Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:14, реферат

Описание работы

Образ жизни семьи во многом связан с её материальным положением, но, даже имея хороший материальный достаток, многие семьи переживают духовный кризис в отношениях, как между супругами, так и в отношениях с детьми. Уровень общения переходит на узко ориентированный (еда, одежда, дом), деградирует культура общения в семье. Чаще всего проблемы с детьми бывают в семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания или наоборот - попустительский, где наблюдается эмоциональная отверженность ребенка либо гиперопека. Негативно сказывается, когда на ребенка вешают ярлыки: ''жертва судьбы'', ''несчастный'', ''невыносимый'' или ''самый лучший''.

Файлы: 1 файл

Профелактика девиантного поведения.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Государственное автономное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования

"Новотроицкий политехнический  колледж"

Оренбургской области

 

 

 

 

 

 

Реферат по обществознанию

На тему : «Профилактика  девиантного поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Дадаев С. А.

Группа 112-С

Преподаватель: Красикова  И. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новотроицк 2013

Семья и школа

Образ жизни семьи во многом связан с её материальным положением, но, даже имея хороший  материальный достаток, многие семьи переживают духовный кризис в отношениях, как  между супругами, так и в отношениях с детьми. Уровень общения переходит на узко ориентированный (еда, одежда, дом), деградирует культура общения в семье. Чаще всего проблемы с детьми бывают в семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания или наоборот - попустительский, где наблюдается эмоциональная отверженность ребенка либо гиперопека. Негативно сказывается, когда на ребенка вешают ярлыки: ''жертва судьбы'', ''несчастный'', ''невыносимый'' или ''самый лучший''. Особое внимание следует обращать на семьи, где у родителей наблюдается тревожность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость или если родители (или один из них) – «холодные рационалисты».

         Часто родители  не ищут помощи у психологов  и педагогов, считая свою семью  вполне благополучной. Для них правонарушение, совершённое их ребенком - полная неожиданность, событие, не имеющее причин. Они могут видеть причину во влиянии улицы, школы, но очень редко в собственных ошибках в воспитании. Необходимо отметить, что каждая семья является уникальной системой, и проявление вышеперечисленных признаков может быть различным и многовариантным.

         Ребёнку  нужно тепло, человеческое участие,  это ничем не заменишь. Дело  не столько в материальном  благосостоянии родителей и их  высоком положении в обществе, сколько в том, как они воспитывают своих детей. Там, где детям с раннего возраста прививаются навыки самостоятельности и ответственности, где дети лишаются возможности злоупотреблять заработанными их родителями средствами, где есть теплота и внимание, там дети вырастают нормальными.

Одной из ведущих форм воспитательно-профилактической работы является организация совместной деятельности учащихся, учителей и  родителей. Школа, как мощный институт социализации несовершеннолетних, должна стать центром и правовой культуры, и социализации подростков. Из школьных учреждений должны уйти в прошлое безразличие, грубость и хамство, жестокость в обращении с учащимися, вымогательство с родителей под различными предлогами. В каждой школе необходимы психолог и социальный педагог. На наш взгляд, школьный психолог должен начинать свою работу с детьми и родителями с первого класса. Сотрудничество школы с семьей, изучение семьи, необходимо, прежде всего, потому, что личность матери и личность отца, их характер, темперамент, индивидуальные особенности, качество их супружеских взаимоотношений, повседневное поведение в быту, степень их культурности, образованности являются решающим фактором воспитания детей.

Школьные психологи в сотрудничестве с родителями и всеми заинтересованными организациями должны участвовать в создании и внедрении молодежных программ здорового образа жизни, основывающихся на объективной и вызывающей доверие информации об алкоголизации, наркотизации и их последствиях. Целью этих программ должно быть формирование у подростков «здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала.

 Достижение успеха в профилактике  и преодолении раннего формирования  зависимостей возможно только  при координации работы всех структур, работающих с подростками: правоохранительных, психолого-педагогических, социологических, медицинских. Следует признать приоритетную роль в борьбе с распространением наркотических веществ среди учащихся социальных педагогов и психологов. Результаты исследования показывают, что не страх наказания способен удержать подростков от употребления алкоголя и наркотиков, а объяснение последствий их злоупотреблением. На вопрос анкеты «Если бы Вы знали о вреде алкоголя и наркотиков, стали ли бы Вы их принимать?» большинство студентов (96,7%!) ответили отрицательно. Для предупреждения алкоголизации и наркомании среди подростков в сферу деятельности школьного психолога входит выявление групп риска, анализ кризисных ситуаций в подростковой среде и предложения по социально приемлемым способам разрешения этих ситуаций.

Важное значение имеет и подготовка учителей для работы с трудными детьми. Практика показывает, что учителя  часто не имеют специализированной социально-педагогической подготовки. Им не оказывается необходимая помощь для работы с «трудными» детьми.

Иногда в существующей социально-педагогической системе отсутствуют службы, с  которыми школа могла бы взаимодействовать  с целью достижения необходимых  воспитательных результатов для  каждого «трудного» ребенка (консультации, региональные социальные учреждения и др.). Необходимо, чтобы школы располагали специально подготовленными кадрами — психологами, социальными педагогами и др.

Малая или дружеская группа может  также является фактором асоциального поведения детей и подростков, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, ценностей, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; если во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.

 

Детская нервность, её профилактика

Детская нервность обусловлена  как биологическими, так и микросоциальными причинами, но чаще всего – их сочетанием. Биологические причины – травматические, инфекционные, токсические и другие вредные воздействия при зачатии, в период беременности, родов, в первые месяцы или годы жизни, а также неблагоприятные наследственные влияния. К микросоциальным причинам относятся переживания беременной или недавно ставшей матерью женщины, неправильное воспитание и неблагоприятные условия жизни ребёнка в детстве. Зачастую микросоциальные причины настолько тесно связаны с биологическими, что их трудно разделить.

Судьба  человека в немалой степени зависит  от сравнительно короткого периода  с момента зачатия ребёнка до первого вдоха новорожденного. Беременность протекает по-разному в зависимости от того, желанна она, досадна или, ещё того хуже воспринимается женщиной как катастрофа и не приемлема для мужчины, будущего отца. В первом случае вероятность благополучного протекания беременности выше, во втором вероятное осложнение, угроза прерывания беременности.

         Приведём несколько возможных  ситуаций, способствующих неблагоприятному  течении беременности. Женщина беременна,  но психологически не готова  к тому, чтобы стать матерью, психически инфантильна, незрела, эгоистична, сама играет в семье роль ребёнка. Малыш внесёт в её жизнь лишь заботы и попросту будет конкурентом ей.

         Женщина беременна, но она не  замужем. Ей уже не мало лет.  Сохранить беременность или прервать! Остаться одной страшно. Ребёнок придаст жизни новый смысл. Но тогда – конец надеждам выйти замуж. И что скажут люди? А если аборт закончится бесплодием, что тогда?

         Женщина не ожидала беременности  «так быстро, так не своевременно». Ещё несколько лет необходимо учиться, ещё не «пожила для себя». Мать выйдет на пенсию уже через несколько лет, вот тогда – пожалуйста.

         Женщина беременна, но не уверенна, что её брак прочен. У неё  имеются серьёзные основания  считать, что жизнь с мужем не сложилась, в будущем возможен развод.

         Женщина беременна, с радостью  сообщила об этом мужу, а он  категорически против рождения  ребёнка. Решилась: «Буду ждать  ребёнка». Но беременность воспринята  конфликтно, и мрачная тень недовольства  уже легла на неё. Позже отец полюбит ребёнка, полюбит ребёнка и бабушка по отцу, издёргавшая невестку в период беременности ссорами и упрёками. Однако зло уже свершилось – в семье растёт невропатичный, трудный ребёнок.

         Сомнения и колебания женщины  по поводу рождения будущего ребёнка, её страхи и опасения, недовольство супруга и свекрови, вызывает тягостные переживания беременной, сказываются на состояние и развитие плода. Существует мнение, что дети, которые родились в семье, где родители живут в любви и согласии, красиво, уверенны в себе и оптимистичны.

На пятом  месяце внутриутробного развития плод ощущает учащение ритма сердца взволнованной  матери. Он напрягается, когда мать беспокойна, расслабляется, когда она  отдыхает. В 6 – 7 мес. плод реагирует на резкое изменение положения тела матери, спокойно, если не взволнованна беременная.

         Если беременная женщина проводит 9 чрезвычайно важных месяцев  в своей жизни в душном помещении,  спит с закрытой форточкой,  мало гуляет, то плод развивается  в условиях кислородного голодания – гипоксии. В результате ребёнок может родиться с меньшими интеллектуальными возможностями. Пройти остановку-другую пешком или воспользоваться транспортом? Так ли это важно? Очень важно. Ходьба, движение, избегание большого скопления людей, длительное пребывание на свежем воздухе способствует сохранению и укреплению психического и физического здоровья плода и здоровья будущей матери в столь ответственный период.

         Если беременность протекала  неблагоприятно и ребёнок родился слабым, осложненным окажется не только период новорожденности – первый месяц жизни, не только первый год жизни. Будут осложнены воспитания, формирование характера, личности в целом. Слабый ребёнок беспокоен, у него плохой аппетит, он медленно набирает массу тела. В дом, где он живет, чаще заходит врач. Родители озабочены состоянием его здоровья; ему уделяется больше внимания, чем его брату или сестре; он пользуется особыми льготами и как-то улавливает это. В результате уже с первого года жизни у ребёнка формируется трудный характер. Ребёнок уже окреп, но остаётся по прежнему не в меру требовательным. Он и хочет есть, да в начале пожеманится, покапризничает. Каждый пустяк, естественное отправление он выполняет не просто, а с претензией. Родители встревожены, а он достиг желаемого: он вновь в центре внимания. Ему всего-то год-два, а он уже эгоистичен, истеричен.

         Очень важно, чтобы беременность  протекала нормально, чтобы она  была здоровой. Природа даёт женщине  в этот естественный период  её жизни дополнительные ресурсы физических сил и выносливость. Слабая женщина становится крепче, физически инфантильная – расцветает. Помогать природе, а не препятствовать ей – задача будущей матери. Ей следует отказаться от чего-то приличного, изменить в чем-то прежний образ жизни. Всё в этот период: прогулка, одежда, режим, сон, питание – должно быть подчинено будущему материнству. И если женщина приготовила себя к беременности морально и физически, старается избегать отрицательных переживаний, живёт по режиму, проводит день активно, много гуляет, родные её оберегают, то родится здоровый ребёнок.

 

Воспитание  в раннем возрасте

Уже на 7-м  месяце малыш начинает понимать, чего от него требуют, и спокойно подчиняется  или капризно сопротивляется. Ласково, но твёрдо капризы, сопротивления пресекаются. А он всё настойчивее стремиться добиться своего, что у многих младенцев получается. Ещё в самом малом, но уже неуклонно требования взрослых игнорируются, а его – выполняются. Он пытается подчинить себе мать.

Ребёнок в  этом возрасте тонко различает ласковый и сердитый тон. Значит, пришло время похвалить его или показать, что им недовольны. Следует укрепить столь важное понимание – когда им довольны, а когда нет. При неправильном воспитании в 8 – 9 месяцев ребёнок может истерически изгибаться и кричать в манеже. В таком случае необходимо быть твёрдым. Следует помнить: ребёнок никогда и ничего не должен добиться истерикой. Один, два раза родители стерпят, выдержат истошный крик, но малыш не получит желаемого, и истеричность исчезнет, не получив подкрепления. Лучше уйти из комнаты, где буйствует ребёнок. Без зрителей истерика, всегда рассчитанная на них, прекращается. И, конечно, родители, когда ребёнок в истерике, всем своим видом демонстрируют недовольство им. Родителям часто приходится проявлять твёрдость. Ребёнок с младенчества должен усвоить, что, если он переходит грань допустимого, любящие, ласковые, добрые родители становятся суровыми. Это важный рычаг воспитание. Ласка – всегда поощрение и знак для ребёнка: всё хорошо, так себя и надо вести. Родители вдруг становятся строгими – стало быть, они огорчены им. Малыш пытается настоять на своём, однако родители непреклонны и серьёзны. И он уступает, получая урок: за определённую черту переходить нельзя. Воспитывать надо поощряя, но и твёрдо настаивая на своём в случае необходимости. И тогда ребёнок очень рано уловит смысл слов «можно» и «нельзя», как и научится понимать просьбу «подожди». Если такое понимание будет воспитано вовремя, не придется прибегать к наказаниям, когда малыш подрастёт. Необходимость в наказании – свидетельство уже упущенного в воспитании. Ребёнка, правильно воспитанного с самого раннего возраста, наказывать не приходится. Наказание – всегда перевоспитание. Наказание – всегда насилие, беда для родителей и для ребёнка. Это уже борьба между ними. Хорошо воспитанный ребёнок не подаёт повода для наказания. И если пришла такая необходимость, нужно помнить следующее. Наказание никогда не должно оскорблять, унижать, запугивать ребёнка. Детей никогда не следует бить. Наказание – всегда демонстрация глубокого огорчения родителей поведением ребёнка. Такая демонстрация уже наказание, если он любит родителей и они авторитетны для него. Наказание – всегда лишение ребёнка того, чего он более всего хочет, что ценит, демонстрация презрения не к нему, а к его поступку, изменение отношения к нему. От него отворачиваются. С ним обращаются сухо, говорят только по делу до тех пор, пока он не заслужит возвращения к нему доверия и прежнего сердечного отношения. Унижающее, запугивающее, причиняющее боль наказание ни к чему хорошему не приводит и ничего не решает. Поскольку в необходимости наказать ребёнка виноваты и родители (просчёт воспитания), лишение касается всех – все не идут на прогулку, все не смотрят интересную передачу, как бы говоря о проступке: вот как всё огорчительно, вот к каким последствиям это приводит. Переживания, связанные с наказанием, подвигают ребёнка и к раннему постижению чувства стыда.

Если понятное, справедливое «хочу» и «не хочу»  удовлетворяется, ребёнок поймет разумность, справедливость «нельзя» и «надо». В начале он воспримет это не осознаваемо, затем как осознанную категорию. «Нельзя» и «надо» войдут в его плоть и кровь, превратятся в стержень чувства собственного достоинства, которое будет ущемляться как раз тогда, когда человек вынужден переступить через упомянутые понятия. Самостоятельность проявится больше в самоограничении «нельзя» и в выполнении «надо», чем в достижении запретного «хочу» и в преодолении «не хочу», если «надо». И только в таком случае нет причин для возникновения нервности или трудности. В «можно» и в «нельзя» не должно быть разногласия у взрослых, если они есть – тогда нет воспитания.

Детей никогда  нельзя обижать, но им и нельзя подчиняться. Детей не балуют, им не потакают в  недопустимом.

Приславутое сюсюканье, восхищение детскостью «милые малютки», сверхопека, воспитание трёхлетних как полуторагодовалых, а пятилетних как трёхлетних чреваты тяжелейшими последствиями. В угоду эгоистическим тенденциям, приносится в жертву будущее человека.

Отсутствие воспитания – тоже воспитание. Безнадзорность, дурные влияния при безнадзорности также воспитывают. Не ощущая внимания к себе, ребёнок становится равнодушным к другим или истеричным, протестным. Нет направленного воспитывающего влияния, но есть косвенное. Ребёнок живёт в семье, и на него оказывает воздействие жизнь её взрослых членов. Его воспитывают в том случае, когда всё скрывают от него, и тогда, когда жизнь родителей обнажена; когда в семье много говорят и когда все молчат. Всё это воздействует на формирование личности ребёнка. Воспитывают, когда говорят о работе и о других, и тем, как об этом говорят; когда ссорятся или мирятся, когда семья дружна или каждый сам по себе; когда в семье кого-то третируют и когда отец – «квартирант»: приходит поздно, молча смотрит телевизор, читает, спит и утром неслышно уходит на работу. Всё это – тоже воспитание.

         На ребёнка воздействует всё:  добры или нет родители; удовлетворены  они жизнью или завидуют всем  и каждому; оптимисты или всегда  «смертельно усталые» и им «всё надоело». Для него не безразлично, что у них разные характеры, то, к чему они стремятся, что предпочитают и что любят, чему радуются, печалятся, как негодуют, чего опасаются. Ребёнок всё видит, слышит, по-своему воспринимает и перерабатывает, на него воздействует буквально всё, и это само по себе – воспитание. Ответа требует только одно: как его всё это воспитывает?

         Неприятие ребёнка приводит, в  конце концов, к неприятию родителей.  Возникает взаимное отчуждение, что, в свою очередь, усугубляет взаимное неприятие. Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. И тогда один ищет компенсацию – отдушину, утешение вне семьи. Подрастая, найдя компанию таких же ущемлённых и безнадзорных, он праздно проводит время, пренебрегает учебой. В компании к нему проявляют внимание, встречают его с радостью, в чем он и нуждается. Там весело, и он забывает о своих горестях. Но на этом пути он становится трудным. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых, и он поступает вопреки их советам и требованиям. Чертами характера становится необязательность, безответственность, эгоизм, отсутствие серьёзных привязанностей, когда тот и приятель, кто с ним сегодня.

Информация о работе Профилактика девиантного поведения