Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:44, реферат
Неврозы - психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными не психотическими расстройствами (страх, тревога, депрессия, колебания настроения и пр.), соматовегетативными и двигательными расстройствами, переживаемыми как чуждые, болезненные проявления и имеющими тенденцию к обратному развитию и компенсации.
Введение…………………………………………………………………….. 2 стр.
Глава 1. Понятие неврозов и его определение…………………………… 3 стр.
Глава 2. Виды неврозов у детей…………………………………………… 6 стр.
Глава 3. Профилактика неврозов у детей………………………………… 10 стр.
Заключение…………………………………………………………………. 12 стр.
Список литературы………………………………………………………… 13 стр.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие неврозов и его определение…………………………… 3 стр.
Глава 2. Виды неврозов у детей…………………………………………… 6 стр.
Глава 3. Профилактика неврозов у детей………………………………… 10 стр.
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Одной из наиболее распространённых
форм патологии нервной системы
являются неврозы.
Термин «невроз» применяют для обозначения
функциональных расстройств нервной системы
— нарушений ВНД.
Неврозы - психогенные заболевания, в основе
которых лежат нарушения высшей нервной
деятельности, клинически проявляющиеся
аффективными не психотическими расстройствами
(страх, тревога, депрессия, колебания
настроения и пр.), соматовегетативными
и двигательными расстройствами, переживаемыми
как чуждые, болезненные проявления и
имеющими тенденцию к обратному развитию
и компенсации.
Невротические расстройства наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний (собственно неврозов) они приобретают, как правило, лишь после 6 - 7-летнего возраста. До того невротические расстройства проявляются обычно в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости.
Неврозы относят к «болезням
Глава 1. Понятие невроз и его определение.
Невроз. Синонимами являются такие слова как психоневроз,
невротическое расстройство. В клиническом
аспекте невроз является психогенным
состоянием и выступает либо как самостоятельная
нозологическая форма, либо как преболезненное
состояние (предболезнь, пограничное состояние),
предшествующее различным соматическим
и/или психическим заболеваниям.
При неврозе может наблюдаться временное снижение умственной и физической работоспособности.
Определение невроза Павловым И. П.
Фундаментальный вклад в понимание неврозов внесли работы Ивана Петровича Павлова и его учеников. Исследуя неврозы в эксперименте на животных, они сформировали ряд представлений об этой форме патологии нервной системы. Эти представления не утратили своего значения до настоящего времени и успешно используются не только в теоретических построениях, но и в клинической практике.
И. П. Павлов в рамках своего физиологического учения определял невроз как хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности (ВНД), вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей. Использование клинического термина «невроз» применительно не только к человеку, но и к животным в начале XX века вызвало множество споров.
Различные психоаналитические теории представляют невроз и его симптоматику в основном как следствие глубинного психологического конфликта. Предполагается, что такой конфликт формируется в условиях сохраняющейся долгое время социальной ситуации, которая препятствует удовлетворению базисных потребностей человека или представляет угрозу для его будущего, которую он пытается, но не может преодолеть.
Теория «инфантильно-
Потребности
человека, его воспитание, жизненный
опыт, взгляды, установки, идеалы определяют
"значимость", а в связи с
этим и "патогенность" для человека
той или иной информации, влияют
на характер психической переработки,
которой эта информация подвергается.
Для возникновения болезни
Широким
признанием во многих западно-европейских
странах, и особенно в США, пользуется
теория "инфантильно-сексуальных комплексов".
Зигмунд Фрейд считал, что согласно этой
теории в раннем детском возрасте появляется
ряд влечений, которые не кажутся ребенку
недозволенными или запретными. Эти влечения
носят сексуальный характер (влечение
девочки к отцу, мальчика к матери) или
аутоэротические влечения (мастурбация),
гомосексуальные влечения. В процессе
воспитания ребенок узнает о порочности,
о запретности этих влечений и они вытесняются
в "бессознательное" и подвергаются
амнезии.
В период взросления и в зрелом возрасте подавление "бессознательных" влечений приводит к неврозам, если это падает на благоприятную почву. Фрейд разработал схемы толкования "бессознательной" сексуальной символики, что часто является не только неправильным, но порой и только толкованием фактов.
Некоторые
ученые считают, что основную роль в
патогенезе неврозов лежит дефицит
родительской любви. По их мнению, это
вызывает у ребенка "базальную
тревогу" и влияет на последующее
формирование личности. Большое значение
придается противоречиям между
потребностями отдельного человека
и возможностями их удовлетворения.
Истоки конфликтов, лежащих в основе
неврозов, просматриваются в
Краткий итог, подведенный учеными
Ученые полагают, что в основе неврозов лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемые личностью противоречия между ней и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию индивидуума.
Общим механизмом неврозов, как показали исследования последнего времени, является нарушение деятельности церебральных структур, обеспечивающих адаптацию к ситуациям, препятствующим удовлетворению потребностей. Вследствие этого возникает неадекватное поведение, перенапряжение нервных процессов, стрессы с соответствующими эндокринными и вегетативными проявлениями. Нервные и гуморальные механизмы регуляции тесным образом взаимосвязаны. Каждый условнорефлекторный и безусловнорефлекторный акт сопровождается соответствующими гуморальными изменениями, т.е. при эмоциональных состояниях (тревога, страх и т.д.) происходит выброс адреналина, а при ярости и гневе - норадреналина. Увеличение адреналина или норадреналина в крови вызывает ряд соматических изменений в организме. За последние годы достигнуты большие успехи в области генетики и изучения биохимических основ памяти - факторов влияющих на процессы синтеза РНК в головном мозге, а также "стирание" следов воспринятого. Можно надеяться, что дальнейшие исследования позволят понять и механизм формирования вызванных психическими травмами стойких и глубоких следов памяти и найти пути их стирания.
Итак, неврозы - это одно из наиболее частых нервно-психических заболеваний. Они возникают чаще у женщин, чем у мужчин, возможно в связи с тем, что семейные и бытовые невзгоды для женщин обычно более значимы. Неврозы могут носить и массовый характер, когда возникает ситуация стресса в стране, регионе, городе.
В качестве факторов риска неврозов следует назвать физическое перенапряжение, соматические болезни, травмы, злоупотребление транквилизаторов и снотворных, а также наркотических веществ.
Глава 2. Виды неврозов у детей
1.Невроз
страха.
Характерно приступообразное возникновение
страхов, особенно при засыпании. Приступы
страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются
выраженной тревогой, нередко аффективными
галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными
нарушениями. Содержание страхов зависит
от возраста. У детей предшкольного и дошкольного
возраста преобладают страхи темноты,
одиночества, животных, которые напугали
ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов
или придуманных родителями с «воспитательной»
целью («черный дядька» и др.)
У детей младшего школьного возраста,
особенно у первоклассников, иногда наблюдается
вариант невроза страха, называемый «школьным
неврозом», возникает сверхценный страх
школы с ее непривычными для него дисциплиной,
режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается
отказом от посещения, уходами из школы
и из дома, нарушениями навыков опрятности
(дневной энурез и энкопрез), сниженным
фоном настроения. К возникновению «школьного
невроза» склонны дети, которые до школы
воспитывались в домашних условиях.
2. Невроз
навязчивых состояний.
Отличается преобладанием разнообразных
навязчивых явлений, т.е. движений, действий,
страхов, опасений, представлений и мыслей,
возникающих неотступно вопреки желанию.
Основными видами навязчивостей у детей
являются навязчивые движения и действия
(обсессии) и навязчивые страхи (фобии).
В зависимости от преобладания тех или
других условно выделяют невроз навязчивых
действий (обессивный невроз) и невроз
навязчивых страхов (фобический невроз).
Часто встречаются смешанные навязчивости.
Обессивный невроз у детей дошкольного
и младшего школьного возраста выражается
преимущественно навязчивыми движениями
– навязчивыми тиками, а также относительно
простыми навязчивыми действиями. Навязчивые
тики представляют собой разнообразные
непроизвольные движения – мигания, наморщивание
кожи лба, переносья, повороты головы,
подергивания плечами, «шмыганье» носом,
«хмыканье», покашливания (респираторные
тики), похлопывания кистями рук, притопывания
ногами. Тикозные навязчивые движения
связаны с эмоциональным напряжением,
которое снимается двигательным разрядом
и усиливается при задержке навязчивого
движения.
При фобическом неврозе у детей более
младшего возраста преобладают навязчивые
страхи загрязнения, острых предметов
(иголок), закрытых помещений. Детям старшего
возраста и подросткам более свойственны
навязчивые страхи болезни (кардиофобия,
канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться
при еде, страх покраснеть в присутствии
посторонних, страх устного ответа в школе.
Изредка у подростков встречаются контрастные
навязчивые переживания. К ним относятся
хульные и кощунственные мысли, т.е. представления
и мысли, противоречащие желаниям и нравственным
установкам подростка. Еще более редкой
формой контрастных навязчивостей являются
навязчивые влечения. Все эти переживания
не реализуются и сопровождаются тревогой
и страхом.
3.Депрессивный
невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза
наблюдаются в подростковом и предподростковом
возрасте. На первый план выступает подавленное
настроение, сопровождающееся грустным
выражением лица, бедной мимикой, тихой
речью, замедленными движениями, плаксивостью,
общим снижением активности, стремлением
к одиночеству. В высказываниях преобладают
психотравмирующие переживания, а также
мысли о собственной малоценности, низком
уровне способностей. Характерны снижение
аппетита, уменьшение массы тела, запоры,
бессонница.
4.Истерический
невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются
рудиментарные моторные припадки: падения
с криком, плачем, разбрасыванием конечностей,
ударами об пол и аффект-респираторные
приступы, которые возникают в связи с
обидой, недовольством при отказе выполнить
требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее
редко у детей и подростков встречаются
истерические сенсорные расстройства:
гипер- и гипестезия кожи и слизистых,
истерическая слепота (амавроз).
5.Неврастения
(астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков
способствуют соматическая ослабленность
и перегрузка различными дополнительными
занятиями. Неврастения в выраженной форме
встречается только у детей школьного
возраста и подростков. Основные проявления
невроза – повышенная раздражительность,
несдержанность, гневливость и в то же
время – истощаемость аффекта, легкий
переход к плачу, утомляемость, плохая
переносимость любого психического напряжения.
Наблюдается вегетососудистая дистония,
сниженный аппетит, расстройства сна.
У детей более младшего возраста отмечаются
двигательная расторможенность, неусидчивость,
склонность к лишним движениям.
6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.Системные невротические проявления.
7.Невротическое
заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно
чаще, чем у девочек. Расстройство в основном
развивается в период становления речи
(2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит
значительное усложнение фразовой речи
и формирование внутренней речи. Причинами
невротического заикания могут быть острые,
подострые и хронические психические
травмы. У детей младшего возраста наряду
с испугом частой причиной невротического
заикания является внезапная разлука
с родителями. Вместе с тем возникновению
невротического заикания способствует
ряд условий: информационные перегрузки,
попытки родителей форсировать речевое
и интеллектуальное развитие ребенка
и др.
8.Невротические
тики.
Объединяют разнообразные автоматизированные
привычные движения (мигание, наморщивание
кожи лба, крыльев носа, облизывание губ,
подергивание головой, плечами, различные
движения конечностями, туловищем), а также
«покашливание», «хмыканье», «хрюкающие»
звуки (респираторные тики), которые возникают
в результате фиксации того или иного
защитного движения, первоначально целесообразно.
В части случаев тики относят к проявлениям
невроза навязчивости. Вместе с тем нередко,
особенно у детей дошкольного младшего
школьного возраста, невротические тики
не сопровождаются чувством внутренней
несвободы, напряжения, стремлением к
навязчивому повторению движения, т.е.
не носят навязчивого характера. Невротические
тики (включая навязчивые) – распространенное
расстройство в детском возрасте, они
обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек
в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические
тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с
острыми и хроническими психическими
травмами в происхождении невротических
тиков играет роль местное раздражение
(конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление
слизистой верхних дыхательных путей
и т.п.). Проявления невротических тиков
довольно однотипны: преобладают тикозные
движения в мышцах лица, шеи, плечевого
пояса, респираторные тики. Часты сочетания
с невротическим заиканием и энурезом.