Главное управление
образования Курганской области
Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Курганский педагогический
колледж»
Контрольная работа
по предмету: «Инклюзивное образование»
на тему: "Профилактика
и коррекция отклонений в психическом
развитии детей".
Содержание
Введение
- Непосредственные
и опосредованные методы профилактики
и коррекции отклонений
- Приемы и упражнения,
направленные на формирование навыков
позитивного самовосприятия
- Приемы и упражнения,
направленные на формирование навыков
сотрудничества.
- Приемы и упражнения,
направленные на формирование навыков
самовыражения.
Заключение
Введение
Современная ситуация
в образовании является не простой. Неуклонно
растет число детей с отклонениями в развитии.
Наблюдается увеличение разнообразных
отклонений в психофизическом развитии,
особенно среди детей и подростков. В специализированной
психолого-педагогической помощи нуждаются
не только дети, обучающиеся в коррекционных
учреждениях, но и воспитанники массовых
школ и детских садов. Большинство таких
детей не грубые, а стертые, пограничные
формы отклонений, проявляющиеся в дефиците
внимания, расстройствах эмоциональной
сферы, характерологических, поведенческих
девиациях и пр. следствием этого становятся
затруднения в формировании различных
форм деятельности, прежде всего учебной,
более или менее устойчивая социальная
дезадаптация и нарушения процесса социализации.
Увеличение численности
лиц с отклонениями в развитии существенно
изменило характер отношения к ним со
стороны общества.
- Непосредственные
и опосредованные методы профилактики
и коррекции отклонений.
Положения,
высказанные Л. С. Выготским еще в 1930-х
гг. прошлого века о природе компенсации
тех или иных недостатков, в полной мере
сохраняют свою актуальность в качестве
методической основы в организации коррекционной
работы с детьми, имеющими отклонения
в развитии. Основываясь
на теории американского психолога А.Адлера
об огромной движущей силе, заложенной
в переживании человеком чувства неполноценности,
Выготский, однако, рассматривал не только
значимость осознания своего недостатка
в развитии компенсаторных механизмов,
но и роль самого
недостатка в перестройке механизмов
реализации психической деятельности,
в формировании так называемых «обходных
путей».
Методы, которые необходимо
использовать для профилактики и коррекции
психических отклонений детей можно разделить
на две группы:
- методы непосредственного
воздействия на детей;
- методы опосредованного
воздействия, ориентированные на работу
с семьей и самими воспитателями.
Основным
признаком личностно-ориентированного
подхода в педагогике может служить наличие
у педагогов установки на активное, заинтересованное
вслушивание в каждого ребенка, желание
увидеть и учесть его индивидуальность
и построить взаимодействие с детьми на
основе базовых составляющих эффективной
коммуникации.
Воспитатель
должен владеть методами, направленными
на развитие:
- позитивного
самовосприятия детей с одновременным
уважением ценности другого человека;
- навыков сотрудничества,
умение разрешать конфликтные ситуации
ненасильственным путем;
- навыков эффективного
самовыражения в гармоничном единстве
вербальных и невербальных составляющих.
Из конкретных
методик, позволяющих технологизировать
вышеуказанные установки, можно предложить
ряд простых упражнений, которые органично
могут стать составной частью повседневной
жизни группы, способствуя созданию атмосферы
доверия и безопасности в группе. Их можно
сгруппировать по временным этапам жизни
группы, а также по психотерапевтической
направленности различных видов детской
активности.
По хронологической
классификации наиболее важными с точки
зрения психотерапевтической нагрузки
являются начало и конец дня в группе.
Активное доброжелательное внимание,
стимуляция деятельности и закрепление
достигнутых успехов должны составить
самостоятельные эпизоды жизни группы.
Для этого в начале и конце дня целесообразно
устраивать так называемый утренний и
вечерний круги общения. Именно на таких
занятиях воспитатель имеет возможность
в рамках целой группы стимулировать проявление
взаимного внимания, преодоление эгоцентрических
установок.
В начале дня
также 10— 15-минутные занятия должны касаться
прежде всего эмоционального самочувствия
детей (отработка навыков эффективного
самовыражения, узнавания эмоциональных
состояний другого человека и умения оказать
ему эмоциональную поддержку, создание
положительного настроения на текущий
день). На данном этапе можно использовать
различные игры детей с именами (называние
каждым ребенком своего имени, называние
имени с каким-либо хорошим качеством
или жестом, называние ласкательных имен),
игры на выражение и взаимоузнавание эмоциональных
состояний. Например, можно провести следующую
игру. Детям предлагаются карточки с изображением
различных настроений. Каждый выбирает
ту, которая в большей степени соответствует
его настроению. Затем можно попросить
детей либо рассказать о причинах своего
настроения, либо перейти к угадыванию
состояний каждого ребенка, после чего
оказать эмоциональную поддержку детям,
у которых снижено настроение, выяснить
причины их состояния.
Аналогичный
материал о состоянии детей в начале дня
можно получить, используя возможности
изобразительной деятельности, предложив,
например, игру «Рисуем эмоции», участвуя
в которой ребенок в рисунке передает
свое настроение.
Хорошим средством,
направленным на осознание своего эмоционального
состояния, является игра «Волшебный мешок».
Детям предлагается сложить в настоящий
мешок, пластиковый или бумажный, все отрицательные
эмоции (обиду, злость, неприязнь и др.),
и затем производится ритуал выбрасывания
этого мешка. Но может быть и волшебный
мешок с необходимыми ресурсными состояниями,
из которого можно взять то, что тебе необходимо.
В конце дня
важно подвести итоги тем достижениям,
которые наблюдались у каждого ребенка,
закрепить малейший успех или движение
в его сторону. Закрепить положительные
впечатления от прошедшего дня можно также
в виде этюдов, таких, например, как «Как
мы учились темноты не бояться», «Самый
интересный момент дня», «Герой дня» (для
закрепления успехов, достигнутых отдельным
ребенком).
Работа с родителями
направлена как на профилактику возможных
нарушений, так и на коррекцию неправильных,
травмирующих ребенка стилей воспитания.
Работа может
проводиться в виде тематических семинаров
для родителей, а также совместных вечеров
вместе с детьми. Главная цель — обучение
родителей эффективным навыкам коммуникации
и способам выражения своей любви к ребенку.
Общепризнанно,
что следующие компоненты эффективного
общения родителей с детьми являются необходимыми.
- Контакт глаз.
Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Большинство
людей неосознанно использует его как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Ребенок использует контакт глаз с родителями и другими людьми для эмоциональной. Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает
страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство
безопасности и уверенности в себе. Часто
бывает, что родители используют контакт
глаз, только когда упрекают ребенка, ругают,
настаивают на своем. В результате на фоне
внешней покорности и послушания у ребенка
может развиться депрессия и невроз.
Родители
должны знать о действенности этого контакта,
как созидательного, так и разрушительного.
- Физический
контакт. Речь идет о любом физическом
контакте: прикосновение к руке ребенка,
поглаживание по голове, легкое объятие
и т. п. В каждодневном общении ребенок
должен обязательно чувствовать такие
нежные прикосновения. Эта форма общения
должна быть естественной, не быть демонстративной
и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать
себя уверенно и спокойно и с самим собой,
и с другими. Ему будет легко общаться
с людьми и, следовательно, он будет пользоваться
симпатией, у него будет положительная
самооценка. Можно сказать, что соответствующий
возрасту постоянный физический контакт
— это эффективный способ заполнить «эмоциональный
резервуар» ребенка и помочь ему развиваться
наилучшим образом.
- Пристальное
внимание. Ребенок должен чувствовать
неподдельный интерес к нему со стороны
родителей, заботливую сосредоточенность,
готовность прийти на помощь в нужный
момент.
Пристальное
внимание — жизненно важная, насущная
потребность каждого ребенка. Не получая
достаточно пристального внимания, ребенок
испытывает беспокойство: он мало что
значит, все на свете важнее его. В результате
ребенок не чувствует себя в безопасности,
нарушается его психическое и эмоциональное
развитие. Такой ребенок обычно более
замкнут, чем остальные дети, ему труднее
общаться со сверстниками. Он хуже справляется
с любой конфликтной ситуацией. В детском
саду он часто демонстрирует крайне зависимое
поведение от воспитателя детского сада
и других взрослых, с которыми общается.
- Дисциплина.
Предполагается, что уверенный в любви
и поддержке со стороны взрослых ребенок
должен уметь подчиняться определенному
алгоритму деятельности, соблюдать принятые
на себя обязательства. Важно, чтобы родители
понимали, что «наказание» и «дисциплина»
суть не одно и то же. Наказание предполагает,
что в системе отношений со взрослым у ребенка не был выбран четкий алгоритм взаимной ответственности.
Коррекционная
работа с родителями должна быть направлена
на преодоление ими неправильных, ведущих
к искажению психосоциального развития
ребенка стилей воспитания.
Педагог в
состоянии справиться с данной задачей
только вместе с родителями, а для этого
он должен уметь определить ее и учесть
в своей работе, разъясняя родителям негативные
последствия неправильного воспитания.
2. Приемы и упражнения, направленные на
формирование навыков позитивного самовосприятия.
Упражнение
«Ритм»
Цель: тренировка умения
адекватно реагировать па быстро меняющуюся
ситуацию.
Инструкция: Дети садятся в кругу.
- Пусть каждый
из вас назовет какое-нибудь
животное. При этом будем внимательно
слушать друг друга и постараемся
запомнить, какое животное назовет
каждый.
Теперь давайте запомним
ритм, который будет сопровождать выполнение
упражнения. (Психолог демонстрирует ритм:
два хлопка в ладоши и два удара ладонями
по коленям.)
На протяжении всего
упражнения мы будем выдерживать этот
ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто
начнем первым, хлопнет два раза в ладоши
и скажет название своего животного: например,
«волк», а потом, хлопнув два раза по коленям,
— название животного того, кому он хочет
передать ход. Тот, чье животное будет
названо, в свою очередь, хлопнув два раза
в ладоши, назовет его, а потом, хлопнув
два раза по коленям, назовет еще чье-то
животное. При этом нельзя выбиваться
из ритма и нельзя обращаться к тому, кто
только передал вам ход. Будем очень внимательны,
так как те, кто ошибется, получат дополнительное
задание.
Упражнение
«Умей держать удар»
Цель:Формирование оптимистического
отношения к жизни. Учить владеть собой.
Научить воспринимать с юмором, сложные
и необъективные ситуации.
Инструкция: Предлагается ответить
на обидную фразу с юмором:
Как ты неважно выглядишь.
Несчастная, мне все
известно.
Нога, на которой вы
стоите моя.
Ты подарил мне книгу,
которая уже есть у меня.
Очень медленно идет
работа.
В этом костюме ты намного
старше.
Упражнение
«Кулак»
Цель:Формирование оптимистического
отношения к жизни. Учить владеть собой.
Инструкция: Положите свою боль
(гнев, злость, ненависть) в кулак. Сожмите
его крепко, а затем медленно раскройте.
Почувствуйте, как она улетает как одуванчик.
Насладитесь покоем!
Упражнение
«Клубочек»
Цель: формирование позитивных
эмоций.
Инструкция: Дети по очереди обращаются
друг к другу со словами: «Я рад, что ты,
Оля, рядом со мной». Первый играющий наматывает
на палец конец нити от клубка и отдает
клубок тому, к кому обращается. Участник,
который получает клубок, обматывает нитку
вокруг пальца, обращается к соседу и отдает
ему клубок. Когда все будут соединены
одной нитью, поднимают руки вверх, затем
опускают их на колени. Очень важно все
делать одновременно, чтобы не разрушить
общий круг. Затем клубок сматывается
в обратном направлении. При этом каждый
ребенок наматывает свою часть нити на
клубок, обращаясь к другому соседу с теми
же словами.
«Я люблю
тебя за то...»
Цель: развитие позитивной
установки на сверстников.
Инструкция: дети образуют два
круг а — один внутри другого, Идут в противоположных
направлениях. По сигналу останавливаются,
берутся со стоящим напротив за руки и
говорят: «Я люблю тебя зато, что...»