Проведение эмпирического исследования уровня профессионального выгорания и степени личностной деструкции у педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:08, практическая работа

Описание работы

Обьект исследования: личностные деструкции педагога.
Предмет исследования: профессиональное выгорание у педагогов.
Цель работы: изучение взаимосвязи профессионального выгорания и личностной деструкции педагога.
В исследовании приняли участие 30 педагогов Клецкого районного общеобразовательного лицея: 5 мужчин и 25 женщин в возрасте от 21 года до 44 лет.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 2.docx

— 32.61 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 2.  ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТЕПЕНИ ЛИЧНОСТНОЙ  ДЕСТРУКЦИИ  У ПЕДАГАГОВ

 

В исследовании приняли участие 30 педагогов Клецкого районного  общеобразовательного лицея: 5 мужчин и 25 женщин в возрасте от 21 года до 44 лет.

 

2.1 Изучение уровня профессионального выгорания у педагогов

 

Для эмпирического исследования профессионального выгорания учителей применялся опросник А. А. Рукавишникова «Определение психического выгорания» [29]. Данная  методика  нацелена  на интегральную  диагностику  психического  выгорания, включающей  различные подструктуры личности.

В методику включены три шкалы: психоэмоционального истощение (ПИ),  личностное  отдаление (ЛО),  профессиональная  мотивация  (ПМ).

Психоэмоциональное  истощение – процесс исчерпания  эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение  проявляется  в  хроническом  эмоциональном  и  физическом утомлении,  равнодушии  и  холодности  по  отношению  к  окружающим,  с признаками депрессии и раздражительности.

Личностное  отдаление  –  специфическая  форма  социальной  дезадаптации профессионала, работающего  с людьми. Личностное отдаление проявляется  в уменьшении  количества  контактов  с  окружающими,  повышении раздражительности  и  нетерпимости  в  ситуациях  общения,  негативизме  по отношению  к другим людям.

Профессиональная мотивация  – уровень рабочей мотивации  и энтузиазма по  отношению  к  работе  альтруистического  содержания.  Состояние мотивационной  сферы  оценивается  таким  показателем,  как  продуктивность профессиональной  деятельности,  оптимизм  и  заинтересованность  по отношению к работе, самооценка профессиональной компетентности и  степени успешности в работе с  людьми.

Испытуемым предлагалось ответить  на  72  утверждений, касающихся  чувств,  связанных с работой. В зависимости от присутствия того или иного чувства были даны варианты ответов: «никогда», «обычно», «редко», «часто».

Количественная  оценка  психического  выгорания  по  каждой  шкале 

осуществлялась путем перевода ответов в трехбалльную систему («часто» – 3 балла,  «обычно»  – 2  балла,  «редко» -  1  балл,  «никогда» – 0  баллов)  и в соответствии с этим суммарного подсчета баллов. Обработка производилась по сырому баллу. Затем с помощью нормативной таблицы определялся уровень психического выгорания по каждой шкале и их процентное соотношение с общим количеством обследуемых.

По результатом опросника  были получены данные о проявлении психического выгорания у педагогов (приложение А). Уровни психического выгорания у педагогов представлены в таблице 2.1.1.

 

Таблица 2.1.1 – Уровни психического выгорания у педагогов по каждой шкале

 

             Уровни 

 

Шкалы

психического выгорания

 

Крайне

высокий

 

Высокий

 

Средний

 

Низкий

 

Крайне

низкий

Кол-во,

чел.

 

%

Кол-во,

чел

 

%

Кол-во,

чел.

 

%

Кол-во,

чел

 

%

Кол-во,

чел

 

%

Психоэмоциональное истощение

10

33,3

9

30

11

36,7

__

_

__

_

Личностное отдаление

13

43,3

12

40

5

16,7

__

_

__

_

Профессиональная мотивация

29

96,7

1

3,3

__

__

__

_

__

_

Индекс психического выгорания

25

83,3

5

16,7

__

__

__

_

__

_


 

Из таблицы видно, что  по шкале «Психоэмоциональное истощение» 10 человек испытуемых, что составляет 33,3% из 100%, показали крайне высокие значения, 9 человек, а это 30% – высокие и 11 человек, что составляет 36,7% –  средние, низких и крайне низких значений не наблюдалось; по шкале «Личностное отдаление» 13 человек, что составляет 43,3% из 100%, показали крайне высокие значения, 12 человек, а это 40% – высокие и 5 человек, что составляет 16,7% –  средние, низких и крайне низких значений не проявилось; по фактору «Профессиональная мотивация» 29 педагогов, что составлят 96,7% из 100% испытуемых, показали крайне высокие значения, а 1 педагог, а это 16,7% – высокие, средних,низких и крайне низких значений нет; «Индекс психического выгорания» у 25 педагогов, что составляет 83,3% из 100% испытуемых, крайне высокий, у 5 педагогов, а это 16,7% – высокий.

Высокие показатели психоэмоционального  истощения педагогов проявляется в хроническом эмоциональном и  физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками сниженного настроения и раздражительности. Повышенная чувствительность к оценкам других. Низкая эмоциональная толерантность, тревожность. Нежелание идти на работу. Желание скорее окончить рабочий день. Возможно появление прогулов.

Высокий уровень личностного отдаления показывает тенденцию к некоторому ограничению количества контактов с окружающими, состояние раздражительности в ситуациях общения. Возможно проявление критичного отношения к окружающим и некритичности в оценке самого себя.  Умеренная включенность в работу и дела других людей.

Крайне высокий уровень снижения профессиональной мотивации и энтузиазма по отношению к работе  альтруистического  содержания.  Низкая продуктивность профессиональной деятельности, пессимизм и  незаинтересованность в работе.  Заниженная  самооценка  профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.  Неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе. Неудовлетворенность собой как профессионалом. Чувство низкой  профессиональной  эффективности и отдачи. Слабая потребность в достижениях.

Таким образом, высокие показатели по каждой шкале опросника говорят  о том, что у педагогов наблюдается  крайне высокий уровень психического  выгорания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Изучение степени личностной деструкции у педагогов

 

Для изучения степени личностной деструкции у педагогов применялся опросник «Методика диагностики профессиональной деформации личности учителя» (Орел В.Е., Андреев С.П.) [2].

Данная методика включает в себя 69 утверждений. Для ответов испытуемых предлагалась дихотомическая шкала, испытуемые должны были согласиться либо нет с предлагаемыми утверждениями. Показателем профдеформации личности служит сумма всех баллов, полученных в соответствии с ключом, и переведенных в уровни, согласно таблице норм.

В опроснике выделены 3 шкалы, соответствующие 3 основным особенностям личности, наличие которых в большей степени предопределяет возникновение профдеформации личности педагога. Это: авторитарность как социально-психологическая характеристика личности, отражающая стремление максимально подчинить своему вниманию партнеров по взаимодействию и общению; ригидность как затрудненность в изменении намеченной программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки; некритичность как характеристика личности, которой свойственны: ненастойчивость, неспособность к адекватному оцениванию своих действий, неготовность исправлять ошибки и принимать новые формы знаний, неспособность к компромиссным и новаторским решениям.

Предложив испытуемым ответить на вопросы данной методики, мы

давали следующую инструкцию: "Внимательно прочитайте каждое утверждение. Если Вы согласны с высказыванием, то напротив него в бланке поставьте «+». Если Вы не согласны с ним, то - «-». Спасибо" [2].

По результатом опросника  нами были получены данные о развитии профессиональной деформации у педагогов как составной части личностной деструкции профессионала (приложение Б). Обобщенные результаты отражены в таблице  2.2.1.

 

Таблица 2.2.1 – Развитие профессиональной деформации у педагогов

 

             Значения 

Шкалы

профессиональной 

деформации

Выше

среднего

Ниже

среднего

Кол-во,

чел

%

Кол-во,

чел.

%

Авторитарность

18

60

12

40

Ригидность

19

63,3

11

36,7

Некритичность

20

66,6

10

33,4

Степень проф.деформации

16

53,3

14

46,7


Из таблицы видно, что  по шкале «Авторитарность» 18 испытуемых, что составляет 60%, показало значения выше среднего, 12 испытуемых, а это 40% – значения ниже среднего; по шкале «Ригидность» 19 человек, что составляет 63,3% из 100% испытуемых, показало уровень выше среднего, 11 человек, а это 36,7% – уровень ниже среднего; по шкале «Некритичность» 20 педагогов, что составляет 66,6% из 100%, имеют уровень выше среднего, 10 педагогов, а это 33,4% – ниже среднего. Из 30 педагогов 16 человек, что составляет 53,3% из 100% имеют степень профессиональной деформации выше среднего, 14 человек, а это 46,7% – ниже среднего.

С высоким значением психической ригидности, затрагивающем преимущественно эмоциональную сферу, связано малоадаптивное поведение, т.к. оно способствует фиксации стереотипа реагирования на сложные ситуации нервно-психического напряжения. Данные стереотипы проявляются в поведении учителя в стремлении поучать, подчинять, критиковать, упрощать. При этом мотивационная ригидность может проявляться в неэффективной и медленной перестройке системы мотивов, в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения. Доминирующей мотивацией зачастую здесь является мотивация избегания неудач, что, естественно, препятствует достижению успеха в любой сфере жизнедеятельности.

Авторитарность педагога является проявлением недостаточного уровня самопринятия, результатом искаженной Я-концепции. Наличие у учителя негативной Я-концепции отрицательно сказывается не только на его поведении в классе (агрессивность, желание добиться доминирующей позиции во всем, угнетение, отсутствие веры в способности учащихся и т.п.), но и на Я-концепции его учеников, и даже на их успеваемости.

Высокие значения некритичности учителя оттормаживает его саморазвитие как личности и профессионала, способствует усугублению взаимоотношений как в семье, так и в школьном коллективе.

Таким образом, педагоги с  высокими показателями по каждой шкале  опросника имеют высокую степень  профессиональной деформации.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Определение  взаимосвязи профессиональгого выгорания и личностной деструкции у педагогов

 

Чтобы подтвердить предположение о взаимосвязи профессиональгого выгорания и личностной деструкции у педагогов нами был использован корреляционный анализ данных с использованием коэффициента корреляции Ч. Спирмена. В корреляционном анализе также учитывался пол и возраст испытуемых.

Значимые корреляционные связи помещены в таблице (табл. 2.3.1).

 

Таблица 2.3.1 – Значимые корреляционные связи факторов профессионального выгорания и компонентов личностной деструкции педагогов

 

Первая переменная

Вторая переменная

Коэффициента корреляции

Сила связи

Напрвление

связи

Возраст

Психоэмоциональное истощение

-0,23

слабая

обратное

Возраст

Авторитарность

0,22

слабая

прямое

Возраст

Ригидность

0,33

слабая

прямое

Возраст

Степень профессиональной

деформации

0,29

слабая

прямое

Пол

Профессиональная мотивация

-0,34

слабая

обратное

Психоэмоциональное истощение

Авторитарность

-0,22

слабая

обратное

Психоэмоциональное истощение

Ригидность

-0,19

слабая

обратное

Личностное отдаление

Авторитарность

0,26

слабая

прямое

Личностное отдаление

Некритичность

0,19

слабая

прямое

Профессиональная мотивация

Ригидность

0,24

слабая

прямое

Индекс профессионального  выгорания

Авторитарность

0,26

слабая

прямое

Информация о работе Проведение эмпирического исследования уровня профессионального выгорания и степени личностной деструкции у педагогов