Психическая адаптация студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:04, реферат

Описание работы

Психологическая адаптация - приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.
АДАПТАЦИЯ (от лат. приспособлять) — приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие «адаптация» возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..….2
Основное содержание
1. Психическая адаптация…………………………………………..…3
2. Закономерности нарушения психической адаптации……….....…6
3. Психическая адаптация студентов…………………...……….…..10
3.1. Знакомство с новым коллективом……………………………....10
3.2. Контакт с преподавателями………………………………....…..12
3.3. Адаптация к процессу учебы……………………………………13
3.4. Адаптация к новым условиям жизни…………………………...13
Заключение…………………………………………………………….....16
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

социальная психология.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение………………………………………………………………..….2

Основное содержание

   1. Психическая  адаптация…………………………………………..…3

   2. Закономерности нарушения психической адаптации……….....…6

   3. Психическая адаптация студентов…………………...……….…..10

   3.1. Знакомство с новым коллективом……………………………....10

   3.2. Контакт с преподавателями………………………………....…..12

   3.3. Адаптация к процессу учебы……………………………………13

   3.4. Адаптация к новым условиям жизни…………………………...13

Заключение…………………………………………………………….....16

Список литературы………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Психологическая адаптация - приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.

   АДАПТАЦИЯ (от лат. приспособлять) — приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие «адаптация» возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции. Адаптация связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, свойств, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой.

   Благодаря процессу адаптации достигается  сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В  этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе "организм-среда". Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе "организм-среда" возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации. 

Основное  содержание

   1. Психическая адаптации

   Характеристика  понятия психической адаптации  в психологии. 
В психологии, на протяжении последних нескольких десятилетий, исследование развития и становления личности в процессе ее взаимодействия с окружающей средой, так или иначе связано с изучением механизмов, обеспечивающих социально- психологическую, психическую адаптацию личности к тем условиям действительности, в которых происходит это развитие. 
Адаптация в широком смысле трактуется как процесс приспособления индивидуальных и личностных качеств к жизни и деятельности человека в изменившихся условиях существования; процесс активного взаимодействия личности со средой, ведущий, в зависимости от степени активности личности, к преобразованию среды в соответствии с потребностями, ценностями и идеалами личности или к преобладанию зависимости личности от среды; изменения, сопровождающие на уровне психической регуляции процесс активного приспособления индивида к новым условиям жизнедеятельности; процесс, являющийся целостной реакцией личности на сложные изменения и деятельности. Адаптация выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но главным образом в выработке фиксированных форм поведения, позволяющих справится с трудностями. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности установления оптимального функционирования организма (личности) в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предметов деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции.

   В зависимости от того в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется адаптация к среде, выделяют различные ее виды: физиологическая (взаимодействие различных систем организма с внешней средой), психическая (приспособление человека к условиям среды на уровне психических процессов, свойств, состояний), социально- психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе). Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно. 
Физиологическая адаптация - это совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению средовых условий и направленная к сохранению относительно постоянства его внутренние среды-гомеостаза. В результате физиологической адаптации повышается устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, барометрического давления и другим факторам.

   Социально-психологическая  адаптация — это вхождение  человека в систему внутригрупповых  отношений и приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данной группы, приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в этой группе. 
Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, подчеркивая при этом ее системную организацию. Психическая адаптация определяется как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требование среды.

   Психическая адаптация является сплошным процессом, который включает в себя еще два  аспекта:

   - оптимизацию постоянного взаимодействия индивидуума с окружением; 
- установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками. 
Процессы адаптации направлены на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой и связаны как с самосохранением функционального уровня саморегулирующейся системы, так и с выбором функциональной стратегии достижения цели. Под психической адаптацией понимается непрерывный процесс активного приспособления психики человека к условиям окружающей его физической и социальной среды, а также результат этого процесса.

   Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды. Тем самым понятие психической адаптации является экстраполяцией принципа гомеостатического уравновешивания на взаимодействие индивида и его окружения. Выделяют следующие взаимосвязанные виды психической адаптации (и соответственно дезадаптации) человека, рассматриваемые как составляющие ее компоненты:

   1. Психофизиологическая адаптация,  или свойство организма целесообразно перестраивать физиологические функции в соответствии с требованиями среды. Сюда относятся такие адаптивные процессы, нарушение которых приводит к отклоняющемуся поведению и как следствие - собственно психологической дезадаптации, а также физиологические проявления стресса. 
2. Собственно психологическая (или психическая) адаптация, нарушения которой связаны с напряженностью, психологическим стрессом. 
3. Психо-социальная адаптация, или адаптация личности к общению с новым коллективом. 
Тем самым психическая адаптация рассматривается как комплексный феномен, который не сводится только к адаптации психологической и требует для своего изучения учета как психологических, так и физиологических параметров.  
Как высказываются А. П. Коцюбинским, Н. С. Шейниной с точки зрения которых психическая адаптация включает три блока: биологический, психологический и социальный, соответствующих принятым представлениям о трех уровнях психической регуляции - биологическом, индивидуально-личностном и личностно-средовом. При этом каждая из компонент психической адаптации, в свою очередь, имеет собственную сложную структуру. Так, собственно психическая адаптация включает в себя познавательные, эмоционально-волевые, мотивационные и практические аспекты. 
Важнейшей характеристикой психической адаптации является ее когнитивно-приспособительный характер. Принципиальным отличием функциональной деятельности системы психической адаптации человека от всех других самоуправляемых систем, является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных воздействий на человека.

   2. Закономерности нарушения психической адаптации

   Общепринятым является представление о том, что психика является "наиболее совершенным и наиболее ранимым аппаратом приспособления человека к социальной и экологической среде", соответственно при действии на организм экстремальных нагрузок, особенно в ситуации хронического напряжения, этот вид адаптации может нарушаться в первую очередь. Нарушение психической адаптации в условиях хронической стрессогенной ситуации развивается поэтапно, соответственно 4 этапам, рассматриваемым как последовательные стадии психологического кризиса

   ·  1) первичный рост психического напряжения, сопровождающийся различными попытками приспособления к ситуации;

   ·  2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти попытки оказываются безрезультатными;

   ·  3) еще большее увеличение психического напряжения;

   ·  4) если все оказывается тщетным, наступает стадия срыва, характеризующаяся повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности.

   По  нашему мнению, вышеописанные последовательные стадии психологического кризиса на физиологическом уровне аналогичны описанной последовательности стадий хронического стресса. Трудность, замедленность или неполнота адаптации личности к измененным, особенно экстремальным условиям, проявляются в форме дезадаптированного отклоняющегося поведения. Нарушение отдельных составляющих психической адаптации, представляется при этом следующим образом:

   ·  а) нарушение собственно психической адаптации проявляется в форме пограничных психопатологических явлений, которые носят характер неврозов, функциональных расстройств, сопровождающихся oщущением болезни и определяющихся в основном интрапсихическими конфликтами.

   ·  б) Снижение эффективности социально-психологической адаптации выражается тенденцией к возникновению неадекватного поведения в сфере межличностных отношений, которое зависит от особенностей личности, от ее неадаптивного формирования, и приводит к рассогласованию взаимодействия между индивидуумом и окружением (психопатические peaкции или состояния).

   ·  в) Ухудшение преимущественно пcихoфизиологической адаптации проявляется в психосоматических, или так называемых <функциональных> расстройствах (изменение психофизиологических соотношений, приводящее к нарушениям соматического здоровья).

   Особенностью  нарушения психической адаптации  в ситуациях, являющихся необратимыми, в которых действие завершено  и событие невозможно изменить (потери близких, несчастные случаи, приговор суда и последующее лишение свободы), является возможность формирования неравновесных состояний низкого энергетического уровня, и включающих в себя состояния безысходности, усталости, горя, подавленности и угнетенности, раздумья, тревоги, депрессии и неприязни. Подобные состояния характеризующихся большой длительностью, продолжаясь годами и даже десятилетиями. Так, при психологическом исследовании жертв фашизма было обнаружено, что даже про прошествии многих лет после завершения психотравмирующих ситуаций, реминисценции травматического опыта по-прежнему продолжают являться неотьемлемой частью их повседневной жизни, оказывая влияние на мировоззрение в целом, восприятие социальных отношений и самоидентификацию. У бывших военнопленных отмечаются наряду с посттравматическими стрессовыми расстройствами, нарушения социальной адаптации (adjustment disorder) и тревожно-депрессивные расстройства. Столь длительное существование психиатрической морбидности проявляется наличием у бывших узников войны даже спустя более чем 30 лет после освобождения симптомов депрессии, беспокойства, растерянности и эмоциональной отстраненности.

   В качестве адаптивных психических процессов, противостоящих воздействию стрессоров и призванных предотвратить срыв психической адаптации, рассматриваются механизмы психической защиты. Нарушение психической адаптации при этом обусловлено использованием неэффективных психических защит, неадекватных ситуации (вытеснение, рационализация и др.) или патологических эквивалентов (невротических симптомов, психопатических форм поведения, психотических феноменов). Неадекватные адаптивные стратегии или патологические эквиваленты обладают определенной целесообразностью на внутрипсихическом уровне, так как уменьшают психическую напряженность, но в то же время на более высоких уровнях снижают психическую адаптированность. В качестве подобных неоптимальных механизмов психической адаптации в стрессовых ситуациях описывается подавление отрицательных эмоций вкупе с избеганием поиска поддержки. При этом посттравматическое подавление и отрицание эмоций оказывается адаптивным лишь в течение короткого времени.

     В этой связи немаловажным является вопрос о соотношении степени выраженности нарушений психической адаптации и перехода от дезадаптивного состояния к клинически манифестированным, нозологическим формам нервно-пихических расстройств. Так, различают два вида психической дезадаптации в зависимости от длительности нарушений, наличия и обратимости сопутствующих личностных изменений: лимитирующую (непатологическую) и трансформирующую (патологическую), сопровождающуюся стойкой патологической личностной трансформацией. Непатологическая дезадаптация, хотя и существенно лимитирует возможности приспособления индивида к жизненным условиям, не сопровождается изменением стабильных личностных характеристик и не является болезненным расстройством. Тем самым понятие психической (в частности социально- психологической) дезадаптации рассматривается значительно шире, чем область психической патологии.

Информация о работе Психическая адаптация студентов