Прогрессивные матрицы Дж.Равена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:01, контрольная работа

Описание работы

Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание- основная задача человека, остальные для него- лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.

Содержание работы

Введение
История создания теста
Общее описание теста
Формы матриц
Чёрно-белый вариант
Цветной вариант
Методика проведения
Необходимые условия тестирования
Процедура проведения
Обработка и интерпретация результатов тестирования
Обработка результатов
Интерпретация результатов

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

гу.docx

— 38.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

4.2 Процедура проведения

Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: "Приступить к выполнению теста" - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: "Всем закрыть таблицы". О предназначении данного теста можно сказать следующее: "Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления".

После этого взять таблицу  и открыть для показа всем 1-ю  страницу: "На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных  фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую  между собой фигуры на рисунке, и  указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан" (можно показать на примере одного образца).

Во время выполнения задач  теста необходимо контролировать, чтобы  респонденты не списывали друг у  друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!»

Собрать бланки и таблицы  к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был  проставлен карандашом номер обследуемого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Обработка и интерпретация результатов тестирования

5.1 Обработка результатов

Правильное решение каждого  задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число  баллов по всем таблицам и по отдельным  сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

 

Ключ (Чёрно-белый  вариант)

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1-я серия A

4

5

1

2

6

3

6

2

1

3

4

2

2-я серия B

5

6

1

2

1

3

5

6

4

3

4

8

3-я серия C

5

3

2

7

8

4

5

1

7

1

6

2

4-я серия D

3

4

3

8

7

6

5

4

1

2

5

6

5-я серия E

7

6

8

2

1

5

1

3

6

2

4

5


 

Ключ (Цветной  вариант)

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1-я серия A

4

5

1

2

6

5

1

3

4

2

3

6

2-я серия AB

4

5

1

6

2

5

4

3

2

3

1

6

3-я серия B

4

1

3

6

5

4

1

3

2

5

2

6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2 Интерпретация результатов

 

Общий счет является показателем  интеллектуальных способностей испытуемого, выявляет его умение мыслить согласно определенному методу и системе  мышления. Эта система выражается в способе упорядочения фигур  в образцах. Коэффициент интеллекта представляет собой общий результат  с учетом физического возраста.

В соответствии с суммой полученных баллов степень развития интеллекта испытуемого можно определить двумя способами:

1) на основании процентной  шкалы (см. табл. 1);

2) перевода полученных  баллов в IQ с учетом возраста  испытуемого и оценки уровня  интеллекта по шкале умственных  способностей 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак,  под современным  определением интеллекта понимается способность  к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении  новым кругом жизненных задач. Тест предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Р. Прогрессивные матрицы разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта. Тест Равена — тест, предназначенный для дифференцировки испытуемых по уровню их интеллектуального развития. Другое название этого теста «Прогрессивные матрицы Равена» указывает на то, что задачи теста упорядочены по признаку возрастания трудности их решения.

  Шкала СПМ состоит из 60 диаграмм-головоломок,  в которых наглядно задаются  последовательные изменения одновременно  в двух направлениях. Все они разделены на пять Серий (А, В, С, D и Е) по двенадцать заданий в каждой. Первое задание каждой Серии имеет, насколько это возможно, самоочевидное решение. Последующие задания содержат тот же принцип решения, что и предыдущие, но прогрессируют по сложности. Такой прогрессирующий порядок обеспечивает стандартное обучение методу работы.Общий счет является показателем интеллектуальных способностей испытуемого, выявляет его умение мыслить согласно определенному методу и системе мышления. Эта система выражается в способе упорядочения фигур в образцах. Коэффициент интеллекта представляет собой общий результат с учетом физического возраста.

В Заключение можно сказать, что тест Равена позволяет получить два показателя общего интеллекта, содержащие почти всю полезную информацию, которую можно получить при использовании других многокомпонентных интеллектуальных тестов, например, шкалы Векслера. К числу его преимуществ следует отнести: 
• Конструктивную однородность и обоснованность 
• Быстроту проведения и легкость обсчета результатов теста 
• Более ясную интерпретацию полученных данных 
 
Что касается ограничений ПМР и СШМХ, то их пользователи должны иметь в виду: 
• Ограничения, связанные с самим конструктом «интеллект» 
• Диапазон применимости понятий «продуктивная» и «репродуктивная» способность» 
• Роль среды в развитии,  проявлении и реализации этих качеств.

 

 

Список литературы

  1. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации /сост. и общая редакция О.Е.Мухордовой, Т.В.Шрейбер. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. - 70с.
  2. Равен Дж.К., Равен Дж., Курт Дж.Х. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным шкалам. Раздел 1. Общая часть руководства. - М.: Когито-Центр, 1997. - 76с. 
  3. Общая психодиагностика. Методические указания. Автор-составитель О. В. Белова. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.  
  4. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. – М., 1997. 
  5. Методики диагностики интеллекта и креативности: психологический практикум / авт.-сост. О.В. Барканова, М.А. Снесарь [серия: Библиотека актуальной психологии]. – Вып.1. – Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2007. – 171с.
  6. . Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов: учебное пособие / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 375с.

Информация о работе Прогрессивные матрицы Дж.Равена