Профилактика употребления психоактивных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 17:16, реферат

Описание работы

Объект
Объектом исследования выступает современная российская молодежь, употребляющая ПАВ.
Задача.
Задачей исследования является профилактики наркозависимости.
Предмет.
Предметом исследования является: методы и концепции программ профилактики употребления наркотиков.

Файлы: 1 файл

Реферат профилактика употребления пав.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Министерство по образованию и науке РФ  
Государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Владимирский государственный университет

им. А.Г и Н.Г. Столетовых»

 

 

 

 

Кафедра «СПП»

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Профилактика наркотизации молодёжи»

на тему:

Профилактика употребления психоактивных веществ.

 

 

 

Выполнила:

ст. гр. ТР-114

Багрова О.В. 

Приняла:

Левицкая Л.В.

 

 

Владимир 2014

 

 

Содержание:

 

 

Введение.

 

 Общественные перемены всегда сопровождаются социальной дезорганизацией, всплеском девиантного поведения, нарушающими правовые нормы и правила. Сложность решения различных политических, экономических проблем,  противоречие духовной жизни сказываются в первую очередь на молодежь, которая является незащищенным слоем населения, но играет важную роль в жизни общества.

В последнее время увеличилось употребление наркотических и психотропных веществ. Это явление приобретает характер эпидемии, его нужно изучить и выяснить, что требуется  сделать для снижения этой эпидемии. Основными потребителями является молодёжь, которая сама находится в весьма сложном положении в результате различных явлений нашей жизни.

Это прежде всего, социально-экономический кризис, который очень влияет на уровень жизни. В условиях социально-экономической нестабильности, несформированные системы ценностных ориентацией, девальвации ценностей семьи и школы, риск приобщения к наркотикам особенно велик у тех подростков, которые имеют негативный жизненный опыт, живут в неполных семьях, попали в компанию пьющих или курящих сверстников, тех, кто уже пробовал или эпизодически употреблял наркотики.

Задача исследования: выяснить какие существуют средства лечения и главным образом профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ). Сравним различные методы и концепции программ профилактики. Что нужно сделать, и что влияет на человека, почему он начинает употреблять наркотики. Каковы масштабы наркомании?

А также рассмотрим немного истории о наркотиках, их появлении употреблении и отношения к ним в различное время с древних времен  и до наших дней.

Объект

Объектом исследования выступает современная российская молодежь, употребляющая ПАВ.

Задача.

Задачей исследования является  профилактики наркозависимости.

Предмет.

Предметом исследования является: методы и концепции программ профилактики употребления наркотиков.

ПАВ - Это любые вещества, которые при введении в организм человека оказывают влияние на психические процессы: восприятие, настроение, внимание, способность к познанию, поведение и т.д. Некоторые из психоактивных веществ отнесены к наркотическим (морфин, героин, амфетамин и др.), другие не отнесены (алкоголь, никотин, кофеин и т. д.). 

Наркотическая зависимость.

Наркотики – это сильнодействующие вещества ( природные, синтетические, парализирующие центральную нервную систему, вызывающие искусственный сон и безболезненность, иногда неадекватное поведение, галлюцинации, потерю сознания, смерть ).

Наркомания - это тяжелая болезнь, сопровождающаяся физической и химической зависимостью от наркотических веществ, требующая длительного лечения, психологической коррекции личности и гармонии внутрисемейных отношений.

Наркоман – это человек, у которого в связи с употреблением наркотиков возникает состояние с периодической или постоянной интоксикацией, которая в результате увеличения дозы снижает биологическую реакцию на повторный приём, толерантность повышает дозу вещества для получения желаемого эффекта, у которого наблюдается выраженная психическая и физическая зависимость от препарата, что проявляется в непреодолимом влечении к наркотику и заставляет добиваться его любыми способами.

Условные этапы  наркотической зависимости, основные признаки, прогноз.

 

1 этап: «преднаркомания». Пробование.

Нарастающее безразличие ко всему, уходы из дома и прогулы в школе, частая и резкая смена настроения, стремление уйти от невзгод, неурядиц, стрессов, расслабиться, отвлечься, необычные просьбы дать денег; частые необъяснимые телефонные звонки; снижение успеваемости.

Внешние признаки:

Вялость, заторможенность, «погружение в себя», неестественно суженные пли расширенные зрачки, замедленная невнятная речь, пошатывание при отсутствии запаха алкоголя изо рта.

Прогноз:

Влечение к наркотикам еще только формируется, и для вас это важнейший этап борьбы за близкого человека.

Если вы приступили к незамедлительным действиям, то успех обеспечен в 97%.

2 этап: Развитие наркотической зависимости

Уход от общения с домашними, самоизоляция, уход от участия в делах семьи; болезненная реакция на критику; невозможность сосредоточиться; повышенная утомляемость, сменяющаяся повышенной энергичностью, случаи пропажи домашних вещей.

Внешние признаки:

Неестественно суженные или расширенные зрачки, неустойчивая, шатающаяся походка, не связанная с алкогольным опьянением, бессмысленные высказывания.

Прогноз:

Влечение к наркотикам сформировалось и становится непреодолимым. Шанс 50%. Вы еще можете спасти ребенка или близкого вам человека Нужны радикальные меры.

3 этап: Наркомания

Изменение образа жизни; постоянная направленность только на поиск наркотиков; практически полное безразличие к родным и близким; потеря аппетита, похудение, неряшливый вид, отекшие кисти рук, сухие волосы; постоянные случаи пропажи из дома ценностей и денег.

Внешние признаки:

Четко формируются видом потребляемого наркотика и дополняют указанные на предыдущих этапах признаки.

Очевидные признаки:

Дополнительно к 1 и 2 этапам: одежда с длинными рукавами, скрывающая следы от уколов; случаи передозировки, отравления, «ломки» становятся систематическими.

Прогноз:

Сформировалась психическая и физическая зависимость от наркотиков, непреодолимое влечение с губительными последствиями. Прогноз катастрофичен, излечиваемость — 3%. 90—97% инъекционных наркоманов погибают в течение 1—7 лет от отравлений наркотиками (передозировки), гепатита, СПИДа и других инфекционных заболеваний.

 

Признаки наркотизации.

 

1.Ребенок в семье отстраняется  от родителей, часто и надолго  исчезает из дома или же запирается в своей комнате. Расспросы, даже самые деликатные, вызывают у него вспышку гнева.

2.У него меняется круг  общения, прежние друзья исчезают, новые предпочитают как можно  меньше контактировать с Вами, почти ничего не сообщают о  себе.

3.Ваш «семейный» дом постепенно превращается в «штаб-квартиру» - часто звонит телефон, Ваш ребенок в присутствии посторонних не разговаривает открыто, а использует намеки, жаргон, условные «коды».

4.Меняется характер ребенка. Его не интересует то, что раньше  имело значение: семья, учеба, увлечения. Появляется раздражительность, вспыльчивость, капризность, эгоизм, лживость.

5.Его состояние немотивированно  меняется: он то полон энергии, весел, шутит, то становится пассивен, вял, иногда угрюм, плаксив.

6.У ребенка появляются финансовые проблемы. Он часто просит у Вас деньги, но объяснить, на что они ему нужны, не может, или объяснения малоубедительны. Из дома постепенно исчезают деньги и вещи. Сначала это может быть незаметно, пропажи в семье объясняются случайностью (потеряли, забыли куда положили). Потом уже исчезновение (видеотехники, например) трудно скрыть.

7.Иногда Вы наблюдаете, необычное состояние Вашего ребенка: оно может быть похоже на  опьянение, но без запаха алкоголя. Может быть нарушена координация  движений, речь, появляется нелепый смех, зрачки расширены или сужены. Конкретные признаки опьянения зависят от вида вещества.

Для большей убедительности в начале первых проб с наркотиками можно использовать так называемые «стрип - тесты», которые продаются в аптеках и представляют собой полоски, типа лакмусовой бумаги. Их надо погрузить с исследуемую мочу, результат проявится через 5 минут в виде изменения окраски. Одни тесты рассчитаны на один вид наркотика, другие выявляют пять видов. Чувствительность метода достаточно высока: наркотик выявляется даже спустя три дня после прекращения его приема.

 

Симптомы употребления подростками наркотических веществ

 

Определить, употребляет ваш ребенок наркотики или нет, сложно, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет наркотики периодически. Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки могут появляться совершенно по другой причине. И все же стоит насторожиться, если проявляются:

Физиологические признаки:

    • бледность или покраснение кожи
    • расширенные или суженные зрачки,
    • покрасневшие или мутные глаза
    • несвязная, замедленная или ускоренная речь
    • потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи
    • хронический кашель
    • плохая координация движений (пошатывание или спотыкание)
    • резкие скачки артериального давления
    • расстройство желудочно-кишечного тракта

Поведенческие признаки:

    • беспричинное возбуждение, вялость
    • нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания
    • уходы из дома, прогулы учёбы по непонятным причинам
    • трудности в сосредоточении на чем-то конкретном
    • бессонница или сонливость
    • болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения
    • избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки
    • снижение успеваемости
    • постоянные просьбы дать денег
    • пропажа из дома ценностей;
    • частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры
    • самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны
    • частое вранье, изворотливость, лживость
    • уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы
    • неопрятность внешнего вида.

 

Очевидные признаки:

    • следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки
    • бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки
    • закопченные ложки, фольга
    • капсулы, пузырьки, жестяные банки, пачки лекарств снотворного или успокоительного действия
    • папиросы в пачках из-под сигарет.

 

Цели, задачи и принципы профилактики употребления ПАВ.

Профилактика в образовательной среде является компонентом общей системы предупреждения  употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью и формирования здорового образа жизни  в обществе.

Цель профилактики в образовательной среде – развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности  в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

Целевыми группами (субъектами) профилактики употребления ПАВ в образовательной среде являются: обучающиеся, воспитанники, а также их родители (законные представители), специалисты образовательных учреждений (педагоги, медицинские работники, психологи, социальные работники), сотрудники территориальных органов ФСКН России, сотрудники органов внутренних дел, представители общественных объединений и организаций, способные оказывать  влияние на формирование здорового образа жизни в среде несовершеннолетних и молодежи.

Задачами профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде  являются:

формирование единого профилактического пространства  в образовательной среде путем  объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы  профилактики;

мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений;

исключение  влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в  употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;

развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, воспитанников:

личностных  - формирование  социально значимых знаний, ценностных ориентаций,  нравственных представлений и форм поведения у целевых групп профилактики;

социально-средовых –  создание инфраструктуры службы социальной, психологической поддержки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья; 

этико-правовых - утверждение в обществе всех форм контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующих употреблению ПАВ среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

Объектами профилактики в образовательной среде являются обучающиеся, воспитанники, а также условия и факторы жизни обучающихся, воспитанников, связанные с риском  употребления ПАВ, влияние которых возможно корректировать или нивелировать за счет специально организованного профилактического  воздействия.

Первая группа объектов объединяет факторы и условия, внешние по отношению к личности обучающегося, воспитанника. Их действие проявляется на макросоциальномуровне общества в целом и на микросоциальном уровне как влияние ближайшего окружения. К социальным факторам и условиям относятся: доступность ПАВ, связаннаяс низкой эффективностью контроля за распространением ПАВ; либеральные  установки в отношении  употребления ПАВ, которые демонстрируются  средствами массовой информации, обществом в целом и значимыми для школьника социальными группами (семья, сверстники, друзья и т.д.); недостаточный уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективную социальную адаптацию обучающихся, воспитанников (досуговые учреждения, социально-психологические службы); социально-психологические особенности ближайшего окружения школьника или подростка, в том числе и его родителей (законных представителей).

Информация о работе Профилактика употребления психоактивных веществ