Психические процессы и их роль в отражении и познании мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 23:22, реферат

Описание работы

Цель исследования: Изучение психических процессов, определение их роли в жизни человека.
Объект исследования: Психические процессы.
Предмет исследования: Основные характеристики и особенности психических процессов.
Исходя из цели исследования определяем следующие задачи:
Изучить психологическую литературу по теме «Психические процессы»

Файлы: 1 файл

не реферат а шедевр.docx

— 127.77 Кб (Скачать файл)

Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и манипулировать им. Считается, что воображение является способностью только человеческой психики, это основа наглядно-образного мышления, предвидения будущего, планирования и реализации программ поведения. Благодаря воображению возможны фантазии как комплексные, развернутые картины несуществующей реальности или предполагаемого будущего. Оно обеспечивает творческое преобразование действительности за счет своего новаторского потенциала.

Воображение, тем не менее, не свободно от объективной реальности – новые образы, создаваемые им, представляют собой сочетание ранее виденного, объективно существующего. Это процесс компиляции (перегруппировки и сочетания) уже известных образов и фактов. Такого рода творческое преобразование служит основой интеллектуально новаторской деятельности, по сути обеспечивающей мыслительный процесс. Поставленные цели благодаря воображению обеспечиваются программой действий и в конечном счете получают реализацию в действии. Иными словами, планирование деятельности первоначально происходит именно в фантазиях.

Склонность к повышенному фантазированию есть тенденция индивида создавать картины реальности, которые не имеют непосредственного значения для его жизненного пути, при этом фантазии переживаются очень ярко и зачастую замещают реальность. Вживание в вымышленную реальность может быть настолько сильным, что индивид начинает искренне верить в созданные им самим события. Являясь вполне нормальным для детского и раннего подросткового возраста, склонность к повышенному фантазированию в зрелом возрасте свидетельствует об отклонениях в развитии личности.

Анализ характера процесса воображения и его содержания важен при рассмотрении индивидуально-психологических качеств личности, имеющих значение для вынесения судебного решения и восстановления процесса планирования преступления [6].

Воля – процесс психической регуляции, призванный создавать и направлять усилие и по мере необходимости поддерживать напряжение. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в соответствии с заданным планом. Воля обеспечивает самодетерминацию и саморегуляцию деятельности и протекания различных психических процессов.

Воля тесно связана с сознанием и вниманием. Волевой процесс всегда сознателен: он может быть отслежен, проанализирован, вызван произвольно, он есть средство управления, но он и управляем сознанием. Внимание необходимо для реализации волевого усилия: лишь то, что находится в сфере внимания человека, может быть подвержено воздействию волевого усилия.

Воля формируется и развивается под воздействием контроля за поведением человека со стороны общества и лишь затем интериоризуется, т. е. становится чисто внутренним психическим процессом – самоконтролем личности. Становление воли связано с переходом от внешних способов действия к внутренним.

Волевое действие всегда целенаправленно, посредством этого действия человек стремится к достижению стоящей перед ним цели по заданному плану, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Действующий субъект, направляя усилие на достижение цели, может оценить результат действия, сопоставляя его с целью, на которую оно было направлено. Эффективность волевого усилия оценивается человеком через успешное или неуспешное достижение поставленной цели.

Для возникновения волевого усилия необходимы определенные условия – наличие препятствий и преград. Воля проявляется тогда, когда появляются трудности на пути к цели. Ситуации, требующие волевой регуляции, многообразны: преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованиями социальных норм и имеющимися желаниями.

Основными функциями воли являются: выбор мотивов и целей, регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей. Воля может быть описана в терминах «сила» – «слабость».

Психологический анализ волевого процесса важен при решении вопроса о вменяемости и дееспособности, при квалификации особых состояний, имеющих значение для рассмотрения уголовных и гражданских дел, в том числе состояния физиологического аффекта, выявления способности человека оказывать сопротивление психологическому принуждению при вовлечении в противоправную деятельность, способности жертвы преступления оказывать сопротивление [6].

 

1.2 Роль психических процессов в отражении и познании мира.

 

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных на каждый данный момент направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления.

Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере, в форме знания о там, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает упорядоченный, целенаправленный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании в форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.

Все знания самого высокого порядка, например знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрытых от непосредственного взора закономерных отношениях между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира, являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности.

Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исследование психических  процессов у подростков

 

2.1 Описание методов  и методик исследования психических процессов у подростков.

В подростковом возрасте отмечаются соматические отклонения, которые особенно выражены в период усиленного роста. В основе этих отклонений две причины: нарушение слаженной работы органов и систем и недостаток в организме различных веществ, необходимых для роста. Именно с этими нарушениями связаны и особенности умственного развития школьников раннего подросткового возраста: с одной стороны их возможности непрерывно возрастают, совершенствуется память, внимание, преобразуется характер мышления, развиваются критические черты характера, растет самостоятельность, расширяется круг интересов, стремлений. С другой стороны физиологические изменения влекут последствия, мешающие учебной деятельности и эффективному развитию интеллектуальных способностей: неустойчивость настроения, повышенная утомляемость, отсутствие адаптации к неудачам, повышенная эмоциональность [7].

В юношеском возрасте интеллектуальное развитие быстро прогрессирует и проходит несколько этапов:

- вначале  развивается способность к абстрактному  мышлению, к синтезу и анализу  и к гипотетическому мышлению. Сознание становится более независимым, приходит умение сравнивать, давать  оценки, делать обобщение, выводы;

- затем мышление  становится все более критическим, нет больше нужды в подтверждении  своих мыслей родителями или  учителями;

- способность  делать заключения от частного  к общему все более развивается, возникает способность отличать  существенные характеристики понятий от второстепенных, также продолжает углубляться знание реальности;

- развивается  моральное мышление, участие в  общественной жизни становится  активнее, молодой человек думает  все более самостоятельно и  может отстоять свою позицию.

Мыслительная деятельность старшеклассников характеризуется по сравнению с ранним подростковым возрастом более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы и обобщения, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это предпосылки формирования теоретического мышления, способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития [7].

Для исследования разных психических процессов существует множество методик, заключающихся в проведение разнообразных тестирований. Для своего исследования я выбрала краткий ориентировочный тест (КОТ) В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика – тест назначен для определения интегрального показателя общих способностей.

Тест включает 50 вопросов. На выполнение теста отводится 15 минут.

 

 

2.2 Анализ  результатов исследования способностей  подростков

Для исследования психических процессов подростков был использован краткий ориентировочный тест (КОТ)

В исследовании участвовали 7 студентов. В возрасте от 18 до 19 лет. Каждый из них ответил на 50 вопросов. Анализ результатов целесообразно начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней в таблице 1.

Таблица 1- Перевод количества правильных ответов в коэффициент интеллекта с последующей характеристикой его уровня.

Величина показателя Ип

Уровень общих умственных способностей

13 и меньше

низкий

14-18

ниже среднего

19-24

средний

25-29

выше среднего

30 и больше

высокий




 

Установленный уровень является многопараметрическим показателем общих способностей. Данная методика позволяет выделить эти параметры и проанализировать их.

Способности обобщения и анализа материала устанавливаются на основе выполнения заданий на пословицы. Эти задания требуют абстрагирования от конкретной фразы и перехода в область интерпретации смыслов, установления их пересечений и нового возврата к конкретным фразам.

Гибкость мышления как компонент общих способностей также определяется по выполнению заданий на пословицы. Если ассоциации испытуемого носят хаотический характер, то можно говорить о ригидности мышления (например, такие задания, как №11).

Инертность мышления и переключаемость – это важные характеристики общих способностей к обучаемости. Для их диагностики предусмотрено специальное расположение заданий в данном тесте. Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен.

Эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемость выявляются по заданиям, которые могут снижать показатель теста у испытуемых (24, 27, 31 и др.). Эмоционально реагирующие испытуемые начинают улыбаться и обращаться к экспериментатору вместо того, чтобы быть направленными на объект, то есть задачу.

Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания определяются заданиями №8 и 13. Они выявляют способность в сжатые сроки работать с самым разнообразным материалом, выделять основные содержания, сопоставлять цифры, знаки и т.п.

Употребление языка, грамотность может быть проанализирована на основании выполнения заданий на умение пользоваться языком. Задача №8 предполагает элементарные знания иностранного языка (в пределах алфавита).

Ориентировка устанавливается благодаря анализу стратегии выбора испытуемым задач для решения. Одни испытуемые решают все задачи подряд. Другие – только те, которые для них легки и решаются ими быстро. Определение легкости решения очень индивидуально. Здесь к тому же проявляются склонности тестируемых. Некоторые из них просматривают напечатанные на данном листе теста задания и выбирают сначала задачи математические, имеющие числовое содержание, а другие, пользуясь этой стратегией, предпочитают задачи вербальные.

Пространственное воображение характеризуется по решению четырех задач, предполагающих операции в двумерном пространстве.

 

Таким образом, методика КОТ может быть использована для исследования относительно большого количества компонентов общих способностей. С ее помощью достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качества человека.

Результаты тестирования представлены на рисунке 1.

 

 

 

Рисунок 1 – Количество правильных ответов участников в баллах.

 

Как следует из рисунка 1, каждый из проходящих тестирование справился с ним на определенное количество балов.  Участник № 1 справился на 27 баллов, участник № 2 на 22 балла, участник № 3 на 28 балла и участник № 4 на 20 баллов. Каждый результат соответствует определенному уровню общих умственных способностей . Количество правильных ответов и соответствующий им уровень интеллекта представлен в таблице 1.

Информация о работе Психические процессы и их роль в отражении и познании мира