Психическая адаптация студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:04, реферат

Описание работы

Психологическая адаптация - приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.
АДАПТАЦИЯ (от лат. приспособлять) — приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие «адаптация» возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..….2
Основное содержание
1. Психическая адаптация…………………………………………..…3
2. Закономерности нарушения психической адаптации……….....…6
3. Психическая адаптация студентов…………………...……….…..10
3.1. Знакомство с новым коллективом……………………………....10
3.2. Контакт с преподавателями………………………………....…..12
3.3. Адаптация к процессу учебы……………………………………13
3.4. Адаптация к новым условиям жизни…………………………...13
Заключение…………………………………………………………….....16
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

социальная психология.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

   Также выделяют два вида нарушений психической адаптации, рассматриваемых им в рамках донозологических состояний:  
1. Непатологическая (предпатологическая) психическая дезадаптация (кризис, переживание, жизненная трудность или неудача) представляет собой в большинстве случаев такие дисфункциональные состояния, которые не требуют обязательного врачебного вмешательства и обычно проходят самостоятельно. В клиническом плане эти состояния характеризуются как неспецифические образования, когда не усматриваются нозонаправленные клинические радикалы, а превалируют психологически понятные проблемы в непосредственной связи с жизнью, явления психологической защиты. Для этих состояний характерно отсутствие тенденции к застреванию расстройств и их самодвижению. Напротив, свойственна высокая зависимость от внешних влияний и откликаемость на психосоциальные воздействия.  
2. Патологическая (предболезненная) психическая дезадаптация характеризуется большей клинической определенностью, определяющей потребность в профилактическом врачебном вмешательстве. В клинической картине при этом выступают либо отдельные патологические радикалы, либо несколько взаимопогашающих радикалов в рамках мозаично-полиморфной картины (когда дальнейшее развитие в равной степени может пойти по пути соматизации, невротизации или поведенческих расстройств).

   3. Психическая адаптация  студентов 

   3.1 Знакомство с новым  коллективом

   Одним из немаловажных этапов, которого не избежать, учась в ВУЗе, как известно, является знакомство и общение с новым коллективом. Процесс адаптации учащихся в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя учащийся во время уроков, в ситуациях взаимодействия с товарищами и педагогами. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности; во-вторых, учебный коллектив - это относительно самостоятельно развивающееся явление, которое подчиняется особым социально - психологическим закономерностям.

   Особенность студенческой группы первого курса  заключается в том, что это  ещё не сложившийся коллектив  и в нем ещё нет установленных и закрепившихся правил и норм поведения. В этой группе каждый является новым человеком для каждого члена группы. Если в школе учащегося знали много лет и он уже занимал определённый статус, зачастую не объективный по отношению к нему, то при поступлении в ВУЗ у него есть возможность получиться совершенно новый статус и позицию в коллективе.

   Каждый  член группы принимает участие в  установлении правил и норм поведения, и формировании характеристик данной группы. У всех членов нового студенческого  коллектива есть возможность проявить себя с самых разных сторон, найти "своё место под солнцем", завоевать авторитет и уважение однокурсников. Существует множество различных критериев проявления личности, такие как: одежда, поведение, поступки, стиль общения, творческие способности, профессиональные способности и т.д.

   В процессе социализации студентов в  вузе имеет место и влияние  старших студентов, как референтной  группы. Студенты определённого факультета представляют собой группу с определёнными  чертами, которые не так выражены в остальном обществе. Когда первокурсники попадают в эту группу, они, пытаясь стать полноправными членами, бессознательно перенимают у старших студентов её характерные черты. Уже в первые недели жизни студентов в вузе можно заметить, что у них появляются ранее не свойственные привычки, манера мышления и даже слова: "лабы" - лабораторные работы, "матан" - математический анализ и т.д.

   В процессе становления студенческой группы, учащиеся пытаются выявить  рождающиеся у них на глазах небольшие  подгруппы. Большую роль для каждого студента играет то, к какой категории он относиться, в какую группу его можно мысленно отнести: к бедным, богатым, трудолюбивым, разгильдяям и т.д.

   На  первом организационном этапе учебной  группы организатором её жизни и  деятельности является куратор. Он помогает студентам, адаптироваться к новым для них социальным условиям, заложить основы благоприятного климата в группе, который формируется постепенно в течении всей "совместной жизни" учащихся в вузе. С этой целью куратором, психологом и социальным педагогом проводится адаптационные тренинги, совместные выезды куда-либо, массовые мероприятия, такие как день первокурсника, КВН, различные концерты и т.д.

   Как правило, такая работа, если она проводилась  педагогическим коллективом в тесном взаимодействии и с пониманием важности этих мероприятий, приносит заметные результаты, и уже к концу первого полугодия тревожность учащихся первого курса заметно снижается и появляются первые признаки здоровых, успешных коллективов групп.

   3.2 Контакт с преподавателями

   Помимо  освоения в новом коллективе, первокурснику  предстоит знакомство с новыми преподавателями, а это процесс не из легких. Ведь к каждому преподавателю нужно  найти свой подход, понять его стиль  преподавания и отношение к студентам.

   В школе каждый учитель преподает  свой предмет на протяжении многих лет и за этот период времени у  него складываются свои индивидуальные отношения с каждым учеником, а  в сфере высшего образования  преобладает установка одинакового  подхода ко всем студентам.

   Контакт преподавателя со студентами бывает логический, психологический и нравственный. Логический контакт - это контакт  мысли преподавателя и студентов. Психологический контакт заключается  в сосредоточенности внимания студентов  в восприятии и понимании ими указанного материала, а также во внутренней мыслительной и эмоциональной активности в ответ на действия преподавателя и поступающую от него информацию. Нравственный контакт обеспечивает сотрудничество преподавателя и студентов. При отсутствии этого контакта, например в условиях конфликта, познавательный процесс либо затруднен, либо вовсе невозможен. 

   3.3 Адаптация к процессу  учебы

   Переход вчерашних школьников от классно-урочной  системы обучения к преимущественно  самостоятельным занятиям нередко  происходит довольно больно, а зачастую и с большими осложнениями. Не все из них справляются с преодолением этих трудностей и быстро перестраивают привычные формы учебной работы.

   Вузовское обучение имеет ряд существенных отличий по сравнению со школьным. Более того, некоторые школьные стереотипы учебной деятельности не подходят для вузовского обучения и в, некоторых случаях, являются для него препятствием. В этом случае проявляется известное в психологии явление интерференции, когда ранее усвоенные умения и навыки препятствуют успешному осуществлению последующей деятельности и требуют определенной перестройки.

   3.4 Адаптация к новым  условиям жизни

   При поступлении студента в вуз, происходят значительные изменения в условиях его жизни. Сформированный за 11 лет  привычный уклад учебного процесса кардинально меняется и возникает необходимость мириться с произошедшими изменениями и привыкать к ним. К каким же условиям приходиться адаптироваться первокурсникам?

   Во-первых, новый маршрут до места учебы. Если школа чаще всего находиться недалеко от места проживания учащегося и до неё можно дойти пешком, то до вуза, как правило, приходиться преодолевать более тяжелый путь. Этот путь может включать в себя поездки на автобусах, метро, электричках и снова автобусах, а ещё и пешком пройтись придется. К тому же, время, затрачиваемое на преодоление маршрута до вуза, значительно отличается от времени затрачиваемого на прогулку до школы. А ведь после окончания пар придется опять повторять весь пройденный маршрут, только в обратном порядке. И так каждый раз. Кроме того, не избежать и дополнительных финансовых затрат на проездные.

   Во-вторых, расписание и продолжительность  пар. За 11 лет учащийся привык к тому, что уроки начинаются с самого утра, т.е. с первого урока, далее  проходит установленное количество уроков и во второй половине дня он свободен. А поступив в вуз, студент сталкивается с непривычной для него расстановкой пар. Ведь учебный день может начинаться как с первой пары, так и с третьей или четвертой, и заканчиваться они могут как в 12 часов утра, так и в 5-7 часов вечера. Привычные уроки по 40 минут тоже остаются в прошлом. На смену им приходят пары по полтора часа (1,25минут). А это в два раза длинней, чем обычный школьный урок. И к такой смене привычного уклада учебного дня тоже нелегко привыкнуть.

   Но  тяжелее всего приходиться иногородним  студентам, которым не только приходиться  адаптироваться ко всем стандартным  изменениям в условиях их жизни, связанных  с поступлением в вуз, так ещё  перед ними возникает непростая  проблема проживания в студенческом общежитии или в снимаемой квартире (комнате).

   С момента поселения студента в  общежитие у него начинается "испытание  свободой". Уехав от родителей, студент  получает полную свободу, практически  безграничную, можно делать что угодно: иди, куда хочешь, гуляй, где и с кем хочешь, и за твоей учебной деятельностью тоже следить никто не будет - такая вольность опьяняет. Но ведь свобода - это и самостоятельность. Самостоятельность как обязанность самому о себе позаботиться.

   Здесь человек учится самостоятельности в широком понимании этого слова. Ведь рядом нет ни родителей, ни привычной обстановки. И не остается другого выхода, как самому принимать решения по тому или иному случаю и быть ответственным за эти решения. Самому отвечать за поступки, слова и действия. Самому выстраивать отношения с новыми людьми: как правило, комнаты комплектуют без учета личностных качеств человека, без учета его темперамента и характера. Надо жить в одной комнате с людьми, о существовании которых ты никогда и не подозревал, налаживать с ними контакт, выстраивать отношения. Не зря говорят: общение - это одно, а жизнь под одной крышей - совершенно другое. Ведь все мы разные, каждый создает свой микроклимат, у каждого свои привычки и особенности: свое понимание порядка, выстраивание личной жизни, по-своему готовит, убирает и все остальное.

   А когда заканчиваются припасы  еды, привезенные из дома, да и деньги, потраченные на ветер, появляется паника: ведь поддержки ждать неоткуда. Родители далеко, и не сможешь просто зайти  домой и съесть то, что приготовила мама. Тут начинается бремя испытаний. Оно включает в себя и подсчет денег, и первые утомительные (с непривычки) стирки, и первые муки на кухне, когда уже живот начинает болеть от того, что не ел давно, а у тебя ничего не получается. Такая ситуация очень сильно давит на нервы. Но со временем ко всему приспосабливаешься и привыкаешь. А когда, после тяжелых трудовых будней тесная компания собирается вечером в комнате с гитарой и все весело общаются все проблемы отходят на второй план. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

   Адаптация сложный механизм психофизиологического  и социально-психологического приспособления индивида к социобиологической среде. С точки зрения системного подхода  можно выделить три основных уровня адаптации: физиологический, психологический и социальный.

   Система механизмов психической адаптации  многокомпонентна и состоит из ряда подсистем, среди которых необходимо выделить следующие:

   1 подсистема социально-психологических  контактов; 

   2 подсистема поиска, восприятия и  переработки информации;

   3 подсистема обеспечения бодрствования  и сна; 

   4 подсистема эмоционального реагирования;

   5 подсистема эндокринно-гуморальной  регуляции. 

   Психофизиологическое  состояние это целостная реакция  человека на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата. Психофизиологического состояния причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней (субсистем) управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Березин Ф.Б.  «Психическая адаптация и тревога»

[http://flogiston.ru/library/berezin  ]

2. Морозова А.В.  (дата публикации статьи неизвестна)

[http://www.neuch.ru]

3. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2007.

4. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. -М.: “ПРОСПЕКТ”, 2008. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Психическая адаптация студентов