Профилактика употребления психоактивных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 17:16, реферат

Описание работы

Объект
Объектом исследования выступает современная российская молодежь, употребляющая ПАВ.
Задача.
Задачей исследования является профилактики наркозависимости.
Предмет.
Предметом исследования является: методы и концепции программ профилактики употребления наркотиков.

Файлы: 1 файл

Реферат профилактика употребления пав.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Сторонники этого подхода также подчеркивают огромную роль среды, и их программы ориентируются на развитие позитивной активности.     

 Выделяются  4 варианта программ:

1.   Предложения специфической позитивной активности (например, путешествие с приключениями), предполагающие и сильные эмоции, и преодоление сильного рода препятствий.

2.    Комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью.

3.    Поощрение участия во всех видах деятельности.

4.    Создания групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. 

Результаты внедрения этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, эффективны для групп повышенного риска, аддитивного и других форм отклоняющего поведения.

Уровни профилактики наркотизации:

Первый уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности социальных институтов (системы здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Он обеспечивает  формирование  единых  механизмов реализации профилактического направления в масштабах общества и создает условия (организационные, правовые, содержательные) для предупреждения употребления ПАВ в конкретном региональном и муниципальном образовании.

Второй уровень предполагает реализацию  профилактических задач в масштабах деятельности конкретных учреждений, относящихся к различным социальным сферам, и  ориентирован на конкретные социальные группы обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и ближайшего окружения, специалистов системы профилактики.

Оба структурных уровня тесно взаимосвязаны.

В структуре содержания задач профилактики в образовательной среде выделяют три направления – первичную, вторичную, третичную  профилактику.

Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих зависимость. Эта работа ориентирована на работу со здоровыми детьми и лицами из групп риска по употреблению ПАВ. К группам риска относятся несовершеннолетние и молодежь, в ближайшем окружении которых есть систематические потребители алкоголя и/или наркотических средств, а также несовершеннолетние, находящиеся в трудных жизненных обстоятельствах и неблагоприятных семейных или социальных условиях.

Вторичная профилактика – система социальных, психологических и медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения формирования зависимости от ПАВ. Целевыми группами детей, подростков и молодежи для вторичной профилактики являются лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающие признаков формирования зависимости как болезни (алкоголизма, токсикомании, наркомании).

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ – система социальных, психологических и медицинских действий с  лицами, страдающими зависимостью от алкоголя, токсических и наркотических веществ, направленных на предотвращение рецидивов патологической зависимости и способствующих восстановлению здоровья, личностного и социального статуса больных, включая их возвращение в семью, в образовательное учреждение, к общественно-полезным видам деятельности. Третичная профилактика интегрируется с комплексной реабилитацией лиц, страдающих зависимостью от ПАВ.

Первичная профилактика  является приоритетным направлением превентивной деятельности в образовательной среде  и реализуется преимущественно через работу  общеобразовательных учреждений. Основой содержания  первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика  на основе  педагогических и психологических технологий. Она связана с формированием и развитием у обучающихся, воспитанников личностных ресурсов, повышающих их устойчивость к негативным влияниям среды.

Виды профилактики

Профилактика наркозависимости может осуществляться по разным направлениям:

1)  Общая профилактика  употребления ПАВ. Она осуществляется  в учебном процессе и во  второй половине дня всеми  участниками образовательного процесса. В учебном процессе общая профилактика  осуществляется через содержание  и соответствующие педагогические технологии многих предметов. Особое место в профилактике занимают предметы ОБЖ, биология, литература, химия. Учебный процесс в школе может стать причиной употребления учащимся ПАВ. Это особенно часто наблюдается как результат несовершенства процесса оценивания учащихся. У учащихся возникает обида и вследствие этого — месть за несправедливую, как им кажется, отметку. В учебном процессе необходимо формировать защитные факторы против употребления ПАВ.

2)  Специальная профилактика.

Первичная психолого-педагогическая профилактика проводится со всеми учащимися, вторичная проводится с детьми группы риска, третичная — с детьми, экспериментирующими   с   ПАВ. Специальная профилактика проводится подготовленными по этой проблеме специалистами.

Стратегии снижения злоупотребления ПАВ.

 

 Существуют два типа стратегий в профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ): сокращение спроса и сокращение предложения. Они направлены на три главных цели: объект (или личность), вещество (наркотик) и окружающую среду. Профилактические стратегии могут фокусироваться на любой из этих целей:

  • Попытки изменить желание субъекта или индивидуума принимать наркотики являются стратегией сокращения спроса.
  • Попытки изменить вещество или доступность ПАВ является стратегией сокращения предложения.
  • Стратегии, направленные на окружающую среду потребителей ПАВ в сообществе, школе, на месте работы и т.д., чтобы уменьшить вероятность употребления ими ПАВ.
  • Стратегии окружающей среды могут использоваться как для сокращения спроса, так и для сокращения предложения
  • Стратегия сокращения предложения, например, путем изменений в законах, может сделать трудной и дорогой покупку табака или алкоголя, усилить действия по перехвату наркотиков и помешать их продаже.

 

 Стратегии сокращения предложения

Стратегии сокращения предложения включают методы, используемые для уменьшения доступности ПАВ. Она может быть направлена как на сам наркотик, так и на среду. 

Для сокращения доступности наркотиков используют:

Стратегии сокращения предложения, направленные на вещество:

  • уничтожение посевов
  • конфискация наркотиков
  • действия полиции

Стратегии, направленные на среду

  • пограничные патрули
  • уголовное наказание за распространение и употребление наркотиков

 

 Для сокращения доступности легальных ПАВ (алкоголь и табак) используют:

  • увеличение налогов
  • увеличение возраста законного употребления алкоголя и табака
  • усиление контроля за соблюдением законов
  • сокращение рекламы
  • сокращение количества точек продажи
  • наложение штрафов на продажи несовершеннолетним

 

 Стратегии сокращения спроса 

Стратегии сокращения спроса включают профилактику и лечение направленные на снижение употребления человеком ПАВ:

  • Профилактические усилия по сокращению спроса выполняются за счет уменьшения факторов риска или усиления факторов зашиты;
  • Стратегии сокращения спроса  в среде обитания сосредотачиваются на изменении местных норм поведения, которые поддерживают потребление ПАВ;
  • Лечение направлено на сокращение спроса путем прекращения злоупотребления наркотиками зависимыми людьми.

 

 Профилактическая деятельность сосредоточена на пяти основных объектах: личность, семья, сверстники, школа и общество (включая место работы). Исследования показывают, что, если направить программу профилактики сразу на несколько объектов, то ее эффективность заметно возрастет. 

Три вида профилактики.

Профилактика - это часть стратегии сокращения спроса. В 1970 и 1980 годах профилактика была организована, как первичная, вторичная и третичная профилактика.

Институт Медицины (США) предложил новую систему классификации профилактики, которая была одобрена Национальным Институтом Злоупотребления Наркотиками. В соответствии с этой классификацией профилактика делится на:

  • универсальную
  • избирательную
  • по показаниям.

Эта система классификации проводит четкую границу между профилактикой употребления ПАВ и лечением. 

Универсальная профилактика

Стратегия универсальной профилактики направлена на все население, которое имеет общий риск злоупотребления ПАВ.  

Особенности универсальной профилактики

-Индивидуальный риск  в универсальной профилактике  не оценивается;

-Эта профилактика предназначена  для каждого члена общества;

-Проводится профилактика  в большой группе людей  при относительно небольшой стоимости на человека. 

Избирательная профилактика

Программы избирательной профилактики направлены на целые подгруппы людей из групп риска, независимо от индивидуального риска. Например:

-Программы обучения и  тренинга жизненных навыков, созданные  специально для детей из семей  алкоголиков;

-Наставничество, обучающие, спортивные и юношеские лидерские  программы для тех, кто отстает в школе или прогуливает занятия;

-Тренинг культурной компетентности  для молодежи с низким уровнем  дохода. 

Особенности избирательной профилактики

-Направленность на конкретные  группы, у которых риск считается  более высоким, чем у других.

-Индивидуальные факторы риска не оцениваются.

-Факторы риска могут  быть на индивидуальном уровне, в семье, среди ровесников или  в обществе.

-Обычно дороже, чем методы  универсальной профилактики, т.к. эти  подходы требуют больше времени  для выполнения.

-Чаще всего проводятся в школах и организациях по месту жительства. 

Профилактика по показаниям

Стратегии профилактики по показаниям направлены на конкретных людей, подвергающихся повышенному риску. Например:

-Программы помощи учащимся, в которые учителя и консультанты направляют школьников с проблемами обучения, поведенческими и эмоциональными проблемами.

-Программы, нацеленные на  семьи, такие как семейные тренинги  или группы самопомощи родителей.  

Особенности профилактики по показаниям

-Обычно более дорогие, более интенсивные и требуют штат с клинической подготовкой.

-Сосредоточены на людях, которые уже употребляют ПАВ  или проявляют неадекватное поведение, еще не гарантирующее клинический  диагноз злоупотребления ПАВ  или химическая зависимость.

-Требуют точной оценки индивидуального риска злоупотребления ПАВ.

Эти программы также могут использоваться при другом поведении, таком как, снижение уровня знаний, пропуск занятий в школе и признаки депрессии. Подростков могут направлять в программы профилактики по показаниям родители, учителя, школьные психологи, медсестры, социальные педагоги, друзья, родственники или другие люди, а также суды. 

Подходы к профилактике употребления ПАВ: теоретические основы  

Факторы риска и защиты, обуславливающие характер употребления алкоголя и наркотиков молодыми людьми, действуют в каждой сфере, или на каждом уровне, социального взаимодействия. Исходя из последних исследований, профилактические программы и политика в этой области должны быть направлены, как на уменьшение риска, так и на поддержку защитных факторов с целью сокращения употребления алкоголя и наркотиков.

Признание того, что разные сферы социального влияния способствуют употреблению ПАВ молодыми людьми, нашло полное применение в профилактических программах. Другими словами, это значит, что только всесторонний многоуровневый подход к интервенции может иметь успех в профилактике этого явления. Понятно, что все эти этиологические факторы не действуют независимо друг от друга. Наоборот, они переплетаются и взаимодействуют в комплексе, в виде динамической взаимозависимости. Поэтому исследователи начали отходить от установления факторов риска и защиты, связанных с употреблением ПАВ молодыми людьми и переходить к моделированию процессов риска и защиты, обуславливающих данный феномен.

За последние десятилетия было развито несколько поколений интервенций по профилактике употребления алкоголя и наркотиков молодыми людьми. Использованные в них подходы отличаются по следующим параметрам:

  • по адресату - на какую часть населения они нацелены (напр., на всех молодых людей или только на молодёжь из группы риска);
  • по типу (напр., только алкоголь; алкоголь, табак и наркотики);
  • по типу стратегии (напр., программная или политически-ориентированная).

Эволюция программного подхода (снижение спроса на ПАВ) может быть лучше всего проиллюстрирована развитием профилактических программ на базе школы. Самые ранние из них, популярные в 1960-е годы и в начале 70-х  годов, были основаны на тактике запугивания, путём информирования о негативных последствиях употребления алкоголя и наркотиков. И хотя подобная информация успешно повышала уровень знаний и иногда даже меняла отношение к проблеме, на деле она не предотвращала само употребление. Cледующее поколение, известное как программы эмоциональных или общих навыков, старалось повысить самооценку, усовершенствовать навыки принятия решений, освещало взаимоотношения между личностными ценностями и принятыми решениями. Этот широко распространённый подход, популярный в течение 1970-х, оказался не более успешным и эффективным, чем первое поколение профилактических программ. Такое положение продолжалось до конца 1970-х начала 1980-х годов, и изменилось только с появлением в школьных программах модели социального влияния. Этот подход, основанный первое время на бихевиористской теории, был сфокусирован на изменении социальных норм и развитии социальных навыков, чтобы распознавать и затем сопротивляться влиянию социума в сфере употребления ПАВ.  Со времени своего появления эта модель неоднократно проверялась и доказала свою успешность в профилактике употребления алкоголя и наркотиков молодыми людьми. В настоящее время программный подход к профилактике продолжает успешно развиваться.    

Информация о работе Профилактика употребления психоактивных веществ