Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:11, творческая работа
Проблемы психосоциального сопровождения образования рассматриваются во всем мире, но в Северной Осетии рассмотрение этих проблем особенно актуально. С одной стороны, республика является частью Российской Федерации и переживает с Россией все трудности переходного периода, а с другой на жизненный устрой Северной Осетии сильно влияет ее геополитическое положение. Внастоящее время школы Северной Осетии, как и другие социальные институты, переживает период модернизации, связанной с изменением социально-экономических отношений в жизни страны. Ситуация внесения нового в работу образовательного учреждения является фактором, повышающим опасность возникновения стрессов у учащихся, родителей и педагогов.
Результат от -3 до +3 о средней самооценке.
Результат от +4 до +10 — о высокой самооценке.
Тест «Я родитель, я – приятель?!»
1. Ваш ребенок требует
переключить телевизор с
а) выполняете просьбу и смотрите передачу вместе;
б) просите подождать,
так как фильм скоро
в) не обращаете внимания на просьбу ребенка;
г) злитесь на ребенка за то, что он обратился с просьбой.
2. Вы видите в своих детях:
а) людей, равных себе;
б) людей, копирующих вас в молодости;
в) маленьких взрослых;
г) благодарных слушателей.
3. Какую прическу вы предпочитаете?
а) которая больше всего вам подходит,
б) которая отвечает последней моде,
в) которая копирует чью-то прическу,
г) которая копирует стиль ребенка.
4. Немного о возрасте родителей:
а) знают ли дети ваш возраст,
б) вы подчеркиваете возрастную черту между родителями и детьми,
в) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;
г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.
5. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?
а) стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля,
б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок,.
в) стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит,
г) следуете своему пониманию стиля.
6. Ваш сын - подросток
вдел в ухо серьгу или дочь
сделала пирсинг. Как вы
а) посчитаете это личным делом ребенка,
б) станете подшучивать над его (ее) поступком,
в) признаете, что это стильно,
г) сделаете тоже самое.
7. Музыка звучит в доме на постоянную громкость
а) вы затыкаете уши ватой,
б) уменьшаете громкость,
в) миритесь с увлечением своего ребенка,
г) включаете еще громче.
8. если вы спорите со своим ребенком, то:
а) стараетесь им не возражать,
б) признаете их правоту,
в) спорите до полной победы,
г) уходите от спора.
9. Ваш ребенок празднует день рождения:
а) вы вместе с ними за одним столом,
б) оставляете ребят одних,
в) обслуживаете детей за столом,
г) уходите из дома.
10. Дети идут на дискотеку:
а) вы идете вместе с ними,
б) вы не разрешаете им идти,
в) вы выясняете, с кем идет ваш ребенок,
г) вы ограничиваете их во времени.
11. В общении со своими детьми вы:
а) откровенны,
б) закрыты,
в) сдержанны,
г) открыты.
12. В отношениях со своими детьми вы:
а) ведете себя как приятель,
б) как строгий судья,
в) как друг,
г) как родитель.
Оценку теста вы можете сделать сами, так как наглядно он очень информативен. Задайте себе вопрос, чего получилось больше «+» или «–».
На основе данной диагностики можно провести с родителями учащихся вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Он заставит многих родителей по иному посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения родителей.
2. Притча «ВИНОГРАД»
Как-то шли вместе и в согласии четыре человека: турок, перс, араб и грек, и где-то они раздобыли динар. Этот динар и стал причиной ссоры между ними, потому что, получив его, они стали решать, как его потратить. Перс сказал:
— Давайте купим ангур!
— Зачем покупать ангур, лучше купить эйнаб, — возразил араб.
Но тут вмешался турок:
— К чему спорить? — сказал он. — Не нужен нам ни ангур, ни эйнаб, мы должны приобрести на этот динар узум!
Грек тоже выразил своё несогласие:
— Если уж что-нибудь покупать, то нужно взять стафил! — заявил он.
Каждый из них стал доказывать свою правоту, и дело дошло до кулаков. И всё потому, что им в тот момент не повстречался знаток, который смог бы им объяснить, что все они говорят об одном и том же и что слова "ангур", "эйнаб", "узум" и "стафил" означают "виноград", который все они хотели купить, но каждый думал об этом на своём языке.
3.Занятие для родителей "Как справиться с гневом"
(с использованием ИКТ)
Выступление психолога:
(Слайд 2) Гнев– естественная эмоциональная реакция, предназначенная для того, чтобы помочь нам справиться:
- с угрозой,
- с обидой,
- с насилием,
- с оскорблением.
Если только мы не обладаем сверхъестественными способностями, или не живем чрезвычайно замкнутой жизнью, все мы в этой или иной мере испытываем подобные чувства на протяжении всей жизни.
Симптомы гнева присутствуют не только в наших эмоциях, но и в организме, мышлении и поведении.
(Слайд 3)
Существуют три основных величины, которые оказывают влияние на силу эмоциональной реакции.
1. Степень угрозы, обиды, раздражения или оскорбления.
Эта степень может быть мизерной или огромной. Чем больше оскорбление или обида, тем более сильного гнева можно ожидать.
2. Причина ущерба или раздражения.
Действие которое считается злонамеренным, например умышленное убийство обычно вызывает иную реакцию, чем действие, которое совершается случайно «Деянием Божиим», например стихийное бедствие.
3. Вероятность вспышки гнева.
В том случае, когда
заранее предчувствуем
(Слайд4)
Ваши реакции варьируются в зависимости от обстановки, в которой вы находитесь, от размеров личного пространства, которое вы занимаете, и уровня шума вокруг вас.
(Слайд 5)
Гнев и наш организм
Одна из причин, почему люди боятся гнева, - та, что он сопровождается появлением чудовищной физической силы. Иногда эта сила так велика, что она затмевает все доводы рассудка. Возможно, в любом из нас может вспыхнуть такой гнев, что мы потеряем контроль над собой, если дадим волю своим чувствам. Наша физиологическая и генетическая природа снабжает нас физическим оснащением для агрессивного поведения, но воспользуемся ли мы им, определяется нашим психологическим и социальным развитием.
Гнев и наше поведение
Существует четыре основные причины, по которым стоит подумать о сущности гнева:
-Это может помочь нам осознать собственные сигналы поведения, которые могут вызвать гневную реакцию у других, даже если мы сами выдержаны и спокойны.
-Это поможет нам выявить сигналы, свидетельствующие о гневе других, так чтобы мы были готовы защищаться.
-Это может помочь нам осознать гнев, который мы сами испытываем, но подавляем и отрицаем. Поведение выдает истину, даже когда эмоции лгут.
-Это поможет нам определить, как нам себя вести, когда мы хотим выразить гнев достойно.
Негативное поведение подразделяется на две основные категории:
Пассивное поведение – «бегство» от гнева, его отрицание.
Агрессивное поведение – связанное с реакцией борьбы, при котором используется словесная и физическая сила гнева, чтобы оскорбить других.
Пример. (Слайд.)
Я шла по улице, и вдруг у меня выхватили сумочку. Вор словно сквозь землю провалился, а я осталась без денег и ключей от машины.
Вопросы к родителям:
Как формируются эти типы поведения?
Наше основное поведение, связанное с гневом, формируется в процессе развития личности, который, по моему мнению, происходит следующим образом.
Мы приходим в этот мир со своими уникальными биологическими особенностями, позволяющими нам мыслить, чувствовать и вести себя определенным образом. К примеру, согласно генетическому коду, мы можем быть склонны скорее к экстраверсии, нежели к интроверсии, к логическому и научному мышлению, нежели к интуитивному или артистическому.
Лучшее понимание собственного гнева и умение выражать его утвердительным образом – обязательное условие для того, чтобы справиться с гневом других людей умело и разумно, а так же помочь другим научиться управлять собственным гневом.
Одержите верх над своими страхами.
Гнев и страх мы часто ощущаем вместе. Чтобы уметь справляться с какой либо из этих эмоций, их необходимо научиться контролировать. Для этого мы должны научиться себя любить, уважать себя, развить чувство уверенности в себе. В кругу.
Упражнение «Знакомство»
Цель: помочь войти в контакт друг с другом, осознать себя как личность.
Психолог представляется и предлагает представиться следующему участнику, повернувшись к нему с доброй улыбкой, можно прикоснуться рукой, глядя в глаза. Следующий участник называет своё имя и имя первого участника. Третий участник передает своё имя и имя двух предыдущих участников, таким образом, последний участник называет имена всех участвующих.
Упражнение «Вежливый отказ»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Участникам предлагается сказать фразу «Сходи за хлебом» с различной интонацией:
Приказ.
Раздражение.
Просьба
Выбираются участники, которые будут на первые две интонации вежливо отказывать.
Обсуждение.
Познание своих негативных и сильных сторон
Упражнение «Сказки»
Цель: избавление от страхов
Психолог предлагает по - превращать страшные сказки в добрые. Кто-то из родителей начинает рассказывать страшную сказку, следующий подхватывает. Последний участник придумывает смешной и добрый конец.
Обсуждение.
Упражнение «Комплимент»
Цель: эмоционально сблизить участников.
Инструкция: «Вы уже достаточно хорошо знаете друг друга. Мы предлагаем вам подумать, какие качества других как родителей вам нравятся. Сейчас вы бросаете мяч любому и говорите: «Мне нравится в тебе как в родителе... (называете то, что вам нравится)». Мяч может побывать у каждого из вас несколько раз. Постарайтесь в каждом найти что-то».
Рефлексия.
Итоги.
В ходе занятия родителям раздаются буклеты с памятками «Наши права в ситуации гнева», «Мои права утвердительного гнева», «7 правил».