Профконсультирование школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия.
Основные принципы работы профконсультанта.
Схема профконсультирования.
Профконсультирование в школе.
ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Подготовительный этап.
А. Знакомство с клиентами
Б. Описание методик
Проведение профориентационных методик.
Анализ результатов.
Выводы.
Рекомендации

ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что учащиеся, имеющие выраженные профессиональные интересы и достаточно устойчивый профессиональный план, в  наименьшей степени нуждаются в  помощи профконсультанта, и их консультируют только в случае самостоятельного обращения к психологу. Подмечено, что такие учащиеся обращаются к профконсультанту за получением подтверждения правильности уже совершённого выбора.

Работа  с менее успешными в этом плане  учащимися не ограничивается несколькими консультациями. Прежде всего, психологу следует выявить их интересы и склонности, примерно очертить круг интересующих их профессий и сформулировать рекомендации по ознакомлению с ними. Профконсультант может наметить план углубленного изучения учащимся интересующих профессий, в который входит ознакомление с профессиографической литературой, консультации с сотрудниками центра профориентации, а также профессионалами. В результате этой работы у одних учащихся произойдёт укрепление профессиональных планов, а у других может произойти изменение их намерений. Эта работа активизирует учащихся, даёт им возможность приобретать опыт, осваивать алгоритм ознакомления с профессией.

По  окончании этого этапа профконсультант  приступает диагностической и коррекционной работе. Подбор методов диагностики должен опираться на адекватное понимание профессиональной деятельности: понимание содержания профессии как совокупности требуемых знаний, умений и навыков, целей деятельности и т.д., плюс определённых требований к психике (т.е. скорости, темпу и интенсивности протекания психофизиологических процессов). Соответственно, в каждом индивидуальном случае углубленное психодиагностическое обследование должно вестись более прицельно, исходя из понимания его проблем и из полученных на предыдущих этапах профконсультации результатов. Если у учащегося не обнаружено серьёзных проблем в развитии важных качеств, намечается план самоподготовки и формирования требуемых способностей, предлагается система психотренировок (развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления и т.п.), а затем производятся обстоятельное обсуждение с учащимися их достижений, возникающих сложностей и путей их преодоления.

В целом  вся профконсультационная работа должна строиться так, чтобы из диагностической она превратилась в диагностико-коррекционную. Все этапы консультации служат одной цели – активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учётом полученных с помощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспективах их развития.

Завершать профконсультацию может беседа с  обсуждением проведённой работы, формулированием рекомендаций, принятием  решения о продолжении выполнения намеченного плана или же о  пересмотре первоначально выбранных сфер деятельности, корректировкой профессиональных намерений и т.д. Конечно, при разных запросах профконсультация может быть проведена либо целиком и полностью, либо без некоторых этапов, например, коррекционной части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
    1. Подготовительный этап

А.     Знакомство с клиентами. 

Методика «За и против» была проведена в СШ № 41 г.Павлодара. Работала я с учащимися 8-го «Б» класса Шайхиевой Галей, Пархоменко Надей и Павленко Таней.

Выяснилось, что Галя после окончания школы  собирается пойти учиться на бухгалтера или экономиста. Надя, еще не знает какую профессию ей выбрать, но желает, чтоб у неё был свой магазин по продаже косметических товаров. Таня хочет стать военным врачом или ветеринаром.

Причины, побудившие девочек сделать такой выбор разные: Галя ориентируется на престиж и плохо себе представляет трудовые обязанности бухгалтера и экономиста, она совсем не задумывалась о своих способностях и возможностях работать в данной сфере; Наде тяжело определиться в силу возрастных особенностей, как она сама говорит, что сегодня она хочет быть юристом, завтра учителем, послезавтра медиком и т.д.; Таня выбрала профессию врача потому, что у неё мама врач и её нравится её работа, а профессию ветеринара потому, что любит животных. Девочка довольно хорошо ознакомлена с трудовыми обязанностями, как врача, так и ветеринара, знает неприятные стороны профессии (например, что ветеринар лечит не только милых кошечек и собачек, а работает и с коровами, и овцами, и свиньями).

Методика «Будь готов!» была проведена с ученицей 11 «А» класса – Завражных Лидой. Она увлекается современными танцами и с удовольствием продолжила бы эти занятия, а вообще хочет стать бухгалтером или юристом – «как все».

       Б.   Описание методик.

Для работы я подобрала две активизирующих профориентационных методики. Авторами обеих методик является доктор педагогических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Пряжников, который очень широко занимается данным вопросом.

Профориентационная активизирующая методика «За и против».

Активизирующая методика «За и  против» включает в себя три относительно самостоятельных методики: «За и  против-1» (предназначена для выявления  предпочтительных групп профессий); «За и против-2» (для выявления наиболее развитых групп личностных качеств) и «За и против-3» (для выявления предпочтительных профессиональных ценностей).

Методика предназначена для  работы как со старшеклассниками (основные нормы разработаны на учащихся 10-х  классов), так и со взрослыми. По времени она обычно занимает 1,2-1,5 часа. Время для обобщения результатов всех трех частей – около 15-20 минут.

Методика рассчитана как для  работы с группой, так и для  индивидуальных профконсультаций.

Обычно результаты подсчитывают сами учащиеся (методика все-таки активизирующая, и учащиеся должны понимать, что они делают).

Цели: выявить наиболее предпочтительные для учащегося группы профессий; активизировать учащегося для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий.

Особенности проведения: Поскольку методика «За и против» является активизирующей, то она имеет свои особенности. (см. методику стр. 3)

Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!»

Цель этой методики – повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.

Эту методику можно использовать при  работе с классом (группой), а можно  – в индивидуальной профконсультации, в последнем случае её возможности  существенно расширяются. Проводя  работу с классом, удается рассмотреть только ориентировочную готовность учащегося к выбору профессии, а в индивидуальном варианте можно увидеть и способность к профессии, и мотивацию к какой-либо деятельности, и уровень личного осознания того или иного выбора.

Так же как и другие активизирующие опросники, методика «Будь готов!» ни в коем случае не должна рассматриваться как строго психодиагностическое средство. Её главная цель – активизация самопознания человека и его размышлений о собственных возможностях, что так или иначе способствует успешности самоопределения.

Работать я решила по приведенной  ниже схеме профконсультирования в  школе, и в индивидуальном порядке  для более точных результатов.

Схема профконсультирования в школе:

1. Выявление  интересов, склонностей, профессиональных  предпочтений.

2. Формирование  образа “идеальной” профессии. 

3. Анализ  мира профессий и конкретизация  «идеального» образа в виде  возможных вариантов профессий. 

4. Анализ  психологических портретов реальных  профессий.

5. Изучение  индивидуально-психологических особенностей клиента.

6. Сопоставление  выявленных особенностей с требованиями  профессий. 

  1. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.

 

    1. Проведение профориентационных методик.

 

Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!»

Инструкция: Сейчас Вам будет предложен перечень различных трудовых действий. Оцените, смогли бы вы на данном этапе своего развития успешно выполнить каждое из этих действий. Для этого нужно использовать шкалу от 0 до 10 баллов. Если то или иное действие представляется вам трудным, то напротив него ставится невысокий балл. Если же вы считаете, что легко справились бы с этим действием, то напротив ставится высокий балл.

Пожалуйста, обратите внимание, что  речь здесь идет не о ваших желаниях выполнять то или иное действие, а только о возможностях и способностях.

Баллы проставляются в колонке  «самооценка».

Нормы. Теперь я зачитаю вам примерные нормы, отдельно для мальчиков и девочек. Вы должны проставить в бланке ответов в графе «соответствие норме» баллы своего соответствия этим нормам: если они попадают в норму, то ставится «0», если больше нормы – «+1», если меньше – «-1».

Подсчитайте общую сумму баллов и запишите её в нижней части бланка ответов.

Далее из предлагаемого списка профессий вы можете выбрать любые и проверить свою готовность к ним.

Для этого, в списке «набор профессий» отыскивается интересующая профессия, где отмечены номера соответствующих  данной профессии трудовых действий и значимость этих действий для успешной работы, выраженная в баллах.

Рядом с показателями значимости действий, записываются те ответы (баллы самооценок), которые вы выставили в своем  бланке ранее. Подсчитайте общий  результат готовности к профессии  и запишите внизу, выразив его  в процентах.

Теперь вернемся к вашей самооценке, если она занижена, то полученный показатель готовности к профессии умножается на корректировочный коэффициент 1,3, а если  завышена – на 0,7. Если самооценка оказалась нормальной, то никаких корректировок можно не делать.

Если показатель ниже 60%, то могут возникнуть сомнения в вашей готовности к данной профессии.

Профориентационная активизирующая методика «За и против».

Инструкция: Сейчас я зачитаю вам вопросы, а вы проставите в соответствующих графах бланка баллы, означающие ваше желание выполнять на будущей работе данные действия. Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем больше балл, тем больше желание выполнять данное действие).

Теперь перед всеми баллами  во 2 и 4 колонках проставляется знак «минус». Затем по каждой из 20 строчек  подсчитывается сумма баллов, она записывается справа. В итоге получается 20 сумм баллов, соответствующих 20 группам профессий (при этом могут быть и отрицательные значения и нули).

Далее записываются группы профессий и нормы, также отдельно для мальчиков и девочек. Если сумма баллов попадает в интервал нормы, то считается, что к данной группе профессий интерес обычный. В этом случае в графе результат вы записываете «0». Если же сумма баллов не попадает в интервал нормы, то определяется разница между суммой баллов и крайним (ближним) значением нормы. Например, сумма баллов (+5), а норма ( -4,+3); значит, чтобы определить результат, нужно вычесть из суммы баллов крайнее значение нормы: (+5)-(+3)=(+2). В этом случае в графе «результат» записывается (+2), и можно говорить о некотором особом интересе к этой группе профессий. Аналогично проводятся методики «За и против-2,3».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ результатов.

Профориентационная активизирующая методика «За и против».

К сожалению, результаты по методике  «За и против» оказались не совсем корректными и выявили, больше отрицательное отношение девочек к не принимаемым профессиям. Однако, анализируя результаты тестирования Павленко Тани, можно сказать, что девочка довольно хорошо не только ознакомлена с профессиями врач (медицина) и ветеринар (крестьяне), но и имеет явный интерес и способности к данным видам деятельности. Таня убедилась в правильности своего выбора и по-прежнему намерена получить соответствующее образование.

Пархоменко Надежда проявила интерес  и способности к следующим направлениям деятельности: бизнес и финансы, крестьяне (зоотехники, ветеринары, трактористы, механизаторы, фермеры и т.п.), служение Богу. Некоторые из результатов не совсем удовлетворили девочку. В частности ей не понравилась группа профессий «служение Богу». Однако в ходе проведенной беседы мне удалось объяснить ей, что данный результат явился, скорее всего результатом не совсем понятых ею вопросов и следовательно, неправильного их оценивания.

 

Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!»

По методике «Будь готов!»  Лида показала высокий уровень готовности к профессиям экономист и менеджер (по некоторым группам профессий я не смогла предоставить её бланк ответов), низкий – юрист, парикмахер, продавец, бомж, торговец наркотиками и матрос. В целом методика ей понравилась. Девочка осталась довольна результатами.

 

Все девочки как 8-го, так и 11-го классов  задумались, действительно ли нужно  выбирать профессию только потому, что она престижная, стали серьёзнее  относиться к профессиям типа повар, швея, воспитатель, сантехник, агроном и т.д. Убедились насколько важно иметь способности к тому или иному виду деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Выводы.

 

На основе полученных результатов  и в ходе проведенных в конце  каждого тестирования бесед можно  сделать следующие выводы:

      1. Консультирование оказало большую помощь девочкам в выборе своей профессии;
      2. Мне как будущему консультанту удалось расположить к себе клиентов и соответственно настроить на проведение методик;
      3. Достигнуты основные цели активизирующих профориентационных методик, а именно:
        • Повышение уровня осознания своей готовности к различным видам профессионального труда;
        • Активизировать учащихся для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий;
        • Выявить интересы, склонности и способности к различным видам трудовой деятельности;
        • Выявить наиболее предпочтительные для учащегося группы профессий;

Информация о работе Профконсультирование школьников