Оглавление
Введение………………………………………………………………..….2
Основное содержание
1. Психическая
адаптация…………………………………………..…3
2. Закономерности
нарушения психической адаптации……….....…6
3. Психическая
адаптация студентов…………………...……….…..10
3.1. Знакомство
с новым коллективом……………………………....10
3.2. Контакт
с преподавателями………………………………....…..12
3.3. Адаптация
к процессу учебы……………………………………13
3.4. Адаптация
к новым условиям жизни…………………………...13
Заключение…………………………………………………………….....16
Список литературы………………………………………………………17
Введение
Психологическая
адаптация - приспособление человека к
существующим в обществе требованиям
и критериям оценки за счет присвоения
норм и ценностей данного общества.
АДАПТАЦИЯ
(от лат. приспособлять) — приспособление
организма, личности, их систем к характеру
отдельных воздействий или к изменившимся
условиям жизни в целом. Понятие «адаптация»
возникло в XIX веке и использовалось вначале
главным образом в биологии. Затем это
понятие стали применять не только к различным
сторонам жизнедеятельности организмов,
но и к личности человека и даже коллективному
поведению. Адаптация
компенсирует недостаточность привычного
поведения в новых условиях. Благодаря
адаптации создаются возможности ускорения
оптимального функционирования организма,
личности в необычной обстановке. Если
адаптация не наступает, возникают дополнительные
затруднения в освоении предмета деятельности,
вплоть до нарушений ее регуляции. Адаптация связана с
перестройкой функционирования тех или
иных органов, свойств, механизмов, с выработкой
новых навыков, привычек, качеств, что
приводит в соответствие организм, личность со средой.
Благодаря
процессу адаптации достигается
сохранение гомеостаза при взаимодействии
организма с внешним миром. В
этой связи процессы адаптации включают
в себя не только оптимизацию функционирования
организма, но и поддержание сбалансированности
в системе "организм-среда". Процесс
адаптации реализуется всякий раз, когда
в системе "организм-среда" возникают
значимые изменения, и обеспечивает формирование
нового гомеостатического состояния,
которое позволяет достигать максимальной
эффективности физиологических функций
и поведенческих реакций. Поскольку организм
и среда находятся не в статическом, а
в динамическом равновесии, их соотношения
меняются постоянно, а, следовательно,
также постоянно должен осуществляться
процесс адаптации.
Основное
содержание
1.
Психическая адаптации
Характеристика
понятия психической адаптации
в психологии.
В психологии, на протяжении последних
нескольких десятилетий, исследование
развития и становления личности в процессе
ее взаимодействия с окружающей средой,
так или иначе связано с изучением механизмов,
обеспечивающих социально- психологическую,
психическую адаптацию личности к тем
условиям действительности, в которых
происходит это развитие.
Адаптация в широком смысле трактуется
как процесс приспособления индивидуальных
и личностных качеств к жизни и деятельности
человека в изменившихся условиях существования;
процесс активного взаимодействия личности
со средой, ведущий, в зависимости от степени
активности личности, к преобразованию
среды в соответствии с потребностями,
ценностями и идеалами личности или к
преобладанию зависимости личности от
среды; изменения, сопровождающие на уровне
психической регуляции процесс активного
приспособления индивида к новым условиям
жизнедеятельности; процесс, являющийся
целостной реакцией личности на сложные
изменения и деятельности. Адаптация выражается
не только в приспособлении организма
к новым условиям, но главным образом в
выработке фиксированных форм поведения,
позволяющих справится с трудностями.
Адаптация компенсирует недостаточность
привычного поведения в новых условиях.
Благодаря адаптации создаются возможности
установления оптимального функционирования
организма (личности) в необычной обстановке.
Если адаптация не наступает, возникают
дополнительные затруднения в освоении
предметов деятельности, вплоть до нарушений
ее регуляции.
В
зависимости от того в каких условиях
и на основе каких механизмов осуществляется
адаптация к среде, выделяют различные
ее виды: физиологическая (взаимодействие
различных систем организма с внешней
средой), психическая (приспособление
человека к условиям среды на уровне психических
процессов, свойств, состояний), социально-
психологическая (приспособление к взаимоотношениям
в новом коллективе). Эти виды адаптации
могут взаимодействовать и проявляться
одновременно.
Физиологическая адаптация - это совокупность
физиологических реакций, лежащая в основе
приспособления организма к изменению
средовых условий и направленная к сохранению
относительно постоянства его внутренние
среды-гомеостаза. В результате физиологической
адаптации повышается устойчивость организма
к холоду, теплу, недостатку кислорода,
барометрического давления и другим факторам.
Социально-психологическая
адаптация — это вхождение
человека в систему внутригрупповых
отношений и приспособление к этим
отношениям, выработку образцов мышления
и поведения, которые отражают систему
ценностей и норм данной группы, приобретение,
закрепление и развитие умений и навыков
межличностного общения в этой группе.
Психическую адаптацию рассматривают
как результат деятельности целостной
самоуправляемой системы, подчеркивая
при этом ее системную организацию. Психическая
адаптация определяется как процесс установления
оптимального соответствия личности и
окружающей среды в ходе осуществления
свойственной человеку деятельности,
который (процесс) позволяет индивидууму
удовлетворять актуальные потребности
и реализовывать связанные с ними значимые
цели, обеспечивая в то же время соответствие
максимальной деятельности человека,
его поведения, требование среды.
Психическая
адаптация является сплошным процессом,
который включает в себя еще два
аспекта:
-
оптимизацию постоянного взаимодействия
индивидуума с окружением;
- установление адекватного соответствия
между психическими и физиологическими
характеристиками.
Процессы адаптации направлены на поддержание
равновесия внутри организма и между организмом
и средой и связаны как с самосохранением
функционального уровня саморегулирующейся
системы, так и с выбором функциональной
стратегии достижения цели. Под психической
адаптацией понимается непрерывный процесс
активного приспособления психики человека
к условиям окружающей его физической
и социальной среды, а также результат
этого процесса.
Психическую
адаптацию можно определить как процесс
установления оптимального соответствия
личности и окружающей среды в ходе осуществления
свойственной человеку деятельности,
который позволяет индивидууму удовлетворять
актуальные потребности и реализовывать
связанные с ними значимые цели (при сохранении
психического и физического здоровья),
обеспечивая в то же время соответствие
психической деятельности человека и
его поведения требованиям среды. Тем
самым понятие психической адаптации
является экстраполяцией принципа гомеостатического
уравновешивания на взаимодействие индивида
и его окружения. Выделяют следующие взаимосвязанные
виды психической адаптации (и соответственно
дезадаптации) человека, рассматриваемые
как составляющие ее компоненты:
1.
Психофизиологическая адаптация,
или свойство организма целесообразно
перестраивать физиологические функции
в соответствии с требованиями среды.
Сюда относятся такие адаптивные процессы,
нарушение которых приводит к отклоняющемуся
поведению и как следствие - собственно
психологической дезадаптации, а также
физиологические проявления стресса.
2. Собственно психологическая (или психическая)
адаптация, нарушения которой связаны
с напряженностью, психологическим стрессом.
3. Психо-социальная адаптация, или адаптация
личности к общению с новым коллективом.
Тем самым психическая адаптация рассматривается
как комплексный феномен, который не сводится
только к адаптации психологической и
требует для своего изучения учета как
психологических, так и физиологических
параметров.
Как высказываются А. П. Коцюбинским, Н.
С. Шейниной с точки зрения которых психическая
адаптация включает три блока: биологический,
психологический и социальный, соответствующих
принятым представлениям о трех уровнях
психической регуляции - биологическом,
индивидуально-личностном и личностно-средовом.
При этом каждая из компонент психической
адаптации, в свою очередь, имеет собственную
сложную структуру. Так, собственно психическая
адаптация включает в себя познавательные,
эмоционально-волевые, мотивационные
и практические аспекты.
Важнейшей характеристикой психической
адаптации является ее когнитивно-приспособительный
характер. Принципиальным отличием функциональной
деятельности системы психической адаптации
человека от всех других самоуправляемых
систем, является наличие механизмов сознательного
саморегулирования, в основе которых лежит
субъективная индивидуально-личностная
оценка природных и социальных воздействий
на человека.
2.
Закономерности нарушения психической
адаптации
Общепринятым
является представление о том, что психика
является "наиболее совершенным и
наиболее ранимым аппаратом приспособления
человека к социальной и экологической
среде", соответственно при действии
на организм экстремальных нагрузок, особенно
в ситуации хронического напряжения, этот
вид адаптации может нарушаться в первую
очередь. Нарушение психической адаптации
в условиях хронической стрессогенной
ситуации развивается поэтапно, соответственно
4 этапам, рассматриваемым как последовательные
стадии психологического кризиса
· 1) первичный рост
психического напряжения, сопровождающийся
различными попытками приспособления
к ситуации;
· 2) дальнейший рост
напряжения в условиях, когда эти попытки
оказываются безрезультатными;
· 3) еще большее увеличение
психического напряжения;
· 4) если все оказывается
тщетным, наступает стадия срыва, характеризующаяся
повышением тревоги и депрессии, чувствами
беспомощности и безнадежности, дезорганизацией
личности.
По
нашему мнению, вышеописанные последовательные
стадии психологического кризиса на
физиологическом уровне аналогичны
описанной последовательности стадий
хронического стресса. Трудность, замедленность
или неполнота адаптации личности к измененным,
особенно экстремальным условиям, проявляются
в форме дезадаптированного отклоняющегося
поведения. Нарушение отдельных составляющих
психической адаптации, представляется
при этом следующим образом:
· а) нарушение собственно
психической адаптации проявляется в
форме пограничных психопатологических
явлений, которые носят характер неврозов,
функциональных расстройств, сопровождающихся
oщущением болезни и определяющихся в
основном интрапсихическими конфликтами.
· б) Снижение эффективности
социально-психологической адаптации
выражается тенденцией к возникновению
неадекватного поведения в сфере межличностных
отношений, которое зависит от особенностей
личности, от ее неадаптивного формирования,
и приводит к рассогласованию взаимодействия
между индивидуумом и окружением (психопатические
peaкции или состояния).
·
в) Ухудшение преимущественно пcихoфизиологической
адаптации проявляется в психосоматических,
или так называемых <функциональных>
расстройствах (изменение психофизиологических
соотношений, приводящее к нарушениям
соматического здоровья).
Особенностью
нарушения психической адаптации
в ситуациях, являющихся необратимыми,
в которых действие завершено
и событие невозможно изменить (потери
близких, несчастные случаи, приговор
суда и последующее лишение свободы), является
возможность формирования неравновесных
состояний низкого энергетического уровня,
и включающих в себя состояния безысходности,
усталости, горя, подавленности и угнетенности,
раздумья, тревоги, депрессии и неприязни.
Подобные состояния характеризующихся
большой длительностью, продолжаясь годами
и даже десятилетиями. Так, при психологическом
исследовании жертв фашизма было обнаружено,
что даже про прошествии многих лет после
завершения психотравмирующих ситуаций,
реминисценции травматического опыта
по-прежнему продолжают являться неотьемлемой
частью их повседневной жизни, оказывая
влияние на мировоззрение в целом, восприятие
социальных отношений и самоидентификацию.
У бывших военнопленных отмечаются наряду
с посттравматическими стрессовыми расстройствами,
нарушения социальной адаптации (adjustment
disorder) и тревожно-депрессивные расстройства.
Столь длительное существование психиатрической
морбидности проявляется наличием у бывших
узников войны даже спустя более чем 30
лет после освобождения симптомов депрессии,
беспокойства, растерянности и эмоциональной
отстраненности.
В
качестве адаптивных психических процессов,
противостоящих воздействию стрессоров
и призванных предотвратить срыв психической
адаптации, рассматриваются механизмы
психической защиты. Нарушение психической
адаптации при этом обусловлено использованием
неэффективных психических защит, неадекватных
ситуации (вытеснение, рационализация
и др.) или патологических эквивалентов
(невротических симптомов, психопатических
форм поведения, психотических феноменов).
Неадекватные адаптивные стратегии или
патологические эквиваленты обладают
определенной целесообразностью на внутрипсихическом
уровне, так как уменьшают психическую
напряженность, но в то же время на более
высоких уровнях снижают психическую
адаптированность. В качестве подобных
неоптимальных механизмов психической
адаптации в стрессовых ситуациях описывается
подавление отрицательных эмоций вкупе
с избеганием поиска поддержки. При этом
посттравматическое подавление и отрицание
эмоций оказывается адаптивным лишь в
течение короткого времени.
В этой связи немаловажным является вопрос
о соотношении степени выраженности нарушений
психической адаптации и перехода от дезадаптивного
состояния к клинически манифестированным,
нозологическим формам нервно-пихических
расстройств. Так, различают два вида психической
дезадаптации в зависимости от длительности
нарушений, наличия и обратимости сопутствующих
личностных изменений: лимитирующую (непатологическую)
и трансформирующую (патологическую),
сопровождающуюся стойкой патологической
личностной трансформацией. Непатологическая
дезадаптация, хотя и существенно лимитирует
возможности приспособления индивида
к жизненным условиям, не сопровождается
изменением стабильных личностных характеристик
и не является болезненным расстройством.
Тем самым понятие психической (в частности
социально- психологической) дезадаптации
рассматривается значительно шире, чем
область психической патологии.