Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 10:49, контрольная работа
Целью данной работы является всестороннее изучение феномена профессионального стресса. В рамках обозначенной цели необходимо решить ряд задач:
дать обзор теорий касающихся понятия «стресс»;
продемонстрировать подходы к проблеме профессионального стресса
определить источники профессионального стресса
Введение…………………………………………………………………………..3
Стресс: понятие и история открытия…………………………………………....4
Профессиональный стресс……………………………………………………….9
Источники профессионального стресса………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………………...15
Модель Р. Карасека, основанная на требованиях, предъявляемых работой, и контроле над ней (Karasek's derfland — control model) [Karasek, 1979]. Данная модель оказала огромное влияние на исследование профессионального стресса в Европе и Австралии. Для построения своей модели Карасек выделил два аспекта работы — требования, предъявляемые работой (объем работы, скорость, с которой работа должна быть выполнена, требования к работнику), и контроль над рабочей ситуацией.
Согласно данной модели, максимально высокое физическое и психологическое напряжение возникает при сочетании высоких требований со стороны рабочей ситуации и низкого уровня контроля над ней. Однако каждый фактор должен быть в определенных границах. Высокий уровень контроля над рабочей ситуацией так же плох, как и низкий.[2, с 55,56]
Различают несколько разновидностей профессионального стресса[9]:
Информационный стресс возникает в случае информационных перегрузок, когда работник не может справиться со стоящей перед ним задачей, не успевает принять важное решение в условиях жесткого ограничения времени. Напряжение может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.
В.А. Бодров в своей работе «Информационный стресс»[10] замечает, что данному виду стресса больше подвержены люди, работа которых связана с большой ответственностью и при этом они имеют недостаточный контроль за способами и результатами выполнения заданий. Существуют так называемые «активные» профессии, которые предъявляют большие требования, но также дают большую степень контроля (руководители, врачи, адвокаты). Есть профессии с высоким уровнем контроля, но относительно низкими требованиями (ученые, архитекторы, строители) – они считаются наименее стрессовыми. «Пассивные» профессии (сторожа, вахтеры) дают мало возможностей для контроля, но предъявляют и низкие психологические требования к работнику.
Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликта с руководством.
Коммуникативный стресс связан с проблемами делового общения, он проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.
К одной из разновидностей
профессионального стресса
Это «процесс постепенной
утраты эмоциональной,
Снижая эффективность работника, профессиональный стресс дорого обходится организациям. Проблемы сотрудников, которые влияют как на качество и результат их работы, так и на здоровье, кроются в профессиональном стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает расходы организации и снижает уровень жизни для большого количества работников.
Можно выделить несколько источников профессионального стресса. Одни относятся к работе, другие связаны с ролью сотрудника в конкретной организации, третьи – с карьерным ростом, четвертые – с отношением к работе, пятые – со структурой и климатом в организации. Сюда также можно включить стресс, возникший за пределами места работы. Это так называемые внеорганизационные стрессоры – семейные проблемы, жизненные кризисы, финансовые трудности, неблагоприятные факторы окружающей среды и т.д.
Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова в своей работе приводят исследования Маршала и Купера, которые следующим образом описывают группы источников профессионального стресса:
I. Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:
1. Большое количество работы (перегрузка);
2. плохие условия труда;
3. недостаток времени;
4. необходимость самому принимать решения.
II. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:
1) ролевая неопределенность
(например, когда сотрудник имеет
недостаточно информации о
2) ролевой конфликт (человек считает, что он делает то, чего делать не должен или чего он не желает делать);
3) высокая ответственность
за других людей и/или за
какие-либо ресурсы (
4) слишком низкая
5) малая степень участия
при принятии решений в
III. Факторы стресса, связанные с отношениями на работе:
1) взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами;
2) трудности в делегировании полномочий (например, отказ сотрудников выполнять распоряжение руководителя).
IV. Факторы, связанные с карьерой:
1) Профессиональная «
2) отсутствие гарантированной работы
3) несоответствие уровня требований данному профессиональному статусу.
V. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:
1) отсутствие эффективного
консультирования (невозможно получить
своевременную
2) ограничение свободы, интриги и т. п.
Таким образом, стресс неразрывно связан с производственной деятельностью. Результаты многочисленных исследований по влиянию стресса на человека отражают такие наиболее важные последствия, как ухудшение трудовых показателей, учащение несчастных случаев, трудности в общении с людьми, более частые невыходы на работу, снижение удовлетворенности работой и ухудшение здоровья [Джуэлл, 2001]. Однако несомненно, что для психологического здоровья, в принципе, лучше иметь работу, чем быть безработным. Кроме того, стресс, испытываемый работниками, может оказывать не только негативное, но и стимулирующее воздействие на результаты деятельности. Оптимальный уровень стресса способствует достижению максимальных показателей в работе.
Современный человек проводит на работе значительную часть своего времени, и профессиональный стресс стал неотъемлемой частью повседневной жизни. Можно выделить несколько источников профессионального стресса. Одни относятся к работе, другие связаны с ролью сотрудника в конкретной организации, третьи – с карьерным ростом, четвертые – с отношением к работе, пятые – со структурой и климатом в организации. Также существуют так называемые внеорганизационные стрессоры – семейные проблемы, жизненные кризисы, финансовые трудности, неблагоприятные факторы окружающей среды и т.д.
Важнейшая роль в процессе управления стрессом принадлежит контролю за его уровнем, и для этого существует огромное количество различных тестов и опросников.
1. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1992.
2. Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб.: Речь, 2009.
3. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
4. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003.
5. Панин В.Ф., Сечин А.И., Федосова В.Д. Экология для инженера – М.: Издательский дом «Ноосфера», 2001.
6. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. СПб., 2004.
7. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Академия, 2005.
8. Постылякова Ю. Ресурсы
9. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 1998;
10. Бодров В. А. Информационный стресс: Уч. пособие для вузов. – М.: 2000.