Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:08, практическая работа
Обьект исследования: личностные деструкции педагога.
Предмет исследования: профессиональное выгорание у педагогов.
Цель работы: изучение взаимосвязи профессионального выгорания и личностной деструкции педагога.
В исследовании приняли участие 30 педагогов Клецкого районного общеобразовательного лицея: 5 мужчин и 25 женщин в возрасте от 21 года до 44 лет.
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТЕПЕНИ ЛИЧНОСТНОЙ ДЕСТРУКЦИИ У ПЕДАГАГОВ
В исследовании приняли участие 30 педагогов Клецкого районного общеобразовательного лицея: 5 мужчин и 25 женщин в возрасте от 21 года до 44 лет.
2.1 Изучение уровня профессионального выгорания у педагогов
Для эмпирического исследования профессионального выгорания учителей применялся опросник А. А. Рукавишникова «Определение психического выгорания» [29]. Данная методика нацелена на интегральную диагностику психического выгорания, включающей различные подструктуры личности.
В методику включены три шкалы: психоэмоционального истощение (ПИ), личностное отдаление (ЛО), профессиональная мотивация (ПМ).
Психоэмоциональное истощение – процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим, с признаками депрессии и раздражительности.
Личностное отдаление – специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
Профессиональная мотивация – уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность по отношению к работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.
Испытуемым предлагалось ответить на 72 утверждений, касающихся чувств, связанных с работой. В зависимости от присутствия того или иного чувства были даны варианты ответов: «никогда», «обычно», «редко», «часто».
Количественная оценка психического выгорания по каждой шкале
осуществлялась путем перевода ответов в трехбалльную систему («часто» – 3 балла, «обычно» – 2 балла, «редко» - 1 балл, «никогда» – 0 баллов) и в соответствии с этим суммарного подсчета баллов. Обработка производилась по сырому баллу. Затем с помощью нормативной таблицы определялся уровень психического выгорания по каждой шкале и их процентное соотношение с общим количеством обследуемых.
По результатом опросника были получены данные о проявлении психического выгорания у педагогов (приложение А). Уровни психического выгорания у педагогов представлены в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1 – Уровни психического выгорания у педагогов по каждой шкале
Уровни
Шкалы психического выгорания |
Крайне высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Крайне низкий | |||||
Кол-во, чел. |
% |
Кол-во, чел |
% |
Кол-во, чел. |
% |
Кол-во, чел |
% |
Кол-во, чел |
% | |
Психоэмоциональное истощение |
10 |
33,3 |
9 |
30 |
11 |
36,7 |
__ |
_ |
__ |
_ |
Личностное отдаление |
13 |
43,3 |
12 |
40 |
5 |
16,7 |
__ |
_ |
__ |
_ |
Профессиональная мотивация |
29 |
96,7 |
1 |
3,3 |
__ |
__ |
__ |
_ |
__ |
_ |
Индекс психического выгорания |
25 |
83,3 |
5 |
16,7 |
__ |
__ |
__ |
_ |
__ |
_ |
Из таблицы видно, что по шкале «Психоэмоциональное истощение» 10 человек испытуемых, что составляет 33,3% из 100%, показали крайне высокие значения, 9 человек, а это 30% – высокие и 11 человек, что составляет 36,7% – средние, низких и крайне низких значений не наблюдалось; по шкале «Личностное отдаление» 13 человек, что составляет 43,3% из 100%, показали крайне высокие значения, 12 человек, а это 40% – высокие и 5 человек, что составляет 16,7% – средние, низких и крайне низких значений не проявилось; по фактору «Профессиональная мотивация» 29 педагогов, что составлят 96,7% из 100% испытуемых, показали крайне высокие значения, а 1 педагог, а это 16,7% – высокие, средних,низких и крайне низких значений нет; «Индекс психического выгорания» у 25 педагогов, что составляет 83,3% из 100% испытуемых, крайне высокий, у 5 педагогов, а это 16,7% – высокий.
Высокие показатели психоэмоционального истощения педагогов проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками сниженного настроения и раздражительности. Повышенная чувствительность к оценкам других. Низкая эмоциональная толерантность, тревожность. Нежелание идти на работу. Желание скорее окончить рабочий день. Возможно появление прогулов.
Высокий уровень личностного отдаления показывает тенденцию к некоторому ограничению количества контактов с окружающими, состояние раздражительности в ситуациях общения. Возможно проявление критичного отношения к окружающим и некритичности в оценке самого себя. Умеренная включенность в работу и дела других людей.
Крайне высокий уровень снижения профессиональной мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Низкая продуктивность профессиональной деятельности, пессимизм и незаинтересованность в работе. Заниженная самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми. Неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе. Неудовлетворенность собой как профессионалом. Чувство низкой профессиональной эффективности и отдачи. Слабая потребность в достижениях.
Таким образом, высокие показатели по каждой шкале опросника говорят о том, что у педагогов наблюдается крайне высокий уровень психического выгорания.
2.2 Изучение степени личностной деструкции у педагогов
Для изучения степени личностной деструкции у педагогов применялся опросник «Методика диагностики профессиональной деформации личности учителя» (Орел В.Е., Андреев С.П.) [2].
Данная методика включает в себя 69 утверждений. Для ответов испытуемых предлагалась дихотомическая шкала, испытуемые должны были согласиться либо нет с предлагаемыми утверждениями. Показателем профдеформации личности служит сумма всех баллов, полученных в соответствии с ключом, и переведенных в уровни, согласно таблице норм.
В опроснике выделены 3 шкалы, соответствующие 3 основным особенностям личности, наличие которых в большей степени предопределяет возникновение профдеформации личности педагога. Это: авторитарность как социально-психологическая характеристика личности, отражающая стремление максимально подчинить своему вниманию партнеров по взаимодействию и общению; ригидность как затрудненность в изменении намеченной программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки; некритичность как характеристика личности, которой свойственны: ненастойчивость, неспособность к адекватному оцениванию своих действий, неготовность исправлять ошибки и принимать новые формы знаний, неспособность к компромиссным и новаторским решениям.
Предложив испытуемым ответить на вопросы данной методики, мы
давали следующую инструкцию: "Внимательно прочитайте каждое утверждение. Если Вы согласны с высказыванием, то напротив него в бланке поставьте «+». Если Вы не согласны с ним, то - «-». Спасибо" [2].
По результатом опросника нами были получены данные о развитии профессиональной деформации у педагогов как составной части личностной деструкции профессионала (приложение Б). Обобщенные результаты отражены в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1 – Развитие профессиональной деформации у педагогов
Значения Шкалы профессиональной деформации |
Выше среднего |
Ниже среднего | ||
Кол-во, чел |
% |
Кол-во, чел. |
% | |
Авторитарность |
18 |
60 |
12 |
40 |
Ригидность |
19 |
63,3 |
11 |
36,7 |
Некритичность |
20 |
66,6 |
10 |
33,4 |
Степень проф.деформации |
16 |
53,3 |
14 |
46,7 |
Из таблицы видно, что по шкале «Авторитарность» 18 испытуемых, что составляет 60%, показало значения выше среднего, 12 испытуемых, а это 40% – значения ниже среднего; по шкале «Ригидность» 19 человек, что составляет 63,3% из 100% испытуемых, показало уровень выше среднего, 11 человек, а это 36,7% – уровень ниже среднего; по шкале «Некритичность» 20 педагогов, что составляет 66,6% из 100%, имеют уровень выше среднего, 10 педагогов, а это 33,4% – ниже среднего. Из 30 педагогов 16 человек, что составляет 53,3% из 100% имеют степень профессиональной деформации выше среднего, 14 человек, а это 46,7% – ниже среднего.
С высоким значением психической ригидности, затрагивающем преимущественно эмоциональную сферу, связано малоадаптивное поведение, т.к. оно способствует фиксации стереотипа реагирования на сложные ситуации нервно-психического напряжения. Данные стереотипы проявляются в поведении учителя в стремлении поучать, подчинять, критиковать, упрощать. При этом мотивационная ригидность может проявляться в неэффективной и медленной перестройке системы мотивов, в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения. Доминирующей мотивацией зачастую здесь является мотивация избегания неудач, что, естественно, препятствует достижению успеха в любой сфере жизнедеятельности.
Авторитарность педагога является проявлением недостаточного уровня самопринятия, результатом искаженной Я-концепции. Наличие у учителя негативной Я-концепции отрицательно сказывается не только на его поведении в классе (агрессивность, желание добиться доминирующей позиции во всем, угнетение, отсутствие веры в способности учащихся и т.п.), но и на Я-концепции его учеников, и даже на их успеваемости.
Высокие значения некритичности учителя оттормаживает его саморазвитие как личности и профессионала, способствует усугублению взаимоотношений как в семье, так и в школьном коллективе.
Таким образом, педагоги с
высокими показателями по каждой шкале
опросника имеют высокую
2.3 Определение взаимосвязи профессиональгого выгорания и личностной деструкции у педагогов
Чтобы подтвердить предположение о взаимосвязи профессиональгого выгорания и личностной деструкции у педагогов нами был использован корреляционный анализ данных с использованием коэффициента корреляции Ч. Спирмена. В корреляционном анализе также учитывался пол и возраст испытуемых.
Значимые корреляционные связи помещены в таблице (табл. 2.3.1).
Таблица 2.3.1 – Значимые корреляционные связи факторов профессионального выгорания и компонентов личностной деструкции педагогов
Первая переменная |
Вторая переменная |
Коэффициента корреляции |
Сила связи |
Напрвление связи |
Возраст |
Психоэмоциональное истощение |
-0,23 |
слабая |
обратное |
Возраст |
Авторитарность |
0,22 |
слабая |
прямое |
Возраст |
Ригидность |
0,33 |
слабая |
прямое |
Возраст |
Степень профессиональной деформации |
0,29 |
слабая |
прямое |
Пол |
Профессиональная мотивация |
-0,34 |
слабая |
обратное |
Психоэмоциональное истощение |
Авторитарность |
-0,22 |
слабая |
обратное |
Психоэмоциональное истощение |
Ригидность |
-0,19 |
слабая |
обратное |
Личностное отдаление |
Авторитарность |
0,26 |
слабая |
прямое |
Личностное отдаление |
Некритичность |
0,19 |
слабая |
прямое |
Профессиональная мотивация |
Ригидность |
0,24 |
слабая |
прямое |
Индекс профессионального выгорания |
Авторитарность |
0,26 |
слабая |
прямое |