Психические особенности подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.
Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

Файлы: 1 файл

Психические особенности подростков.docx

— 27.87 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в подростковом возрасте у молодых людей активно  формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система  эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности  проникновения в свой внутренний мир.

В этом возрасте подросток  начинает осознавать свою особенность  и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно  родительских) на внутренние. Таким  образом, постепенно у подростка  формируется своя Я-концепция, которая  способствует дальнейшему, осознанному  или неосознанному, построению поведения  молодого человека.

Поведенческие особенности.

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: пубертатным  периодом - половым созреванием подростка  и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным периодом - социальным положением пребывание подростка на границе  между двумя социальными мирами — миром детей и миром взрослых, а также сформировавшимися у  него к этому времени индивидуальными  особенностями. Наблюдается повышенная эмоциональная реактивность, непосредственность реакций, недостаточный рациональный контроль над внешним проявлением  эмоций и возникающих импульсов, а также более высокая, чем  у взрослых, физическая активность.

Стремление к общению  со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с  очевидным полоролевым разделением  наблюдается образование смешанных  подростковых и юношеских групп.

В связи с особенностями  переходного возраста меняются отношения  подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным  полом. Это изменение значения людей  в жизненном мире подростка, как  и всякий процесс обретения нового видения мира, проходит достаточно болезненно.

Актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки  со стороны взрослых - реакция эмансипации. Реакция эмансипации представляет собой «стремление подростков освободиться от опеки, контроля, покровительства  старших — родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще», что в ряде случаев приводит к  учащению и углублению конфликтов с  ними. Однако полной свободы подростки  в действительности не хотят, поскольку  еще не готовы к ней, они хотят  всего лишь иметь право на собственный  выбор, на ответственность за свои слова  и поступки.

Наиболее частыми причинами  семейных конфликтов являются: выбор  друзей и партнеров, частота посещений  школьных вечеров и свиданий, занятия  подростка, время отхода ко сну, укоренившиеся  убеждения, выбор одежды и прически, необходимость работы по дому. Родители по-прежнему остаются для молодых  людей наиболее важной референтной  группой и теми людьми, к которым  подростки предпочли бы обратиться в трудные минуты жизни. Больше всего  старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков.

Общение в кругу сверстников  выполняет ряд специфических  функций:

  • Во-первых, оно представляет собой канал той информации, которую не сообщают взрослые (например, по вопросам пола).
  • Во-вторых, общение со сверстниками способствует отработке навыков социального взаимодействия.
  • В-третьих, общение дает подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта.

Конфликты с ровесниками  в основном являются проявлением  борьбы: у мальчиков — за лидерство, за успехи в физической или интеллектуальной областях или за чью-то дружбу, у  девочек — за представителя противоположного пола.

В связи с половым созреванием  у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое  у юношей и девушек проявляется  качественно по-разному. Девушки  больше стремятся к любви, нежности, уважению и безопасности. Они склонны  к более длительным отношениям, и  сексуальность для них является составляющей общих доверительных  отношений с партнером.

Юноши более склонны к  получению непосредственного сексуального опыта и стремятся к более  частым половым сношениям.

Стремление молодых людей  к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в  подростковом возрасте проявляются  также в так называемой реакции  увлечения, или хобби-реакции.

Выделяют следующие типы увлечений подростков:

  • интеллектуально-эстетические, основной характеристикой которых является глубокий интерес подростка к любимому делу — музыке, рисованию, древней истории, электронике, разведению цветов и т. д., сюда же относится изобретательство и конструирование;
  • телесно-мануальные — связаны с намерением молодого человека развить силу, выносливость, ловкость и вообще моторную искусность в различных сферах;
  • лидерские увлечения — поиск ситуаций, где можно руководить, организовывать, направлять других;
  • накопительские увлечения представляют собой коллекционирование во всех видах;
  • эгоцентрические — любые занятия, внешняя сторона которых позволяет подростку оказаться в центре внимания. Например, художественная самодеятельность, увлечение модной одеждой, а также любые модные занятия;
  • азартные увлечения — картежные игры, ставки и пари на деньги, лотереи и разнообразные лото;
  • информативно-коммуникативные увлечения связаны с повышенной жаждой общения, «тусовок», где можно получить легкую информацию, не требующую критической переработки.

Тип увлечения напрямую связан с типом личности подростка и  является одним из его диагностических  признаков.

Ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение  со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.

Социальная ситуация развития – переход от зависимого детства  к самостоятельной ответственной  взрослости. Промежуточное положение  между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность – общение со сверстниками.

Центральное новообразование – «чувство взрослости».


Информация о работе Психические особенности подросткового возраста