Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 13:42, курсовая работа
Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.
Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.
Психические особенности подросткового возраста.
Одной из главных характеристик
подросткового возраста является продолжение
обучения ребенка в различных
общеобразовательных
Более этого, стремясь к самореализации,
ребенок начинает показывать успехи
в конкретном виде деятельности, высказывать
мысли о будущей профессии.
Вместе с тем в подростковом возрасте
происходит дальнейшее развитие психических
познавательных процессов у ребенка и
формирование его личности, в результате
чего происходит изменение интересов
ребенка. Они становятся более дифференцированными
и стойкими. Учебные интересы уже не имеют
первостепенного значения. Ребенок начинает
ориентироваться на «взрослую» жизнь.
Анатомо-физиологические особенности.
На формирование личности
в подростковый период оказывает
существенное влияние процесс полового
созревания. Прежде всего, у молодых
людей отмечается бурный физический
рост организма, который выражается
в изменении роста и веса, сопровождающемся
изменением пропорций тела. Сначала
до «взрослых» размеров дорастают голова,
кисти рук и ступни, затем конечности
— удлиняются руки и ноги — ив
последнюю очередь туловище. Интенсивный
рост скелета, достигающий 4-7 см в год,
опережает развитие мускулатуры. Все
это приводит к некоторой
Завершается окончательная сексуальная ориентация подростка. Появляются вторичные половые признаки. Так, у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие изменения происходят и у девочек.
В подростковый период в
связи с быстрым развитием
организма возникают трудности
в функционировании сердца, легких,
кровоснабжении головного мозга. Поэтому
для детей этого возраста характерны
перепады сосудистого и мышечного
тонуса. А такие перепады вызывают
быструю смену физического
Когнитивные особенности.
Развитие психических
познавательных процессов имеет
две стороны — количественную
и качественную. Количественные изменения
проявляются в том, что подросток
решает интеллектуальные задачи значительно
легче, быстрее и эффективнее, чем
ребенок младшего школьного возраста.
Качественные изменения прежде всего
характеризуют сдвиги в структуре
мыслительных процессов: важно не то,
какие задачи решает человек, а каким
образом он это делает. Поэтому
наиболее существенные изменения в
структуре психических познавательных
процессов наблюдаются именно в интеллектуальной
сфере.
Развитие мышления. Продолжает развиваться
теоретическое мышление. Приобретенные
в младшем школьном возрасте операции
становятся формально-логическими операциями(по
Пиаже это стадия формальных операций),
приоритетное развитие логического мышления.
В процессе развития мышления в подростковый
период у ребенка проявляются следующие
способности:
Развитие восприятия и памяти.
Помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала. Замедляется развитие механической памяти. В подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями, изменяются отношения между памятью и мышлением. Исследования показали, что в этом возрасте мышление подростков определяет особенности функционирования памяти.
Развитие воображения. Проявляется в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.
Развитие речи.
Основная особенность
развития чтения у подростков выражается
в переходе от умения бегло, выразительно
и правильно читать до способности
декламировать наизусть. Существенные
изменения происходят и в развитии
монологической речи. Эти изменения
заключаются в переходе от умения
пересказывать небольшое
Активно развиваются творческие способности
подростка и формируется индивидуальный
стиль деятельности, который находит свое
выражение в стиле мышления.
Аффективная сфера.
Младший подростковый возраст
является одним из ключевых этапов
в процессе становления эмоционально-
Переживания подростка становятся глубже,
появляются более стойкие чувства, эмоциональное
отношение к ряду явлений жизни делается
длительнее и устойчивее, значительно
более широкий круг явлений социальной
действительности становится небезразличным
подростку и порождает у него различные
эмоции.
Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.
Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства (Якобсон П. М., 1976).
Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать.
В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека.
Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков — порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть.
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.
Подростки испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей больше выражено у мальчиков, чем у девочек.
При неблагоприятных условиях
формирования личности школьника (тяжелая
обстановка в семье, конфликты с
родителями, неудовлетворительные отношения
с товарищами, повышенная самооценка,
недостатки учебно-воспитательного
процесса в школе и т. д.) в этом
возрасте может наблюдаться рост
асоциальных чувств. Важным моментом,
вызывающим появление обиды, озлобленности
подростка, которые могут выразиться
в его агрессивной
Мотивационная сфера.
Происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.
В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Принадлежность группе позволяет удовлетворить многие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Соответствие группе требует от подростков и определенной доли конформизма. Чтобы человек влился в какую-то компанию, он должен быть похожим на других ее членов: это может быть употребление особого жаргона или ношение одежды, отличающейся какими-то специфическими деталями. Тех же, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания.
Тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. В определениях дружбы преобладают два мотива:
Потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками. Неготовность, нежелание, неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности и является, причиной неудовлетворенности подростков общением с родителями. С этим прежде всего и связано стремление подростков к общению с ровесниками, в большей степени отвечающими запросам и потребностям молодых людей.
Неудовлетворенность же в
общении может стать причиной
формирования целого ряда негативных
тенденций в поведении
Существенные преобразования
происходят в характере мотивации
учебно-познавательной деятельности подростков.
В средних классах ведущими мотивами
являются стремление завоевать определенное
положение в классе, добиться признания
сверстников. В старших классах
учеба начинает определяться мотивами,
направленными на реализацию будущего,
осознание своей жизненной
Потребность в автономии
— потребность в обретении
самостоятельности, независимости, свободы;
желание принять на себя права
и обязанности взрослого
Поведенческая автономия — обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства принимать самостоятельные решения.
Эмоциональная автономия — избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей.
Одной из важнейших особенностей
этого периода является повышенный
интерес к вопросам полового развития
и к сексуальной сфере. На ранних
этапах развития этот интерес в большей
степени направлен на изучение подростками
собственного тела, наблюдение за его
изменениями и степенью соответствия
общепринятым стандартам мужественности
и женственности. Постепенно подростки
начинают интересоваться и развитием
других, особенно представителей противоположного
пола. Они начинают осознавать свои
развивающиеся сексуальные
Обнаруживаются четко выраженные гендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков. У парней ведущий мотив-любопытство, у девушек- нежные чувства.
Другой особенностью мотивационной
сферы подростков является возникновение
потребностей и мотивов, обусловливающих
различные поведенческие
Развитие Я-концепции.
Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
В самооценке подростка происходят следующие преобразования.
Информация о работе Психические особенности подросткового возраста