Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:14, реферат
Образ жизни семьи во многом связан с её материальным положением, но, даже имея хороший материальный достаток, многие семьи переживают духовный кризис в отношениях, как между супругами, так и в отношениях с детьми. Уровень общения переходит на узко ориентированный (еда, одежда, дом), деградирует культура общения в семье. Чаще всего проблемы с детьми бывают в семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания или наоборот - попустительский, где наблюдается эмоциональная отверженность ребенка либо гиперопека. Негативно сказывается, когда на ребенка вешают ярлыки: ''жертва судьбы'', ''несчастный'', ''невыносимый'' или ''самый лучший''.
В связи с этим становится актуальным вопрос о планомерной и системной организации летнего отдыха детей, в частности, в детских центрах, лагерях, загородных комплексах.
Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей, а с другой стороны - учреждением дополнительного образования, в задачи которого входит обучение и воспитание детей.
Сейчас летние лагеря являются частью социальной среды, в которой дети открывают, реализуют свои возможности, приобретают опыт социального взаимодействия в отрыве от привычной семейной или школьной атмосферы. Дополняя и расширяя влияние семьи и школы на ребенка, преследуется цель: содействие социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С учетом сегодняшнего характера развития нашего общества ведущие задачи воспитания должны быть направлены на формирование у детей умения ориентироваться в достаточно сложной ситуации, развитие навыков саморегуляции, коммуникативной компетенции, навыков преодолевающего поведения.
Вместе с этим встает проблема обучения специалистов, которые бы выполняли задачи профилактики наркомании в детских лагерях. По распространенному сейчас мнению, профилактика наркомании входит в должностные обязанности медицинских работников (профилактику наркомании относят к санитарному просвещению и гигиеническому воспитанию детей). Однако сейчас уже становится очевидным, что медицина некомпетентна и неэффективна в вопросах профилактики, поскольку имеет дело только с организмом, а не с личностью ребенка, которая и должна стать адресатом профилактики.
С другой стороны, этим могут заниматься педагоги, воспитатели, вожатые, в задачу которых входит воспитание детей. Они могут больше времени уделять "разговорам по душам", проводить мероприятия, беседы и т.д. Это входит в их прямые обязанности. Однако помимо педагогических обязанностей вожатые и воспитатели имеют множество дополнительных организационных обязанностей. Более того, иногда для профилактических целей необходима коррекция поведения ребенка, что не может входить в компетенцию вожатого как педагога.
Литература:
1. Д.В.
Колесов «Предупреждение
2. М.И.Буянов «Ребёнку нужна родительская любовь», М.1984
3. «Дети с девиантным поведением: психолого – педагогическая реабилитация и коррекция», издат-во МАИ, М.1992
4. «Теория и методика социальной работы» (курс лекций) под ред-й В.И.Жукова, М.1994
5. В.И.Гарбузов «Нервные дети», М.1990
6. Василькова «Социльная педагогика», М.1999
7. В.С.Селиванов «Основы общей педагогики: теория и методика воспитания», М.2000
8.
«Девиантное поведение
9. Г.Крайг «Психология развития», СПб, 2001
10.
Материалы конференции «Мир