Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:21, доклад
В последнее время о школьниках девиантного поведения пишется и говорится не мало. Как правила так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, не секрет, что правонарушения и преступления совершаются именно этими детьми и подростками. И именно тогда возникает вопрос, в чем причина такого не адекватного поведения.
Профилактика девиантного поведения среди младших школьников.
В последнее время о школьниках девиантного поведения пишется и говорится не мало. Как правила так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, не секрет, что правонарушения и преступления совершаются именно этими детьми и подростками. И именно тогда возникает вопрос, в чем причина такого не адекватного поведения. Причиной же такого поведения может стать дезадаптация ребенка, так как поступление в школу, смена ведущей деятельности, освоение новых ролей, обязанностей, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к новой общественной организации. Ни все дети могут быстро и безболезненно адаптируются, не каждый ребенок может преодолеть этот этап в своей жизни, в результате возникает ситуация, которая в дальнейшем приводит к отклонениям в поведении (девиации). Также одной из причин девиации детей можно назвать не складывающиеся отношения со сверстниками, положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, «приклеенные» к ребенку ярлыки, а также низкая самооценка ребенка и неуверенность в себе.
Поэтому преодоление отклонений в поведении младших школьников целесообразно начинать в первый год их обучения в школе. Для этого необходимо создать систему коррекционно-профилактической работы. Этапы, которой будут планироваться в следующей последовательности: диагностическая, коррекционная - профилактическая работа педагогов с детьми.
На первом этапе работы в этом направлении можно использовать следующие методы диагностики:
Основными признаками школьной дезадаптации младших школьников являются:
- Стойкая неуспеваемость в обучении.
- Отклонения в поведении обучающегося (как защитная реакция на требования взрослых).
- Хроническое снижение настроения.
- Наличие
комплекса неполноценности,
- Стойкое
ощущение дискомфортности и
(Смотрите приложение 1)
На втором этапе работы в этом направлении необходимо создать все условия для социально-коррекционной и профилактической работы:
(Смотрите приложение 2)
Эффективность работы будет достигнута только при условии создания системы коррекционно-профилактической работы, и только система предполагает достижения следующих результатов:
- уменьшение числа подростков с отклонениями в поведении;
- уменьшение числа правонарушений среди подростков;
- формирование активной
жизненной позиции
Приложение 1
«Методика изучения социальной адаптированности детей к школе».
Методика включает 4 критерия адаптированности и 7 шкал для их оценки.
В качестве критериев выступают следующие параметры:
- эффективность учебной деятельности;
- усвоение школьных форм поведения;
- успешность социальных контактов;
- эмоциональное благополучие.
Схема изучения социальной
Каждое
утверждение имеет свой балл.
Суммирование полученных
22 - 35 баллов – зона адаптации;
15 – 21 балл – зона неполной адаптации;
0 – 14 баллов – зона дезадаптации.
1-й критерий: «Эффективность учебной деятельности»
1- я шкала. Учебная активность.
5.
Активно работает на уроке,
часто поднимает руку и
4.
На уроке работает, правильные
и неправильные ответы
3. Редко поднимает руку, но отвечает правильно.
2.
Учебная активность на уроках
носит кратковременный
1.
Ученик пассивен на уроке,
0
.Учебная активность у
2-я шкала. Усвоение знаний (успеваемость)
5. Правильное,
безошибочное выполнение
(средний балл 5-4,8).
4. Небольшие помарки, единичные ошибки (средний балл 4,5- 4).
3. Редкие ошибки (средний балл 3,9-3,6).
2. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок (средний балл по этому предмету 3,5 и ниже).
1. Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, непостоянство оценок (средний балл 3,5ниже)
2-й критерий:
«Усвоение школьных норм
3-я шкала. Поведение на уроке.
5. Сидит спокойно, добросовестно
выполняет все требования
4. Выполняет требования учителя, но иногда ,на короткое время отвлекается от урока.
3. Изредка поворачивается, обменивается
короткими репликами с
2. Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.
4-я шкала. Поведение на
5. Высокая игровая активность, ученик охотно участвует в подвижных, коллективных играх.
4. Активность ученика выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем- либо из ребят.
3.
Активность ученика
2.
Не может найти себе занятие,
переходит от одной
1.
Ученик пассивный, движения
0.
Часто нарушает нормы
3-й критерий: «Успешность социальных контактов»
5-я
шкала. Взаимоотношения с
5.Ученик
общительный, легко
4.Ученик малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие ученики.
3.Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми учениками.
2. Предпочитает находиться рядом с учениками, но не вступает с ними в контакт.
1.
Замкнут, изолирован от других
детей, предпочитает
6-я шкала. Отношение к учителям.
5.
Проявляет дружелюбие по
4.
Дорожит хорошим мнением
3.
Старательно выполняет
2.Выполняет требования
1.Избегает контакта с
4.- й критерий: «Эмоциональное благополучие»
7-я шкала. Эмоции
5.Хорошее настроение, часто улыбается, смеется.
4.
Спокойное эмоциональное
3.Эпизодически
проявляется ухудшение
2. Отрицательные эмоции: тревожность,
огорчение, иногда страх,
1.Отдельные
депрессивные проявления, плач
без всяких на то причин,
агрессивные реакции: часто
Методика «Наши отношения»
(составлена по кн.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988)
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения: школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот конфликтности может быть предложена серия утверждений:
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):
1.В нашем классе принято помогать без напоминания.
2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом попросит сам ученик.
4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Информация о работе Профилактика девиантного поведения среди младших школьников