Психические процессы как форма деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:56, реферат

Описание работы

Психические процессы не просто участвуют в деятельности, но они развиваются в ней. Все психические процессы взаимосвязаны между собой, и представляют единое целое. При отсутствии какого либо из психических процессов (речи, мышления и т. п.) человек становится неполноценным. Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность – это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. Рассмотрим каждый вид психической деятельности отдельно.

Содержание работы

Введение 3
Психические процессы как форма деятельности 4
Ощущение 7
Восприятие 8
Память 10
Воображение 11
Мышление 12
Речь 13
Внимание 14
Воля 15
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 35.65 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                   3

Психические процессы как  форма деятельности                                                 4

Ощущение                                                                                                                7

Восприятие                                                                                                               8

Память                                                                                                                     10

Воображение                                                                                                          11

Мышление                                                                                                              12

Речь                                                                                                                         13

Внимание                                                                                                                14

Воля                                                                                                                         15

Заключение                                                                                                             16

Список использованной литературы                                                                   17             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психические процессы присущи каждому человеку. Рассмотрим психические процессы, как форму деятельности.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Они являются важнейшими компонентами человеческой деятельности. Под действием мы понимаем понятие, характеризующее функцию субъекта в пространстве, его взаимодействие с объектом. Мы знаем, что деятельность побуждается потребностью. Направлена она на предмет ее удовлетворения.

Психические процессы не просто участвуют в деятельности, но они  развиваются в ней. Все психические  процессы взаимосвязаны между собой, и представляют единое целое. При  отсутствии какого либо из психических процессов (речи, мышления и т. п.) человек становится неполноценным. Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность – это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. Рассмотрим каждый вид психической деятельности отдельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психические процессы как форма деятельности  

 

Психические процессы –  общее название ощущений, восприятий, приспособлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют  в познании действительности и регуляции  деятельности, в формировании знаний, навыков умений всей личности. Ориентировка в обстановке, практическое использование  средств деятельности основывается на работе психических процессов, особенно мышления. Психические процессы взаимосвязаны: не будь понятия, не было бы и представления  и воображения. Представление необходимо для создания новых образов. Осмысление информации способствует ее запоминанию. Внимание включается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшаются память, мышление. Тесно связаны  между собой мышление и речь. Понятие  существует благодаря слову. Речевое  оформление мысли центрирует ее и  уточняет. Мышление и речь влияет на протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов: восприятие становится осмысленным и контролируемым, память – логической и управляемой, воображение  – более глубоким, творческим.

Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов  направляется на определенную цель; оно  разрешает ту или иную задачу и  выражает определенное отношение человека к окружающему. Оно вбирает в  себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного  переживания. Каждое самое простое  человеческое действие – реальное физическое действие человека – является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или  менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям. Стоит только попытаться обособить  переживание от действия и всего  того, что составляет его внутреннее содержание, - мотивов, целей, ради которых  человек действует, задач, которые  его действия определяют, отношения  человека к обстоятельствам, из которых  рождаются его действия, - чтобы  переживание неизбежно исчезло  вовсе. Жизнью подлинных больших  переживаний живет только тот, кто  занят непосредственно не своими переживаниями, а реальными, жизненно значимыми делами, - и обратно  – подлинные, сколько-нибудь значимые в жизни человека деяния всегда исходят  из переживания. Переживание рождается  из поступков, в которых завязываются и завязываются отношения между  людьми, - как и сами поступки, особенно такие, которые становятся существенными  обстоятельствами в жизни человека, рождаются из переживаний.

Переживание – и результат  и предпосылка действия, внешнего или  внутреннего. Взаимопроникая и питая друг друга, они образуют подлинное единство, две взаимопереходящие стороны единого целого – жизни и деятельности человека. Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство. Движимый каким-нибудь влечением, человек будет действовать иначе, когда он осознает его, т. е. устанавливает объект, на который оно направлено, чем действовал, пока он его не осознал. Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, а тем самым ее течение и характер; деятельность перестает быть простой совокупностью реакций на внешние раздражители среды; она по-иному регулируется; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы одной лишь физиологии.

Объяснение деятельности требует раскрытия и учета  типологических закономерностей. С  другой стороны, анализ человеческой деятельности, показывает, что самая осознанность им неосознанности того или иного  действия зависит от отношений, которые  складываются в ходе самой деятельности. В ходе деятельности действие осознается, когда частичный результат, который  им достигается, превращается в прямую цель субъекта, и перестает осознаваться, когда цель переносится дальше и  прежнее действие превращается лишь  в способ осуществления другого действия, направленного на более общую цель: по мере того как более мелкие частные задачи приобретают относительную самостоятельность, действия, на них нацеленные, осознаются; по мере того как они вбираются в более обширные задачи, действия, на них направленные, выключаются из сознания, переходя в подсознательное. Таким образом, сознание включается и выключается в зависимости от отношений – между задачами и способами их осуществления; - которые складываются в самом процессе деятельности. Сознание не является внешней силой, которая извне управляет деятельностью человека. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и ее результат. Сознание и деятельность человека образуют подлинное единство.

Сознательное действие –  это не действие, которое сопровождается сознанием, которое помимо своего объективного обнаружения имеет еще субъективное. Сознательное действие отличается от неосознанного в самом своем  объективном обнаружении. Акт человеческой деятельности – это сложное образование, которое не будучи только психическим  процессом, выходя за пределы психологии в область физиологии, социологии и т. д. внутри себя включает психологические  компоненты. Учет этих психологических компонентов является необходимым условием раскрытия закономерностей поведения. Наша психология включает в область своего изучения определенный, а именно психологический аспект или  сторону деятельности или поведения. Путь нашей психологии не может заключатся в том, чтобы вернуться к изучению психики, оторванной от деятельности, существующей в замкнутом внутреннем мире. Психология не изучает поведение в целом, но она изучает психологические особенности деятельности.

Психические процессы, как  уже было сказано выше включают в  себя: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, речь, внимание, воля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ощущение

 

Ощущение – это познавательный психический процесс, отражение отдельных признаков и свойств предметов, явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение – начальный момент сенсомоторной реакции, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия. Виды ощущений:

Органические связаны с органическими потребностями и вызываются в значительной мере нарушениями автоматического протекания процессов во внутренних органах. К органическим ощущениям относятся ощущения голода, жажды, ощущения идущие из сердечно-сосудистой, дыхательной и половой систем, а также трудно дифференцируемые ощущения.

Статические дают показания о состоянии нашего тела в пространстве, его позы равно как и движения отдельных частей тела относительно друг друга, многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов и т. д. Кинестетические всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков.

Осязательные сочетаются  с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством которых мы распознаем предметы окружающего нас мира. Осязание материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

Обонятельные возникают при проникновении в нос вместе с вдыхаемым воздухом молекул различных веществ. В силу той роли, которую обоняние играет в нашей вегетативной нервной системе, обоняние может оказывать влияние на пороги чувствительности различных органов чувств.

Вкусовые обусловлены химическими свойствами вещей. Выделяют 4 основных качества вкусовых ощущений – соленые, кислые, сладкие, горькие. Вкусовые ощущения возникают при воздействии на вкусовые области растворимых и способных к диффузии веществ. Вкусовые ощущения играют заметную роль в настройке эмоционального состояния, через вегетативную нервную систему.

Слуховые ощущения являются отражением воздействия на слуховые рецепторы звуковых волн.

Зрительные вызываются воздействием на глаз света, всегда обладая тем или иным цветовым качеством. Зрение дает нам отражение всего многообразия свойств объективной действительности.

Восприятие

 

Восприятие – это непосредственное отражение предметов, явлений или  процессов окружающего мира. Это  субъективный образ предмета, процесса или явления, непосредственно воздействующего  на анализатор или систему анализаторов. Иногда термином восприятие обозначается так же система действий, направленных на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская  деятельность наблюдения

Определяющим в процессе развития чувствительности по отношению  к тому или иному раздражителю является его биологическая значимость, т. е. связь с жизнедеятельностью, с поведением, с приспособлением  к среде. Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед  ним практические задачи, человек  воспринимает окружающее. Восприятие предметов и людей, с которыми ему приходится иметь дело, условий  в которых протекает его деятельность, составляет необходимую предпосылку  осмысленного человеческого действия. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и  слушает; он часто активно вбирает  установку, которая обеспечивает адекватное восприятие предмета; воспринимая, он, таким образом, производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы  привести образ восприятия в соответствие с предметом. Восприятие является чувственным  отображением предмета или явления  объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и сознание выделяющегося из окружения  противостоящего субъекту предмета. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное  качество, как свойство определенного  предмета. Восприятие предмета предполагает со стороны субъекта не только наличие  образа, но и определенной действенной  установки, возникающей лишь в результате довольно высоко развитой тонической деятельности (мозжечка и коры).

Восприятие не только связано  с действием, с деятельностью  – и само оно специфическая  познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем  чувственных качеств предмета. Восприятие – это форма познания действительности. Процесс восприятия включает в себя познавательную деятельность, «прощупывания», обследования, доставляемых нашими органами чувств под воздействием внешних  раздражений, действующих в данный момент. Попытка оторвать восприятие от ощущения явно несостоятельна. Но восприятие вместе с тем и не сводится к  простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным  целым, качественно отличающимся от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и – в известном смысле – также чувства и эмоции. Поскольку восприятие не сводится к простой механической сумме или агрегату ощущений, определенное значение приобретает вопрос о структуре восприятия, т. е. расчлененности и специфической взаимосвязи его частей. В силу этой расчлененности и специфической взаимосвязи частей воспринимаемого оно имеет форму, связанную с его содержанием, но и отличную от него. Форма в восприятии обладает некоторой относительной независимостью от содержания.

Информация о работе Психические процессы как форма деятельности