Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:01, контрольная работа
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание- основная задача человека, остальные для него- лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.
Введение
История создания теста
Общее описание теста
Формы матриц
Чёрно-белый вариант
Цветной вариант
Методика проведения
Необходимые условия тестирования
Процедура проведения
Обработка и интерпретация результатов тестирования
Обработка результатов
Интерпретация результатов
Заключение
Список литературы
Пензенский филиал
Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Академия МНЭПУ»
Факультет: Экологии, управления и права
Специальность: Психология
Дисциплина: Психодиагностика
Контрольная работа
На тему: «Прогрессивные матрицы Дж.Равена»
Выполнил: студент гр. Пб-2
Пономарёва Г.Н.
Проверил: к.п.н. Шахова И.П.
Пенза, 2014
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание- основная задача человека, остальные для него- лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.
Интеллект (от латинского intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Способность воспринимать и обрабатывать информацию, логически мыслить, принимать обдуманные решения, делать выводы, на основе выводов что-то решать, создавать и прочее.
Итак, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ее овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче.
Тест предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Р. Прогрессивные матрицы разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора "g" — задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами. Наиболее известны два основных варианта Р. п. м.: черно-белые и цветные матрицы. Разрабатывая тесты, которые были бы полезным инструментом для идентификации генетических и средовых причин интеллектуальных отклонений, Дж. Равен сознательно ставил перед собой задачу создания таких тестов, которые были бы теоретически обоснованы, однозначно интерпретируемы, просты для проведения и обработки, пригодны как для лабораторных, так и для полевых экспериментов, а также удобны для массовых обследований, проводимых на дому, в школах, на производстве и сопряженных с временными ограничениями.
В основу заданий теста положены теория гештальта и теория интеллекта Спирмена. Предполагается, что испытуемый первоначально воспринимает задание как целое, затем выделяет закономерности изменения элементов образа, после чего выделенные элементы включаются в целостный образ и находится недостающая часть изображения.
Первые серии экспериментально
использовавшихся Матриц представляли
собой девятифигурные композиции, напоминающие
стимульный материал Спирмана, с той лишь
разницей, что в заданиях Дж.К.Равена нужно
было найти пропущенную фигуру, а не описать
правило, лежащее в основе композиции.
Поскольку маленькие дети, в отличии от
взрослых, часто не могли уяснить суть
проблемы, были созданы похожие задачи
с сплошным структурированным рисунком,
в котором был вырезан отдельный фрагмент.
В этой форме задача стала понятна детям
начиная с возраста примерно 5 лет.
2.Общее описание теста
Тест Равена — тест, предназначенный для дифференцировки испытуемых по уровню их интеллектуального развития.
Другое название этого теста «Прогрессивные матрицы Равена» указывает на то, что задачи теста упорядочены по признаку возрастания трудности их решения. То есть, в каждой из пяти серий (в серии по 12 задач), каждая последующая задача серии относительно сложней предыдущей. На решение задач теста вводится временное ограничение — подсчитывается количество правильно решённых за 20 минут задач. Возможен вариант, когда время на решение всех 60 задач не ограничено. В этом случае результат корректируется по специальной таблице.
Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.
Уникальность
СПМ в том, что они почти
первозданном виде используются для
сравнительных целей на протяжении
уже более 50 лет. В 1947 году было скорректировано
задание B8, а в 1956 была изменена последовательность
некоторых заданий и
Валидность теста Равена разработана для использования в домашних условиях, в школах и на рабочих местах. Валидность теста Равена измеряeт полный диапазон умственной способности и применяется для тестирования людей разного возраста, образования, национальности и физического состояния. Для более тонкой дифференцировки следует использовать ЦПМ.
3. Формы матриц
Первой формой теста ПМР были так называемые Стандартные серии, выпущенные в свет в 1938 году. Стандартные Прогрессивные Матрицы (СПМ) предназначались для использования не только в лабораториях, но и в домашней обстановке, в школах, и на рабочих местах, где условия тестирования и уровень мотивации часто далеки от идеала. Именно поэтому данный тест должен был быть коротким, привлекательным для испытуемых и, конечно же, надежным и валидным, при конструировании СМР были соблюдены основные условия так называемой «Современной теории тестов, которую в русскоязычной литературе иногда называют также «Теорией выбора ответов» (ТВО) и связывают прежде всего с именем датского математика Георга Раша.
Согласно
ТВО, каждый пункт, или задание теста
обладает определенной объективной
трудностью, которая вероятностной
функцией связана с уровнем
При создании ПМР значительное внимание
было уделено также таким вопросам как
четкость и привлекательность дизайна
заданий, выполненных профессиональным
художником, их размеру и пространственному
взаимоотношению между незавершенной
матрицей и набором альтернативных вариантов
решения. Пилотажные исследования показали,
что, с точки зрения самого процесса решения
задачи, альтернативы лучше располагать
снизу матрицы, а не сбоку от нее. Кроме
того, значительные усилия были потрачены
на коррекцию негативных тенденций, связанных
с влиянием стратегии рассматривания
всего изображения на вероятность выбора
альтернативы, находящейся в той или иной
позиции.
3.1 Материал черно-белого варианта состоит из 60 матриц с пропущенными элементами.
Задания разделены на 5 серий (А, В, С, D, Е) по 12 однотипных, но возрастающих по сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает также при переходе от серии к серии.
Испытуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6, 8 предложенных вариантов.
При необходимости первые 5 заданий серии А испытуемый может выполнять с помощью экспериментатора.
Каждая серия заданий составлена по определенному принципу:
А – принцип взаимосвязи в структуре матриц;
В – аналогия между парами фигур;
С – принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц;
D – принцип перегруппировки фигур;
E – принцип разложения фигур на элементы.
Серия А. От испытуемого требуется
дополнение недостающей части изображения.
При работе с матрицами этой серии
реализуются следующие
1) дифференциация основных
элементов структуры и
2) идентификация недостающей части структуры и сличение их с образцами.
Психологическое значение: решение зависит от уровня внимательности, уровня статистического представления, воображения и уровня визуального различия (дискриминации).
Серия В. Сводится к нахождению
аналогий между двумя парами фигур.
Испытуемый раскрывает этот принцип
путем постепенной
Психологическое значение: способность к линейной дифференциации и суждение (умозаключение) на основе линейных взаимосвязей.
Серия С. задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии принципам их непрерывного превращения и развития по вертикали и горизонтали и суммирование этих новых элементов в конечной недостающей фигуре.
Психологическое значение:
проявляется способность к
Серия D. Составлена по принципу перестановки фигур матрицы по горизонтальному и вертикальному направлению. Решение требует проследить закономерную последовательность и чередование фигур в целостной структуре.
Психологическое значение: решение зависит от способности схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур согласно закономерности использованных изменений.
Серия Е. процесс решения задач заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборки недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая деятельность мозга). Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур, смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий член структуры находиться с помощью алгебраических операций с остальными членами структуры.
Психологическое значение: способность наблюдать сложное количественное и качественное развитие кинетических, динамических рядов. Высшая форма абстракции и динамического синтеза.
3.2 . Цветной вариант интеллектуального теста Равена состоит из трех серий: А, АВ, В по 12 матриц в каждой серии.
Серия А: Обследуемый должен дополнить недостающую часть изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы:
дифференциация основных
элементов структуры и
идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.
Серия АВ: Процесс решения
заданий этой серии заключается
в анализе фигур основного
изображения и последующей
Серия В: При работе с матрицами этой серии испытуемый находит аналогии между двумя парами фигур. Он раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.
4. Методика проведения
4.1 Необходимые условия тестирования.