Профессиональный стресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 10:49, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее изучение феномена профессионального стресса. В рамках обозначенной цели необходимо решить ряд задач:
дать обзор теорий касающихся понятия «стресс»;
продемонстрировать подходы к проблеме профессионального стресса
определить источники профессионального стресса

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Стресс: понятие и история открытия…………………………………………....4
Профессиональный стресс……………………………………………………….9
Источники профессионального стресса………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Модель Р. Карасека, основанная на требованиях, предъявляемых работой, и контроле над ней (Karasek's derfland — control model) [Karasek, 1979]. Данная модель оказала огромное влияние на исследование профессионального стресса в Европе и Австралии. Для построения своей модели Карасек выделил два аспекта работы — требования, предъявляемые работой (объем работы, скорость, с которой работа должна быть выполнена, требования к работнику), и контроль над рабочей ситуацией.

Согласно данной модели, максимально высокое физическое и психологическое напряжение возникает при сочетании высоких требований со стороны рабочей ситуации и низкого уровня контроля над ней. Однако каждый фактор должен быть в определенных границах. Высокий уровень контроля над рабочей ситуацией так же плох, как и низкий.[2, с 55,56]

Различают несколько  разновидностей профессионального стресса[9]:

Информационный стресс  возникает в случае информационных перегрузок, когда работник не может справиться со стоящей перед ним задачей, не успевает принять важное решение в условиях жесткого ограничения времени. Напряжение может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.

В.А. Бодров в своей работе «Информационный стресс»[10] замечает, что данному виду стресса больше подвержены люди, работа которых связана с большой ответственностью и при этом они имеют недостаточный контроль за способами и результатами выполнения заданий. Существуют так называемые «активные» профессии, которые предъявляют большие требования, но также дают большую степень контроля (руководители, врачи, адвокаты). Есть профессии с высоким уровнем контроля, но относительно низкими требованиями (ученые, архитекторы, строители) – они считаются наименее стрессовыми. «Пассивные» профессии (сторожа, вахтеры) дают мало возможностей для контроля, но предъявляют и низкие психологические требования к работнику.

Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликта с руководством.

Коммуникативный стресс связан с проблемами делового общения, он проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

К одной из разновидностей профессионального стресса можно  также отнести явление, которое в различных источниках обозначается как «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) "феномен профессионального выгорания". Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных и психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций.

  Это «процесс постепенной  утраты эмоциональной, когнитивной  и физической энергии, проявляющийся  в симптомах эмоционального, умственного  истощения, физического утомления,  личной отстраненности и снижения  удовлетворения исполнением работы … СЭВ - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.»

Источники профессионального  стресса

 

Снижая эффективность  работника, профессиональный стресс дорого обходится организациям. Проблемы сотрудников, которые влияют как на качество и  результат их работы, так и на здоровье, кроются в профессиональном стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает расходы организации и снижает уровень жизни для большого количества работников.

Можно выделить несколько  источников профессионального стресса. Одни относятся к работе, другие связаны с ролью сотрудника в конкретной организации, третьи – с карьерным ростом, четвертые – с отношением к работе,  пятые – со структурой и климатом в организации. Сюда также можно включить стресс, возникший за пределами места работы. Это так называемые внеорганизационные стрессоры – семейные проблемы, жизненные кризисы, финансовые трудности, неблагоприятные факторы окружающей среды и т.д.

Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова в своей работе приводят исследования Маршала и Купера, которые  следующим образом описывают группы источников профессионального стресса:

I. Факторы профессионального  стресса, связанные с трудовой  деятельностью:

1. Большое количество работы (перегрузка);

2. плохие условия труда;

3. недостаток времени;

4. необходимость самому принимать решения.

II. Факторы стресса,  связанные с ролью работника  в организации:

1) ролевая неопределенность (например, когда сотрудник имеет  недостаточно информации о своих  профессиональных обязанностях  и ожиданиях со стороны начальства  и коллег);

2) ролевой конфликт (человек считает, что он делает то, чего делать не должен или чего он не желает делать);

3) высокая ответственность  за других людей и/или за  какие-либо ресурсы (оборудование, деньги и т.п.);

4) слишком низкая ответственность  (оскорбляющая самолюбие);

5) малая степень участия  при принятии решений в организации.

III. Факторы стресса,  связанные с отношениями на  работе:

1) взаимоотношения с  руководством, подчиненными, коллегами;

2) трудности в делегировании  полномочий (например, отказ сотрудников выполнять распоряжение руководителя).

IV. Факторы, связанные  с карьерой:

1) Профессиональная «неуспешность», страх ранней отставки, слишком  медленное или наоборот очень  быстрое продвижение

2) отсутствие гарантированной  работы 

3) несоответствие уровня требований данному профессиональному статусу.

V. Факторы, связанные  с организационной структурой  и психологическим климатом:

1) отсутствие эффективного  консультирования (невозможно получить  своевременную квалифицированную  помощь по ряду вопросов);

2) ограничение свободы, интриги и т. п.

Таким образом, стресс неразрывно связан с производственной деятельностью. Результаты многочисленных исследований по влиянию стресса на человека отражают такие наиболее важные последствия, как ухудшение трудовых показателей, учащение несчастных случаев, трудности в общении с людьми, более частые невыходы на работу, снижение удовлетворенности работой и ухудшение здоровья [Джуэлл, 2001]. Однако несомненно, что для психологического здоровья, в принципе, лучше иметь работу, чем быть безработным. Кроме того, стресс, испытываемый работниками, может оказывать не только негативное, но и стимулирующее воздействие на результаты деятельности. Оптимальный уровень стресса способствует достижению максимальных показателей в работе.

 

Заключение

 

Современный человек  проводит на работе значительную часть  своего времени, и профессиональный стресс стал неотъемлемой частью повседневной жизни. Можно выделить несколько  источников профессионального стресса. Одни относятся к работе, другие связаны с ролью сотрудника в конкретной организации, третьи – с карьерным ростом, четвертые – с отношением к работе,  пятые –  со структурой и климатом в организации. Также существуют так называемые внеорганизационные стрессоры – семейные проблемы, жизненные кризисы, финансовые трудности, неблагоприятные факторы окружающей среды и т.д.

Важнейшая роль в процессе управления стрессом принадлежит контролю за его уровнем, и для этого  существует огромное количество различных  тестов и опросников.

Список использованной литературы

1. Селье Г. Стресс  без дистресса. - М.: Прогресс, 1992.

2. Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб.: Речь, 2009. 

3. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

4. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003.

5. Панин В.Ф., Сечин А.И., Федосова В.Д. Экология для инженера  – М.: Издательский дом «Ноосфера», 2001.

6. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. СПб., 2004.

7. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Академия, 2005.

8. Постылякова Ю. Ресурсы совладания  со стрессом в разных видах  профессиональной деятельности // Психологический  журнал. - 2005. - №6.

9. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 1998;

10. Бодров В. А. Информационный стресс: Уч. пособие для вузов. – М.: 2000.




Информация о работе Профессиональный стресс