Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:11, творческая работа
Проблемы психосоциального сопровождения образования рассматриваются во всем мире, но в Северной Осетии рассмотрение этих проблем особенно актуально. С одной стороны, республика является частью Российской Федерации и переживает с Россией все трудности переходного периода, а с другой на жизненный устрой Северной Осетии сильно влияет ее геополитическое положение. Внастоящее время школы Северной Осетии, как и другие социальные институты, переживает период модернизации, связанной с изменением социально-экономических отношений в жизни страны. Ситуация внесения нового в работу образовательного учреждения является фактором, повышающим опасность возникновения стрессов у учащихся, родителей и педагогов.
Программа психосоциальной помощи учащимся
«Подросток и его
Актуальность программы:
Проблемы психосоциального
сопровождения образования
В настоящее время школы Северной Осетии, как и другие социальные институты, переживает период модернизации, связанной с изменением социально-экономических отношений в жизни страны. Ситуация внесения нового в работу образовательного учреждения является фактором, повышающим опасность возникновения стрессов у учащихся, родителей и педагогов.
Изменения создают в
обществе неуверенность в завтрашнем
дне. Неопределенность и негатив
накапливаются и ведут к
Для учащихся обычная школьная жизнь по разным причинам также может стать причиной психологического дискомфорта, различных стрессов, расстройств и даже заболевания.
Структура психосоциального развития подростков может быть выделена лишь с определенной мерой условности: ее составляют тесно переплетенные линии познавательного, эмоционального, личностного развития, находящие отражение в социальном поведении (овладение социально заданными ролями, знаниями, умениями, навыками и способами взаимодействия с другими людьми). Упрощенно же этот процесс можно назвать обретением психосоциальной компетентности (ПСК). Как известно, термин «компетентность» многозначен: он включает и умения, и другие компоненты, обеспечивающие возможность достигать желаемого результата и соответствовать требованиям общества.
Условную модель ПСК можно представить в виде треугольника, в котором все его вершины взаимосвязаны и оказывают не- преходящее влияние друг на друга (схема).
Цель программы:
- обеспечение важной,
защищающей и позитивно-
- формирование психосоциальной компетентности у подростков.
Задачи:
Участники программы – дети 12-14 лет, учащиеся МОУ СОШ № 8 г.Моздока РСО-Алания.
Программа включает в себя лекционные и практические занятия с учащимися, родителями и педагогами.
В реализации основных задач данной программы задействованы учителя-предметники, классные руководители, инспектор ПДН, родители, педагог-психолог, заместитель директора по ВР.
Основные направления работы:
Психолого-педагогические средства, используемые в данной программе.
Методические средства, используемые на занятиях:
Технология работы.
Формирование
психосоциальной
Продолжительность занятия – 1 час. Занятия проводятся 2 раза в месяц. Встречи с родителями 1 раз в месяц.
На начальной стадии обучения участники знакомятся с основными принципами:
В заключении каждого занятия участники обмениваются чувствами, эмоциями, своими переживаниями по поводу происходящего.
Результативность работы.
Общим критерием продуктивности социально-психологических занятий, как средства формирования, развития и коррекции качеств подростка, следует считать успешную реализацию приобретенных психологических особенностей и освоенных технологий, необходимых для повседневной жизни. Такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы саморазвития.
Какой бы
содержательный критерий не
- умение общаться;
- умение устанавливать межличностные отношения;
- умение владеть эмоциями;
- самосознание;
- умение принимать решения.
№ |
Тема занятия |
Методы и техники |
1. |
Кто Я? Какой я? |
Упражнения «Образ «Я», «Безобидное хваставство», «Автопортрет», «Без маски», «Насколько я их знаю», игры. |
2 |
Диагностика самооценки учащихся. |
Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. Методики Т.Дембо, С.Я.Рубинштейн выполненная А.М. Прихожан) |
3 |
Эмоциональный мир человека. |
Игра «Зеркало», «Рекламный ролик», «Каруселька», «Самый особенный» |
4 |
Эмоции и чувства. |
«Веселый – грустный», упражнение «И это грустно, и это весело…» |
5 |
Эмоции правят мной или я ими? |
Упражнение «Что чувствует человек, если…», сказка «Портфельчик», игра «Скульптор и глина» |
6 |
Психические состояние и их свойства. |
Упражнение «Покажи состояние жестом», «Самоконтроль» |
7 |
Диагностика тревожности и страхов. |
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса), Методика диагностики детских страхов (Захаров) |
8 |
Страх и тревожность. |
Упражнения «Ассоциации», «Клякса», «Нарисуй свой страх» |
9 |
Диагностика состояния агрессии |
Опросник «Басса-Дарки» |
10 |
Агрессия. |
Упражнение «Портрет агрессивного человека», игра "Огонь, воздух, вода, земля" |
11 |
Стресс и депрессия. |
Упражнения «Продолжи ряд», «Чем отличаются», игра «Рисунок вдвоем» |
12 |
Трудные ситуации и выход из них. |
Упражнения «Ситуации», «Лабиринт» |
13 |
Диагностика межличностных отношений. |
Социометрия. |
14 |
Коммуникативные умения и навыки. |
Сказка «Наводнение» |
15 |
Трудности взаимопонимания. |
Игра «Покажи фразу», упражнение «Переправа» |
16 |
Я – глазами других людей |
Упражнение «Слово на спине» |
17 |
Право быть не похожим на других. |
Упражнение «Интервью», «Он просто человек», притчи «Виноград» и «Уважение» |
18 |
Искусство быть принятым. |
Упражнения «Строим автомобиль», «Мои достоинства и достоинства моего соседа» |
Работа с родителями
№ |
Тема |
Методы и техники |
1 |
Диагностика взаимоотношений в семье. |
Анкета «Я – родитель! Я – приятель!» |
2 |
Положительные эмоции в жизни школьника. |
Упражнения, игры |
3 |
Агрессия, её причины и последствия. |
Использование ИКТ, упражнения |
4 |
Поощрение и наказание детей в семье. |
Дискуссия |
5 |
Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. |
упражнения |
6 |
Знаете ли Вы своего ребенка? |
Анкета |
7 |
Что значит любить ребенка? |
Круглый стол |
8 |
Профилактика утомляемости и нервных заболеваний. |
Лекция |
9 |
Как справиться с гневом. |
Занятие с элементами тренинга, с использованием ИКТ |
№ |
Тема занятия |
Методы и техники |
1 |
Межличностные отношения. Фазы общения. Барьеры общения. |
Занятие с элементами тренинга |
2 |
«Как не отбить у детей желание учиться?» |
Круглый стол |
3 |
«Конфликты одарённых детей и подростков» |
Лекция |
4 |
«Часто болеющие дети. Какие они?» |
Беседа. |
5 |
Общение в конфликте. |
Лекция. |
6 |
Социализация подростков через систему |
Деловая продуктивная игра |
7 |
Формирование коммуникативных навыков как фактор успешной социализации учащихся с проблемами в развитии. |
Занятие с применением ИКТ |
8 |
Педагогическая агрессия. |
Занятие с использованием ИКТ. |
9 |
Развитие социально-психологической компетентности обучающихся |
Лекция с использованием ИКТ |
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Методика изучения общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)
- Анкета «Я родитель, я – приятель?!»
Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него — один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».
Текст опросника
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Большую часть времени я
нахожусь в подавленном
3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
4. У меня отсутствует уверенность в себе.
5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
7. Я все делаю хорошо (любое дело).
8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
9. В любом деле я считаю себя правым.
10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14. Мне кажется, что успешному
выполнению поручений или дел
мне мешают различные
15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
17. Я сам думаю, что
я постоянно кому-нибудь
18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
19. Мне чаще везет, чем не везет.
20. В жизни я всегда чего-то боюсь.
Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем — количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от —10 до +10.
Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.