Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:04, реферат
Психологическая адаптация - приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.
АДАПТАЦИЯ (от лат. приспособлять) — приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие «адаптация» возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии.
Введение………………………………………………………………..….2
Основное содержание
1. Психическая адаптация…………………………………………..…3
2. Закономерности нарушения психической адаптации……….....…6
3. Психическая адаптация студентов…………………...……….…..10
3.1. Знакомство с новым коллективом……………………………....10
3.2. Контакт с преподавателями………………………………....…..12
3.3. Адаптация к процессу учебы……………………………………13
3.4. Адаптация к новым условиям жизни…………………………...13
Заключение…………………………………………………………….....16
Список литературы……………
Также
выделяют два вида нарушений психической
адаптации, рассматриваемых им в рамках
донозологических состояний:
1. Непатологическая (предпатологическая)
психическая дезадаптация (кризис, переживание,
жизненная трудность или неудача) представляет
собой в большинстве случаев такие дисфункциональные
состояния, которые не требуют обязательного
врачебного вмешательства и обычно проходят
самостоятельно. В клиническом плане эти
состояния характеризуются как неспецифические
образования, когда не усматриваются нозонаправленные
клинические радикалы, а превалируют психологически
понятные проблемы в непосредственной
связи с жизнью, явления психологической
защиты. Для этих состояний характерно
отсутствие тенденции к застреванию расстройств
и их самодвижению. Напротив, свойственна
высокая зависимость от внешних влияний
и откликаемость на психосоциальные воздействия.
2. Патологическая (предболезненная)
психическая дезадаптация характеризуется
большей клинической определенностью,
определяющей потребность в профилактическом
врачебном вмешательстве. В клинической
картине при этом выступают либо отдельные
патологические радикалы, либо несколько
взаимопогашающих радикалов в рамках
мозаично-полиморфной картины (когда дальнейшее
развитие в равной степени может пойти
по пути соматизации, невротизации или
поведенческих расстройств).
3.
Психическая адаптация
студентов
3.1 Знакомство с новым коллективом
Одним из немаловажных этапов, которого не избежать, учась в ВУЗе, как известно, является знакомство и общение с новым коллективом. Процесс адаптации учащихся в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя учащийся во время уроков, в ситуациях взаимодействия с товарищами и педагогами. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности; во-вторых, учебный коллектив - это относительно самостоятельно развивающееся явление, которое подчиняется особым социально - психологическим закономерностям.
Особенность студенческой группы первого курса заключается в том, что это ещё не сложившийся коллектив и в нем ещё нет установленных и закрепившихся правил и норм поведения. В этой группе каждый является новым человеком для каждого члена группы. Если в школе учащегося знали много лет и он уже занимал определённый статус, зачастую не объективный по отношению к нему, то при поступлении в ВУЗ у него есть возможность получиться совершенно новый статус и позицию в коллективе.
Каждый член группы принимает участие в установлении правил и норм поведения, и формировании характеристик данной группы. У всех членов нового студенческого коллектива есть возможность проявить себя с самых разных сторон, найти "своё место под солнцем", завоевать авторитет и уважение однокурсников. Существует множество различных критериев проявления личности, такие как: одежда, поведение, поступки, стиль общения, творческие способности, профессиональные способности и т.д.
В процессе социализации студентов в вузе имеет место и влияние старших студентов, как референтной группы. Студенты определённого факультета представляют собой группу с определёнными чертами, которые не так выражены в остальном обществе. Когда первокурсники попадают в эту группу, они, пытаясь стать полноправными членами, бессознательно перенимают у старших студентов её характерные черты. Уже в первые недели жизни студентов в вузе можно заметить, что у них появляются ранее не свойственные привычки, манера мышления и даже слова: "лабы" - лабораторные работы, "матан" - математический анализ и т.д.
В процессе становления студенческой группы, учащиеся пытаются выявить рождающиеся у них на глазах небольшие подгруппы. Большую роль для каждого студента играет то, к какой категории он относиться, в какую группу его можно мысленно отнести: к бедным, богатым, трудолюбивым, разгильдяям и т.д.
На первом организационном этапе учебной группы организатором её жизни и деятельности является куратор. Он помогает студентам, адаптироваться к новым для них социальным условиям, заложить основы благоприятного климата в группе, который формируется постепенно в течении всей "совместной жизни" учащихся в вузе. С этой целью куратором, психологом и социальным педагогом проводится адаптационные тренинги, совместные выезды куда-либо, массовые мероприятия, такие как день первокурсника, КВН, различные концерты и т.д.
Как правило, такая работа, если она проводилась педагогическим коллективом в тесном взаимодействии и с пониманием важности этих мероприятий, приносит заметные результаты, и уже к концу первого полугодия тревожность учащихся первого курса заметно снижается и появляются первые признаки здоровых, успешных коллективов групп.
3.2 Контакт с преподавателями
Помимо освоения в новом коллективе, первокурснику предстоит знакомство с новыми преподавателями, а это процесс не из легких. Ведь к каждому преподавателю нужно найти свой подход, понять его стиль преподавания и отношение к студентам.
В
школе каждый учитель преподает
свой предмет на протяжении многих
лет и за этот период времени у
него складываются свои индивидуальные
отношения с каждым учеником, а
в сфере высшего образования
преобладает установка
Контакт
преподавателя со студентами бывает
логический, психологический и
3.3 Адаптация к процессу учебы
Переход вчерашних школьников от классно-урочной системы обучения к преимущественно самостоятельным занятиям нередко происходит довольно больно, а зачастую и с большими осложнениями. Не все из них справляются с преодолением этих трудностей и быстро перестраивают привычные формы учебной работы.
Вузовское обучение имеет ряд существенных отличий по сравнению со школьным. Более того, некоторые школьные стереотипы учебной деятельности не подходят для вузовского обучения и в, некоторых случаях, являются для него препятствием. В этом случае проявляется известное в психологии явление интерференции, когда ранее усвоенные умения и навыки препятствуют успешному осуществлению последующей деятельности и требуют определенной перестройки.
3.4 Адаптация к новым условиям жизни
При поступлении студента в вуз, происходят значительные изменения в условиях его жизни. Сформированный за 11 лет привычный уклад учебного процесса кардинально меняется и возникает необходимость мириться с произошедшими изменениями и привыкать к ним. К каким же условиям приходиться адаптироваться первокурсникам?
Во-первых, новый маршрут до места учебы. Если школа чаще всего находиться недалеко от места проживания учащегося и до неё можно дойти пешком, то до вуза, как правило, приходиться преодолевать более тяжелый путь. Этот путь может включать в себя поездки на автобусах, метро, электричках и снова автобусах, а ещё и пешком пройтись придется. К тому же, время, затрачиваемое на преодоление маршрута до вуза, значительно отличается от времени затрачиваемого на прогулку до школы. А ведь после окончания пар придется опять повторять весь пройденный маршрут, только в обратном порядке. И так каждый раз. Кроме того, не избежать и дополнительных финансовых затрат на проездные.
Во-вторых, расписание и продолжительность пар. За 11 лет учащийся привык к тому, что уроки начинаются с самого утра, т.е. с первого урока, далее проходит установленное количество уроков и во второй половине дня он свободен. А поступив в вуз, студент сталкивается с непривычной для него расстановкой пар. Ведь учебный день может начинаться как с первой пары, так и с третьей или четвертой, и заканчиваться они могут как в 12 часов утра, так и в 5-7 часов вечера. Привычные уроки по 40 минут тоже остаются в прошлом. На смену им приходят пары по полтора часа (1,25минут). А это в два раза длинней, чем обычный школьный урок. И к такой смене привычного уклада учебного дня тоже нелегко привыкнуть.
Но
тяжелее всего приходиться
С момента поселения студента в общежитие у него начинается "испытание свободой". Уехав от родителей, студент получает полную свободу, практически безграничную, можно делать что угодно: иди, куда хочешь, гуляй, где и с кем хочешь, и за твоей учебной деятельностью тоже следить никто не будет - такая вольность опьяняет. Но ведь свобода - это и самостоятельность. Самостоятельность как обязанность самому о себе позаботиться.
Здесь человек учится самостоятельности в широком понимании этого слова. Ведь рядом нет ни родителей, ни привычной обстановки. И не остается другого выхода, как самому принимать решения по тому или иному случаю и быть ответственным за эти решения. Самому отвечать за поступки, слова и действия. Самому выстраивать отношения с новыми людьми: как правило, комнаты комплектуют без учета личностных качеств человека, без учета его темперамента и характера. Надо жить в одной комнате с людьми, о существовании которых ты никогда и не подозревал, налаживать с ними контакт, выстраивать отношения. Не зря говорят: общение - это одно, а жизнь под одной крышей - совершенно другое. Ведь все мы разные, каждый создает свой микроклимат, у каждого свои привычки и особенности: свое понимание порядка, выстраивание личной жизни, по-своему готовит, убирает и все остальное.
А
когда заканчиваются припасы
еды, привезенные из дома, да и деньги,
потраченные на ветер, появляется паника:
ведь поддержки ждать неоткуда. Родители
далеко, и не сможешь просто зайти
домой и съесть то, что приготовила
мама. Тут начинается бремя испытаний.
Оно включает в себя и подсчет денег, и
первые утомительные (с непривычки) стирки,
и первые муки на кухне, когда уже живот
начинает болеть от того, что не ел давно,
а у тебя ничего не получается. Такая ситуация
очень сильно давит на нервы. Но со временем
ко всему приспосабливаешься и привыкаешь.
А когда, после тяжелых трудовых будней
тесная компания собирается вечером в
комнате с гитарой и все весело общаются
все проблемы отходят на второй план.
Заключение
Адаптация сложный механизм психофизиологического и социально-психологического приспособления индивида к социобиологической среде. С точки зрения системного подхода можно выделить три основных уровня адаптации: физиологический, психологический и социальный.
Система механизмов психической адаптации многокомпонентна и состоит из ряда подсистем, среди которых необходимо выделить следующие:
1
подсистема социально-
2 подсистема поиска, восприятия и переработки информации;
3
подсистема обеспечения
4
подсистема эмоционального
5
подсистема эндокринно-
Психофизиологическое
состояние это целостная
Список литературы
1. Березин Ф.Б.
«Психическая адаптация и
[http://flogiston.ru/library/
2. Морозова А.В. (дата публикации статьи неизвестна)
[http://www.neuch.ru]
3. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2007.
4. Психология.
Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. -М.: “ПРОСПЕКТ”,
2008.