3. Приемы и упражнения, направленные
на формирование навыков сотрудничества.
Рисуем всей
группой
Цель: способствует развитию
сотрудничества, умению договариваться,
уважать чужую работу, пространство.
Материал: лист ватмана, восковые
мелки или фломастеры.
Инструкция. «Сегодня вы будете
рисовать на одном листе бумаги одновременно.
Придумайте, что вы хотите нарисовать,
и выберите себе место. Для рисования я
дам каждому из вас только один мелок (фломастер),
но я думаю, что вам, конечно, захочется
сделать свои рисунки разноцветными. Для
этого вам нужно будет обмениваться друг
с другом мелками».
Рисование лучше проводить
на большом ковре, чтобы дети могли занять
удобное положение. Взрослый наблюдает
за процессом и предлагает в случае возникновения
конфликтных ситуаций компромиссные варианты
их решения.
Головомяч
Цель: развивать навыки сотрудничества
в парах и тройках, научить детей доверять
друг другу.
Инструкция: скажите следующее: «Разбейтесь на пары
и ложитесь на пол друг напротив друга.
Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова
оказалась рядом с головой партнера. Положите
мяч точно между вашими головами. Теперь
вам нужно его поднять и встать самим.
Вы можете касаться мяча только головами.
Постепенно поднимаясь, встаньте сначала
на колени, а потом на ноги. Пройдитесь
по комнате».
Аэробус
Цель: научить детей согласованно
действовать в небольшой группе, показать,
что взаимное доброжелательное отношение
товарищей по “команде” дает уверенность
и спокойствие.
Инструкция: скажите следующее: «Кто из вас хотя
бы раз летал на самолете? Можете ли вы
объяснить, что держит самолет в воздухе?
Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов?
Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким
Аэробусом? Остальные ребята будут помогать
Аэробусу «летать». Один из детей (по желанию)
ложится животом вниз на ковер и разводит
руки в стороны, как крылья самолета. С
каждой стороны от него встает по три человека.
Пусть они присядут и просунут руки под
его ноги живот и грудь. На счет «три» они
одновременно встают и поднимают Аэробус
с поля... Так, теперь можно потихонечку
поносить Аэробус по помещению. Когда
он почувствует себя совершенно уверенно,
пусть закроет глаза, расслабится, совершит
«полет» по кругу и снова медленно «приземлится»
на ковер».
Когда Аэробус «летит», ведущий
может комментировать его полет, обращая
особое внимание на аккуратность и бережное
отношение к нему. Вы можете попросить
Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто
его понесет. Когда вы увидите, что у детей
все получается хорошо, можно «запускать»
два Аэробуса одновременно.
Ива на ветру
Цель: способствует доверию
и снимает напряжение.
Инструкция: «Вообразите теплую
летнюю ночь. Стрекочут сверчки, легкий
ветер раскачивает чуткие ветви ивы».
Ход игры: группа становится
в тесный кружок, плечом к плечу, а в центре
один ребенок — «ива». Легкие движения
рук вперед изображают ласковые прикосновения
ветра, слегка раскачивающего иву. У ребенка
— «ивы» ноги вместе, руки скрещены на
груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в
том же положении, а тело прямым, но совершенно
расслабленным, ива отдает себя на волю
ветра, раскачиваясь из стороны в сторону,
вперед и назад. Те, кто стоит по кругу,
поддерживают ее мягкими толчками ладоней.
Ветерки, раскачивая иву, поют ей колыбельную
на какой-нибудь нежный мотив. Каждый из
участников должен побывать «ивой».
Прогулка
с завязанными глазами
Цели: игра способствует
доверию и формирует ответственность
за другого человека.
Ход игры: дети по
желанию разбиваются на пары — ведомый
с завязанными глазами и ведущий. Ведущий
берет ведомого за руку и объясняет, где
они сейчас движутся, что их ожидает и
как избежать падения или столкновения
с вещами. Ведомый должен полностью доверять
ведущему. Попросите детей поменяться
ролями через некоторое время. В конце
упражнения обсудите чувства детей во
время игры, в какой роли им больше всего
понравилось.
Дракон
Цель: помочь детям, испытывающим
затруднения в общении, обрести уверенность
и почувствовать себя частью коллектива.
Ход игры: играющие становятся в линию,
держась за плечи друг друга. Первый участник
— «голова», последний — «хвост». «Голова»
должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться
до него. «Тело» дракона неразрывно. Как
только «голова» схватила «хвост», она
становится «хвостом». Игра продолжается
до тех пор, пока каждый участник не побывает
в двух ролях.
Попроси игрушку
Цель: обучить детей эффективным
способам общения.
Ход игры: группа делится на пары, один
из участников пары (участник 1) берёт в
руки какой-либо предмет, например, игрушку,
тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник
(участник 2) должен попросить этот предмет.
Инструкция участнику 1: «Ты держишь в
руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая
очень нужна тебе, но она нужна и твоему
приятелю. Он будет у тебя, ее просить.
Постарайся оставить игрушку у себя и
отдать ее только в том случае, если тебе
действительно захочется это сделать».
Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные
слова, постарайся попросить игрушку так,
чтобы тебе ее отдали». Затем участники
1 и 2 меняются ролями.
4.Приемы и упражнения, направленные
на формирование навыков самовыражения.
Упражнение
«Комплименты»
Все участники сидят
в кругу, первый участник говорит комплимент
сидящему рядом с собой и берет его за
руку. Принимающий комплимент кивает головой
и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»
Затем он дарит комплимент своему соседу
и берет его за руку. Так продолжается
до тех пор, пока круг не замкнется.
Цель упражнения: установление
контакта участника тренинга с группой,
умение самовыражения и преодоление социальных
страхов.
Упражнение
«Всё скажу без слов»
Материалы: карточки
с выражениями:
Учитель у доски рассказывает
ученику новую тему.
Ученик списывает контрольную
на глазах у учителя.
Врач принимает пациента.
Друзья отдыхают на
море.
Участники делятся
на пары, психолог раздает каждой паре
карточки с выражениями. Участники не
прибегая к речи, а с помощью мимики, жестов
и телодвижений должны будут объяснить
присутствующим ту ситуацию, которая написана
в карточке.
Цель: демонстрация
навыков невербального общения, умение
самовыражаться, преодоление социальных
страхов, в первую очередь застенчивости
и неуверенности.
Время подготовки:
3-5 мин.
Также участники в
процессе дискуссионного обсуждения пытаются
дать определение термину «уверенное
поведение», а также выявить, какого человека
можно назвать уверенным в себе. Затем
подводятся итоги этого обсуждения и психолог
приводит пример одного из обобщенных
определений уверенности в себе:
Под уверенностью
в себе понимают способность
человека предъявлять свои требования
и запросы в процессе общения с окружающими
и добиваться их осуществления. Кроме
этого к уверенности относится способность
разрешать себе иметь запросы и требования,
осмеливаться их проявлять и обладание
навыками их осуществления.
Уверенные
в себе люди говорят громко и ясно,
но никогда не переходят на крик, часто
смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят
собеседника глазами», всегда выдерживают
оптимальную дистанцию общения, не приближаясь
к собеседнику вплотную. Уверенные в себе
люди умеют держать паузу в разговоре,
редко перебивают партнеров, способны
ясно и четко выражать свои мысли. Например,
когда ученик вступает в дискуссию с учителем,
сначала внимательно его слушает, а затем
уже дает свое объяснение тому или иному
проблемному вопросу. Или когда на собрании
человек может четко высказать свое личное
мнение по тому или иному вопросу.
На словах уверенные
в себе люди открыто говорят о своих чувствах,
желаниях и претензиях, сопровождая их
кратким и четким обоснованием, часто
используют местоимение я, не боятся выражения
личного мнения. Оскорбления, упреки, обвинения
редко можно услышать от уверенных в себе
людей. Все претензии к окружающим они
высказывают от своего собственного лица.
Узнавание
эмоций
Цель: развитие способности
понимать эмоциональное состояние окружающих
людей, возможности к самовыражению, снятие
барьеров в общении. Формирование моральных
представлений, коррекция поведения.
Форма проведения: индивидуальная и
групповая.
Ход игры: Каждый ребёнок по
очереди задумывает эмоцию и показывает
её с помощью мимики. Остальные должны
узнать эмоцию.
Каждый ребёнок выбирает
себе одну карточку с изображением какого
– либо эмоционального состояния и рассказывает,
когда, в какой ситуации он бывает таким
(«Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…»,
«Я огорчаюсь, когда…» и т. д.).
Дети вспоминают что
– нибудь весёлое и стараются это выразить
мимикой, жестами, пластикой – всем телом.
Наблюдают, как это делают другие.
Дети вспоминают что
– нибудь печальное.
Дети вспоминают что
– нибудь, вызывающее злость.
Заключение
Полноценное развитие
ребенка – одна из важнейших задач общества
требует поиска наиболее эффективных
путей достижения этой цели. Защита прав
ребенка на развитие в соответствии с
индивидуальными возможностями становится
сферой деятельности, в которой тесно
переплетаются интересы родителей, медицинских
работников, педагогов и психологов.
Методы, используемые
для профилактики и коррекции психических
отклонений детей можно разделить на две
группы:
- методы непосредственного
воздействия на детей;
- методы опосредованного
воздействия, ориентированные на работу
с семьей и самими воспитателями.
Воспитатель,
педагог должен владеть методами, направленными
на развитие:
- позитивного
самовосприятия детей с одновременным
уважением ценности другого человека;
- навыков сотрудничества,
умение разрешать конфликтные ситуации
ненасильственным путем;
- навыков эффективного
самовыражения в гармоничном единстве
вербальных и невербальных составляющих.
В данной работе, постарались
раскрыть работу педагогов как с самим
ребенком, так и с его родителями для достижения
положительных результатов. Также представлены
упражнения направленные на формирование
положительного восприятия различных
ситуаций, на формирование самовыражения
и взаимодействие с окружающими.
Список литературы
- Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: Этнопедагогический подход. – ТЦ Сфера, 2005.-144с.
Монина Г.Б. Коммуникативный
тренинг. – СПб.: Речь, 2010.
Власова Т.А.,
Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.
М., 1973.
Лебединский
В.В. Нарушение психического развития
у детей. - М., 1985.
start="5"
Усанова О.Н.
Дети с проблемами психического развития
М., 1995.
Семаго Н.Я.,
Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической
и коррекционной работы психолога. – М.,
2000.
- detkin-club.ru
- http://nsportal.ru
- http://yaik74.ru
- http://aikionline.com.