Профилактика неврозов у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

Неврозы - психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными не психотическими расстройствами (страх, тревога, депрессия, колебания настроения и пр.), соматовегетативными и двигательными расстройствами, переживаемыми как чуждые, болезненные проявления и имеющими тенденцию к обратному развитию и компенсации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 2 стр.
Глава 1. Понятие неврозов и его определение…………………………… 3 стр.
Глава 2. Виды неврозов у детей…………………………………………… 6 стр.
Глава 3. Профилактика неврозов у детей………………………………… 10 стр.
Заключение…………………………………………………………………. 12 стр.
Список литературы………………………………………………………… 13 стр.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.83 Кб (Скачать файл)

9.Невротические расстройства сна. 
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

 

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия). 
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

 

11.Невротический энурез. 
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а также наследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

 

12.Невротический энкопрез. 
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в основном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

 

13. Патологические привычные действия. 
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Профилактика неврозов у детей

 

 

Поскольку причиной неврозов являются психотравмирующие воздействия, предупреждение их играет большую роль в профилактике неврозов. Социальные мероприятия, ведущие  к устранению неуверенности в  завтрашнем дне, уважению личного достоинства  человека, нормализации жилищных, бытовых  условий и т. п., способствуют ликвидации некоторых источников психической  травматизации, вызывающей заболевание, и тем самым предупреждают  возникновение неврозов. Поддержание  мира между народами является лучшим средством профилактики «военных неврозов».

 

Все факторы, ведущие к астенизации  нервной системы, вместе с тем  предрасполагают и к возникновению  неврозов. Поэтому для их профилактики большую роль играет борьба с острыми  и хроническими инфекциями, травмами мозга, в том числе интраутеринными  и родовыми, острыми и хроническими интоксикациями, нарушениями питания  организма и другими вредностями, а также предоставление достаточного отдыха и сна.

 

Недосыпание, особенно в детском  возрасте, является одной из наиболее частых причин развития астенических состояний.

Экспериментальные исследования школы  И. П. Павлова показали возможность  тренировки силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов у животных. У человека в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности может  происходить постепенная тренировка нервных процессов, в связи с  чем устраняются причины, предрасполагающие  к возникновению заболевания.

Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка — развитие у него таких  качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, преданность высоким общественным идеалам. «Тепличная обстановка при  воспитании,— говорил И. П. Павлов,—  может привести к тому, что человек  с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом».

 

Ребенок, которому с детства было все дозволено, который рос избалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться  с интересами других, может в дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда  от него потребуется большая выдержка. При неправильном воспитании у ребенка  могут возникнуть представления, которые  могут сделать его особенно чувствительным к действию определенных, адресованных к ним, раздражителей и легко  превратятся в «больные пункты». Так, например, у ребенка, которого все  время захваливают, развивают у  него тщеславие, представление о  его якобы превосходстве над  другими, нервный срыв особенно легко  может наступить под влиянием неудачи, постигшей его при осуществлении  этих стремлений.

 

Вредным является также привитие ребенку  представлений о его неполноценности, чрезмерная фиксация его внимания на имеющемся у него действительном или мнимом недостатке, а также  подавление его инициативы, и требование от него чрезмерного послушания. Это  может способствовать развитию таких  черт, характера, как неуверенность в себе, мнительность, боязливость, нерешительность, и предрасполагать тем самым к заболеванию психастенией.

 

Важно предохранять ребенка от вредных  внушающих воздействий. Поэтому  недопустимо твердить ему: «Ты лентяй, ты лодырь, ты бездельник. Из тебя вырастет тунеядец. Ты ни на что не способен». Говорить надо: «Ты можешь стать  трудолюбивым; ты можешь заниматься, можешь заставить себя работать, можешь вырасти  полезным членом общества. Ты можешь всего  достигнуть, если захочешь! Ты можешь быть послушным, так и будь им!

 

Сегодня ты уже лучше занимаешься, чем вчера…» Нужно избегать говорить при детях о тяжелых болезнях, чтобы не породить страха перед ними.

Внушать им, что здоровье — это  естественное состояние человека и  что они будут здоровы, если будут  вести нормальный образ жизни; что  не надо бояться ни жары, ни холода, ни дождя, ни ветра и уметь все  переносить стойко, без жалоб, без  слез.

«Для предотвращения нервозности,—  пишет С. Г. Файнберг,— нет ничего важнее, чем с самого раннего детства  воспитывать ребенка так, чтобы  он не получал ни прямых, ни косвенных  выгод от нервности, вспыльчивости, тех или иных болезненных проявлений».

 

У человека в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности может  происходить постепенная тренировка нервных процессов, в связи, с  чем устраняются причины, предрасполагающие  к возникновению заболевания. Большое  значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка  — развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

 

В чём же должна заключаться помощь педагога детям с неврозами?

 
- развитие навыков общения; 
- нахождение признания в детском коллективе; 
- замечать их успехи, хвалить; 
- поддерживать в трудную минуту, защищать от тех кто дразнит и способен на агрессию. 
Профилактика неврозов у детей заключается в основном в формировании механизмов психической саморегуляции. Эмоциональных, с развитым чувством «Я» и художественно-одарённых детей следует окружать заботой и любовью, поддерживать и развивать их чувство «Я». Но без чрезмерной опеки, потакания прихотям и капризам. Разумная твёрдость должна сочетаться с эмоциональным принятием ребёнка, чтобы он не чувствовал себя одиноким, непонятым, нелюбимым.

Родителям нужно иметь в виду, что существует также форма профилактики (и в каком-то смысле даже лечения) неврозов. Это создание для ребенка нормальных условий жизни. Правильный режим, полноценный отдых очень важны для психического здоровья ребенка. Важно выработать совместно с ним правильное и удачное чередование умственных и физических видов деятельности.

 

 

Заключение

 

Неврозы – нервно-психические расстройства, проявляющиеся в нарушениях мироощущения и поведения при отсутствии органических изменений нервной системы.

В детском возрасте неврозы являются наиболее распространенной формой нервно-психического расстройства. Они порождаются психической травмой – тяжелым отрицательным переживанием, вызванным нарушением значимых личностных потребностей и отношений ребенка. 

 

Профилактика неврозов у детей и подростков прежде всего основана на психогигиенических мерах, направленных на нормализацию внутрисемейных отношений и коррекцию неправильного воспитания. Учитывая важную роль в этиологии неврозов особенностей характера ребенка, целесообразны воспитательные мероприятия по психическому закаливанию детей с тормозимыми и тревожно-мнительными чертами характера, а также с невропатическими состояниями. К таким мероприятиям относятся формирование активности, инициативы, обучение преодолению трудностей, дезактуализация пугающих обстоятельств (темнота, разлука с родителями, встреча с незнакомыми людьми, с животными и т.п.). Важную роль играет воспитание в коллективе с определенной индивидуализацией подхода, подбором товарищей определенного склада характера. Определенная профилактическая роль принадлежит также мерам по укреплению физического здоровья, прежде всего занятиям физкультурой и спортом. Немалая роль принадлежит психогигиене умственного труда школьников, предупреждению их интеллектуальных и информационных перегрузок.

 

Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка — развитие у него таких  качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

 

Список литературы:

 

  1. Александрова Е.А. «Как победить стресс. Профилактика и методы лечения».

2. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.

3.Зигмунд Фрейд «Из истории одного детского невроза», 1999г.

4. Захаров А.И. « Психотерапия неврозов у детей и подростков». Л., 1982-1985.

5. Неврозы // Большая медицинская энциклопедия — «Советская энциклопедия», 1981г.

6. Сайт детского практического психолога http://psihologiya.com/

7. Хорни К. «Наши внутренние конфликты», Хорни К. «Самоанализ»

 


Информация о работе Профилактика неврозов у детей