Психические процессы как форма деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:56, реферат

Описание работы

Психические процессы не просто участвуют в деятельности, но они развиваются в ней. Все психические процессы взаимосвязаны между собой, и представляют единое целое. При отсутствии какого либо из психических процессов (речи, мышления и т. п.) человек становится неполноценным. Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность – это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. Рассмотрим каждый вид психической деятельности отдельно.

Содержание работы

Введение 3
Психические процессы как форма деятельности 4
Ощущение 7
Восприятие 8
Память 10
Воображение 11
Мышление 12
Речь 13
Внимание 14
Воля 15
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 35.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Память

 

Память – это форма  психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.

Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков  и умений и их последующего использования. Сохранение опыта дает возможность  для обучения человека и развития его психики. Память служит необходимым  условием единства психической жизни  человека, единства его личности. Физиологической  основой памяти является образование  временных нервных связей, способных  восстанавливаться, актуализироваться  под влиянием различных раздражителей. Основные процессы памяти:

Запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно в той или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цель что-либо запомнить.

Сохранение является сложным динамическим процессом, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включает порогообразные процессы переработки материала.

Забывание-процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала. Забывание особенно интенсивно происходит в первое время после заучивания. Эта закономерность является общей.

Восстановление бывает непроизвольное и произвольное. В первом случае прошлые впечатления восстанавливаются без специальной задачи на их актуализацию. Произвольное восстановление происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воображение

 

Воображение – это универсальная  человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося чувственного, интеллектуального и  эмоционально-смыслового опыта. Воображение  – это способ овладения человеком  сферой возможного будущего, придающий  его деятельности целеполагающий и  проектный характер, благодаря чему он выделяется из «царства» животных. В психологии существует традиция рассматривать  воображение в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее  время все большее распространение  получает идущее от И. Канта понимание  воображения, как всеобщего свойства сознания. Воображение детерминирует  протекание конкретных познавательных, эмоциональных и других процессов, констатируя их творческую природу, связанную с преобразованием  предметов. Воображение – это  образное конструирование содержания понятия о предмете. Для воображения  характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотношение  всеобщего и идентичного на чувственном  опыте уже произведено. Благодаря  этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в  своем универсальном ракурсе, обнаруживая  свой целостнообразующий по отношению  к определенной ситуации смысл. Воображение  не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой  комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов воображения  состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. Ведущим механизмом воображения  служит перенос какого либо свойства объекта. В психологии различают  произвольное и непроизвольное воображение. Иногда выделяют также воссоздающее и творческое воображение. Особую форму  воображения образует мечта. Она  обращена к сфере более или  менее отдаленного будущего и  не предполагает немедленного достижения реального результата, а также  его полного совпадения с образом  желаемого. Вместе с тем мечта  может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. Воображение  включено в процессы самых различных  видов человеческой деятельности.

 

 

 

 

Мышление

 

Мышление  - это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой деятельности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей. Мышление – это есть целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможно лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание: понимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности.

Мышление – это процесс  целе- и планообразования, т. е. идеального преобразования способов предметно-чувственной  деятельности, способов целесообразного  отношения к объективной реальности, процесс, происходящий как во время, так и до практического изменения  этих способов, своей исторической сути .

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения  между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений, раскрывает новые, непосредственно  чувственно не данные абстрактные их свойства. Мышление отражает бытие  в его связях и отношениях, в  его многообразных опосредованиях. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые  связи, основанные на реальных зависимостях, отделить их от случайных совпадений по слаженности в той или иной частной ситуации. Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно  всегда идет от единичного к общему и то общего к единичному. Мышление, как познавательная теоретическая  деятельность, теснейшим образом  связано с действием. Человек  познает действительность, воздействуя  на него, понимает мир, изменяя его.  Мышление не просто сопровождает действие или действие – мышление; действие – это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления – это мышление в действии, мышление которое совершается в действии и в действии выявляется. Все мыслительные операции возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности, как практическая операция, как момент или компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в самостоятельную теоретическую деятельность.

Речь

 

Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно, с мышлением  речь связана особенно тесно. Слово  выражает обобщение, поскольку оно  является формой существования понятия, формой существования мысли. Речь –  исторически сложившаяся форма  общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка, который  представляет собой систему фонетических, лексических и стилистических средств  и правил общения. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь существует по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов она изменяет и совершенствует язык. Речь и язык современного человека – результат длительного исторического  развития. Будучи средством выражения  мыслей людей, речь становится основным механизмом их мышления. Рассматривая речь как процесс общения людей  и как механизм мыслительной деятельности, психология выделяет две неразрывно связанные функции речи – общения  и мышления. Две основные функции речи – коммуникативная и сагнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой. Психологическим анализом выделить различные функции речи, но они не внешние друг другу аспекты: они включены в единство, внутри которого они друг друга определяют и опосредуют. Так, речь выполняет свою функцию сообщения на основе ее смысловой, семантической, обозначающей функций. Всякая реальная конкретная речь или высказывание человека являются определенной специфической деятельностью или действием его, которые выходят из тех или иных мотивов и преследуют определенную цель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимание

 

Внимание – это произвольная направленность и сосредоточенность  психической деятельности. Внимание может быть непроизвольным или пассивным, и произвольным или активным. Внимание представляет собой динамическую характеристику деятельности, ее необходимую сторону.

Мы внимательны, когда  мы не только слышим, но и слушаем  или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся. Внимание – это избирательная  направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность  в направленную на объект познавательную деятельность. Внимание теснейшим образом  связано с деятельностью.

Основные виды внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека

Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объекты, на которое оно направлено. Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к вниманию формируется в систематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности. Внешние формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они  - продукт исторического развития. Труд составляет наиболее резкую конкретную форму внимания.

Свойства внимания:

Концентрированность внимания – означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи.

Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание.

Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания, т. е. его временной экстенсивностью.

 

 

 

 

 

 

Воля

Воля - это способность  человека сознательно контролировать свою деятельность и активно управлять  ею, преодолевая препятствия и  подчиняя ее сознательно поставленной цели. Воля, как и все психические  явления, - одна из форм отражения. Отражаемым объектом в волевом процессе является объективная цель деятельности, но не сама по себе, а в ее соотношении  с фактически выполняемой собственной  деятельностью, обеспечивающей достижение этой цели. 
В проявлениях воли присутствует своеобразное психическое волевое усилие, направляемое на преодоление препятствий, стоящих на пути к достижению поставленных целей. Эти препятствия в одних могут быть ничтожными или требовать больших усилий. 
Воля объединяет в себе все три основных свойства сознания: познание, отношение и переживания. Цель волевого действия всегда познается человеком в форме желаемого образа; познание значения ее достижения и существующих препятствий осознается как отношение к ней и к препятствиям; само волевое усилие переживается. При этом переживание волевого усилия наиболее сложно по своей психологической структуре и является высшей из четырех основных форм переживания личности. 
Воля проявляется в тех случаях, когда человек заставляет себя сделать что-то, несмотря на препятствия. Но тот же человек благодаря воле может и удержаться от выполнения действия или совершения поступков. Зачастую волевой тормоз не менее сложное действие, чем активизация деятельности. Воля проявляется и во всей сложной деятельности человека, и в отдельных его действиях. Поэтому и цели, поставленные человеком перед собой, могут быть далекими и близки. Хотя волевое действие начинается с осознания цели, его центральным этапом является борьба мотивов. При этом преобладание одного или совокупности направленных к одной цели мотивов определяет выбор и превращает одну из возможностей в волевое решение, а весь процесс - в волевой акт. Решение без борьбы мотивов может быть и этапом мыслительного действия. Если преобладают мотивы, не соответствующие общей цели деятельности, сознательно поставленной перед собой человеком, то такой процесс оказывается проявлением не воли, а безволия. Безволие проявляется всегда, когда предпочтение отдается мотиву «хочется» (или «не хочется»), а не мотиву «надо». Цель отвечает на вопрос: «Что я должен сделать?», а мотив - на вопрос: «Почему я должен это сделать?». Цель всегда ясно осознанна, мотив может быть смутно осознанным, неясным. Когда человек находится в бодрствующем состоянии, от него постоянно требуются волевые действия

Заключение

 

Психические процессы являются формой психической деятельности человека. Они взаимосвязаны между собой. Ведь для того, что бы удовлетворять  свои потребности, общаться, играть, трудиться  человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные компоненты деятельности, представлять то, что  ему нужно, запоминать то, что ему  нужно.

Так же, при выполнении одного вида психической деятельности (например, речи) у человека участвуют все  виды психической деятельности. Что  бы что-то сказать, человек должен обдумать, сформулировать мысли, должен это запомнить  и «обработать» в своем воображении. Должен сам воспринять сказанное.

Каждый вид психических  процессов имеет свои подвиды, например, ощущения. Как уже было сказано, они  могут быть органическими, статическими, кинетическими, обонятельными, вкусовыми, слуховыми и зрительными. И все  эти подвиды играют большую роль в психической деятельности человека. Так же можно сказать, что ни один из психических процессов не протекает  как чисто внутренний. Он обязательно  включает какие-то внешние звенья. Таким  образом, без участия психических  процессов человеческая деятельность невозможна. Они выступают как  ее неотъемлемые внутренние моменты.

Психическое развитие подразумевает  развитие не психических процессов, оно аккумулирует результаты познания и социальной активности и других видов деятельности. Поэтому мы рассматриваем  все психические процессы, как  форму психической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1.Рубинштейн С. Н. Основы  общей психологии. СПб., 1999. 720 с.

2.       Психологический словарь /под ред. В. Е. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др./. М., 1983. 448 с.

3.      Психологический словарь /под ред. П. И. Питкасистого/. М., 1988.

4.      Психологический словарь /под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова/. М., 1996. 440 с.

5.      Психолого-педагогический словарь/под ред. С. Ю. Циркина/. Ростов-на-Дону, 1998. 544 с.

6.      Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Справочник по психологии и психиатрии. СПб., 1999. 528 с.

7.      Романова В. Я. Психология памяти. М., 2000. 440 с.

8.      Леонтьев А. Н. Собрание сочинений. Т. 2. М.,1983.   

 


Информация о работе Психические процессы как форма деятельности