Развитие стрессовых (дистрессовых) реакций возможно даже в хорошо управляемых, прогрессивных организациях, что вызвано не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными взаимоотношениями сотрудников, их взаимодействием [8]. В литературе отмечается, что профессиональный стресс возникает и у сотрудников, которые недостаточно загружены работой, и у тех людей, которые считают, что на данный момент не реализуют в полной мере свой профессиональный потенциал и способны на большее.
Н.В. Самоукина пишет:
«Профессиональный стресс – это
напряженное состояние
Тем не менее, В современной науке не существует единого подхода в выделении факторов, провоцирующих возникновение профессионального стресса. Одним из наиболее простых подходов является «витаминная» модель П. Б. Ворра (Warr's vitamin model). Автор предполагает, что существует связь между девятью признаками окружающей среды и психологическим благополучием (здоровьем) работника. К признакам окружающей среды Ворр относит следующие:
1) возможность лично контролировать действия или события, возможность принимать решения;
2) возможность использовать имеющиеся у работника навыки и приобретать новые;
3) требования, предъявляемые к работнику;
4) возможность делать выбор в рабочей обстановке;
5) ясность обстановки
(обратная связь, которую
6) возможность межличностных
контактов (социальная
7) наличие денег, уровень
материального стимулирования
8) безопасность труда и условия труда;
9) положение работника в социальной группе. Высокий психологический статус обеспечивает работнику уважение со стороны коллег, что позитивно влияет на психическое здоровье.
Ворр предполагает, что точно так же, как недостаток витаминов в организме приводит к болезням, недостаток каждого из девяти факторов рабочей обстановки вызывает ухудшение психического здоровья.
Модель взаимного соответствия индивидуума и среды (the person-environment fit model) — подход, имеющий наибольшую популярность в США. Данная модель основана на предположении, что особую опасность для человека имеют ситуации, когда работа предъявляет ему требования, не соответствующие его способностям, а также когда существуют расхождения между потребностями человека и уровнем вознаграждения, получаемого им за его труд.