Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:08, практическая работа
Обьект исследования: личностные деструкции педагога.
Предмет исследования: профессиональное выгорание у педагогов.
Цель работы: изучение взаимосвязи профессионального выгорания и личностной деструкции педагога.
В исследовании приняли участие 30 педагогов Клецкого районного общеобразовательного лицея: 5 мужчин и 25 женщин в возрасте от 21 года до 44 лет.
Переменная «возраст» связана с переменной «психоэмоциональное истощение» слабой обратной связью. Следовательно, чем старше педагоги, тем ниже уровень психоэмоциональное истощение. Также возраст связан слабой прямой связью с переменной «авторитарность». Это значит, что чем старше педагоги, тем выше значение авторитарности. Переменная «возраст» и переменная «ригидность» связаны слабой прямой связью. То есть, чем старше учителя, тем выше значения ригидности. В процессе исследования выявилась слабая прямая связь между возрастом и степенью профессиональной деформации педагогов. Следовательно, чем старше педагоги, тем выше степень профессиональной деформации личности педагога. Мы можем предположить, что с увеличением возраста педагога увеличивается его стаж работы, а следовательно, он чувствует себя более стабильно, уверенно на рабочем месте, что понижает его уровень психоэмоционального истощения и увеличивает авторитарность и ригидность, то есть, стремление подчинить себе портнёров по общению и стереотипное поведение.
Гендерные особенности педагогов связаны с переменной «профессиональная мотивация» слабой обратной связью. Это значит, что у мужчин-педагогов уровень снижения профессиональной мотивации выше, чем у женщин.
Переменная «психоэмоциональное истощение» связана с переменной «авторитарность» слабой обратной связью. То есть, с увеличением уровня психоэмоционального истощения значения авторитарности понижаются. Также психоэмоционального истощения связано слабой обратной связью с ригидностью. Следовательно, при увеличении уровня психоэмоционального истощения значения ригидности понижаются.
Личностное отдаление и переменная «авторитарность» связаны слабой прямой связью. Это значит, что при увеличении уровня личностного отдаления увеличивается значение авторитарности. Также личностное отдаление связано слабой прямой связью с переменной «некритичность». Следовательно, при повышении уровня личностного отдаления повышаются значения некритичности.
Переменные «профессиональные
мотивации» и «ригидность»
Индекс профессионального выгорания связан с авторитарностью слабой прямой связью. Следовательно, при увеличении уровня профессионального выгорания повышается значение авторитарности.
На основании выше сказоного можно сделать вывод о том, что между факторами профессионального выгорания, компонентами личностной деструкции, а также возрастом и гендорным составом педагогов существует взаимосвязь, хотя она и слабая. Следовательно, наша гипотеза о влиянии профессионального выгорания на развитие личностной деструкции педагога, подтверждается.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Во второй главе мы описали проведение эмпирического исследования уровня профессионального выгорания и степени личностной деструкции у педагагов.
Анализируя выраженность компонентов психического выгорания по
опроснику А. А. Рукавишникова, можно отметить, что современные учителя
имеют: а) высокие показатели психоэмоционального истощения; б) высокие показатели личностного отдаления; в) крайне высокие значения понижения профессиональной мотивации. При этом общий индекс психического выгорания учителей имеет тенденцию к крайне высоким значениям.
Выявив значения компонентов
личностной деструкции у педагогов
данной выборки, можно утверждать, что
все они находяться выше среднего
значения. Это говорит о том, что
у педагогов проявляется
Далее был применен корреляционный анализ для определения общей взаимосвязи исследуемых переменных. В ходе которого была выявлена взаимосвязь между переменными опросников, а также возрастом и полом испытуемых, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.