Психические особенности подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.
Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

Файлы: 1 файл

Психические особенности подростков.docx

— 27.87 Кб (Скачать файл)

Психические особенности  подросткового возраста.

Одной из главных характеристик  подросткового возраста является продолжение  обучения ребенка в различных  общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более  входит в общую жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую»  и «женскую» деятельность, в зависимости  от его пола.

Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать  мысли о будущей профессии. 
Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

Анатомо-физиологические  особенности.

На формирование личности в подростковый период оказывает  существенное влияние процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых  людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в изменении роста и веса, сопровождающемся изменением пропорций тела. Сначала  до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — ив последнюю очередь туловище. Интенсивный  рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все  это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время  неуклюжими, неловкими.

Завершается окончательная  сексуальная ориентация подростка. Появляются вторичные половые признаки. Так, у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова  на лице. Соответствующие изменения  происходят и у девочек.

В подростковый период в  связи с быстрым развитием  организма возникают трудности  в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому  для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мышечного  тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния  и соответственно настроения. При  этом ребенок может длительное время  переносить физические нагрузки, связанные  с его увлечениями (например, играть в футбол), и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении  интеллектуальных нагрузок.

Когнитивные особенности.

Развитие психических  познавательных процессов имеет  две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения  проявляются в том, что подросток  решает интеллектуальные задачи значительно  легче, быстрее и эффективнее, чем  ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего  характеризуют сдвиги в структуре  мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким  образом он это делает. Поэтому  наиболее существенные изменения в  структуре психических познавательных процессов наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.  
Развитие мышления. Продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями(по Пиаже это стадия формальных операций), приоритетное развитие логического мышления. В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:

  • способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;
  • способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.

Развитие восприятия и памяти.

Помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка  начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания  учебного материала. Замедляется развитие механической памяти. В подростковом возрасте происходит существенный сдвиг  в отношениях между памятью и  другими психическими функциями, изменяются отношения между памятью и  мышлением. Исследования показали, что  в этом возрасте мышление подростков определяет особенности функционирования памяти.

Развитие воображения. Проявляется  в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. Неудовлетворенность  потребностей и желаний подростка  в реальной жизни легко воплощается  в мире его фантазий. Поэтому воображение  и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и  устраняя внутренний конфликт.

Развитие речи.

Основная особенность  развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности  декламировать наизусть. Существенные изменения происходят и в развитии монологической речи. Эти изменения  заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности  самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать  мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению  до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему. 
Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Аффективная сфера.

Младший подростковый возраст  является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой  регуляции ребенка. 
Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.

Для очень многих людей  подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.

Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший  школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях  школьной жизни (плохая отметка, выговор  за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может  проявить большую импульсивность в  поведении. От тяжело переживаемой обиды  он способен на такие поступки, как  бегство из дома, даже попытка самоубийства (Якобсон П. М., 1976).

Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано  с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди  подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать.

В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека.

Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена  настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно  велик диапазон полярных чувств. В  этом возрасте у детей наблюдается  наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков — порой от безудержного веселья к унынию и  обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены  настроений в подростковом возрасте может и не быть.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все  это ведет к интенсивному росту  социально ценных побуждений и переживаний  подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному  самопожертвованию и т. д.

Подростки испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют  с ними. Желание снять эмоциональную  зависимость от родителей больше выражено у мальчиков, чем у девочек.

При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая  обстановка в семье, конфликты с  родителями, неудовлетворительные отношения  с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного  процесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности  подростка, которые могут выразиться в его агрессивной эмоциональной  реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к  его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка.

Мотивационная сфера.

Происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает  иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а  возникающими на основе сознательно  принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

В мотивационной структуре  процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения  с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения  со сверстниками, ярко проявляется  аффилиативная потребность в  принадлежности какой-нибудь группе. Принадлежность группе позволяет удовлетворить  многие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большое  значение имеет возможность разделить  со своими друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны  для них верность, честность и  отзывчивость. Соответствие группе требует  от подростков и определенной доли конформизма. Чтобы человек влился в какую-то компанию, он должен быть похожим на других ее членов: это  может быть употребление особого  жаргона или ношение одежды, отличающейся какими-то специфическими деталями. Тех  же, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания.

Тенденция к поиску близких  дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и  общности интересов. В определениях дружбы преобладают два мотива:

  1. требование взаимопомощи и верности;
  2. ожидание сочувствующего понимания со стороны друга.

Потребность в неформальном, нерегламентированном общении с  родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками. Неготовность, нежелание, неспособность  родителей понять и принять всевозрастающее  стремление детей к взрослости, самостоятельности  и является, причиной неудовлетворенности  подростков общением с родителями. С этим прежде всего и связано  стремление подростков к общению  с ровесниками, в большей степени  отвечающими запросам и потребностям молодых людей.

Неудовлетворенность же в  общении может стать причиной формирования целого ряда негативных тенденций в поведении подростков, вплоть до развития у них делинквентного (отклоняющегося, противоправного) поведения.

Существенные преобразования происходят в характере мотивации  учебно-познавательной деятельности подростков. В средних классах ведущими мотивами являются стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания  сверстников. В старших классах  учеба начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы  и профессиональных намерений. Помимо интереса к определенной профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор той или  иной профессии молодым человеком  зачастую определяется социальной престижностью  данной профессии, образовательным  уровнем и профессией родителей, материальным благосостоянием семьи. Большое значение имеет также  предполагаемый уровень зарплаты, хотя с возрастом наблюдается тенденция  к снижению данной зависимости.

Потребность в автономии  — потребность в обретении  самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права  и обязанности взрослого человека.

Поведенческая автономия  — обретение независимости и  свободы, достаточной, чтобы без  внешнего руководства принимать  самостоятельные решения.

Эмоциональная автономия  — избавление от детской эмоциональной  зависимости от родителей.

Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. На ранних этапах развития этот интерес в большей  степени направлен на изучение подростками  собственного тела, наблюдение за его  изменениями и степенью соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно подростки  начинают интересоваться и развитием  других, особенно представителей противоположного пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства  и влечения, у них возрастает интерес  к сексу как к эротическим  ощущениям.

Обнаруживаются четко  выраженные гендерные особенности  мотивов сексуальной активности подростков. У парней ведущий мотив-любопытство, у девушек- нежные чувства.

Другой особенностью мотивационной  сферы подростков является возникновение  потребностей и мотивов, обусловливающих  различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.

Развитие Я-концепции.

Подростковый период очень  важен в развитии Я-концепции  ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения  и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего  самопознания, самовоспитания и в  целом развития личности. Подростки  с адекватной самооценкой имеют  большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с низкой самооценкой  подвержены депрессивным тенденциям.

Подростки с тенденцией к  сильному завышению самооценки проявляют  достаточную ограниченность в видах  деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

В самооценке подростка происходят следующие преобразования.

  1. Начиная с младшего подросткового возраста к старшему содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества.
  2. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной: подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества.
  3. В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.
  4. Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.
  5. Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы.
  6. Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.
  7. Неадекватная самооценка детерминирует делинквентное поведение подростка.
  8. Личностная самооценка подростка значимо коррелирует с его самооценкой невротического состояния.

Информация о работе Психические особенности подросткового возраста