Психические процессы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 10:57, творческая работа

Описание работы

Сущность познавательных процессов;
Эмоциональные и волевые процессы.
Профессионально важные качества (ПВК) инженеров.

Файлы: 1 файл

Презентация психические процессы.pptx

— 2.60 Мб (Скачать файл)

Психические процессы личности

    1. Сущность познавательных процессов;
    2. Эмоциональные и волевые процессы.
    3. Профессионально важные качества (ПВК) инженеров.

Список  рекомендуемой литературы:

 

    • Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики. Севастополь, 2000 г.- раздел 1.
    • Кумкин А.Н. Психология: Учеб.-метод. Пособие. – Севастополь: СНИЯЭиП, 2005 г.
    • Кумкин А.Н, Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. Севастополь: СНУЯЭиП,
    • 2000 г.
    • Кумкин А.Н., Косцова М.В. Тесты и тестовые задания по психологии: учебно-методическое                   пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2008.
    • Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2011. – 124 с.: ил.

 

Структура психики:

II сигнальные системы

 

    • I – образы, чувственные образы

 

    • II – слова, вербально –символичная реальность

1. Познавательные  психические процессы

 

    • Ощущение;   Мышление;
    • Восприятие;   Воображение;      Речь
    • Представление;

 

   

 

   Память;

    • Внимание.

Ощущение - это

 

отражение конкретных отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств  в  данный момент. Анализатор – материальная основа ощущений.

«Сенсорные  образы» 

Классификация ощущений:

 

    • 1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение - дистантные и контактные;
    • 2) по месту расположения рецепторов:
    • пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе);
    • интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов);
    • специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.
    • 3) Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т.д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью

 

Пороги  ощущений –  
качественные показатели чувствительности анализатора

 

    • Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.
    • Пороги ощущений — качественные показатели чувствительности анализатора
    • Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение - . <нижним абсолютным порогом>.
    • Верхний абсолютный порог>,
    • т. е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.

Восприятие - это

 

    • сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.

Четыре  уровня перцептивного действия:

 

обнаружение, различение, идентификация, опознание  и объективизация

Зрительные  иллюзии 
Соотношение фигуры и фона

Свойства  восприятия:

 

    • ОСМЫСЛЕННОСТЬ - человек осознаёт, понимает то, что воспринимается.
    • ПРЕДМЕТНОСТЬ - психические образы человек осознаёт не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.
    • ЦЕЛОСТНОСТЬ - в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости.
    • СТРУКТУРНОСТЬ- человек узнаёт различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков.
    • ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ - из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений, он выделяет в данный момент лишь некоторые из них.
    • КОНСТАНТНОСТЬ - одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещённости, с разных точек зрения, с разного расстояния и т.п.

Представление - это

 

 психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Мышление  —

 

это наиболее обобщённая и опосредованная форма  психического отражения, устанавливающая  связи и отношения между познаваемыми объектами.

Важно отметить еще две особенности мышления:

    1. Связь с действием.
    2. Связь с речью. Человеческое мышление — это речевое мышление.

Функция мышления -

 

 расширение границ познания путём выхода за пределы чувственного восприятия.

Задача  мышления — раскрытие отношений  между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.

Виды  мышления

 

    • Наглядно-действенное мышление:

 

     Наглядно-образное   мышление

 

 

оперирование 

«действиями»

 

Словесно-логическое

(абстрактное) мышление  

 

 

оперирование

образами

 

Оперирование 

символами -

Воображение:

 

— это  психический процесс создания нового в форме образа, представления  или идеи.

Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым  условием его трудовой деятельности.

 

Непроизвольные  формы

воображения:

галлюцинации

 

Произвольные 

формы воображения:

мечта,

репродуктивное (воссоздающее)

и продуктивное (творческое).

 

Ben Goosens и его фото-галлюцинации

Память  —

 

форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении  прошлого опыта, делающая возможным  его повторное использование  в деятельности или возвращение  в сферу сознания.

 

    • Запоминание    
    • Сохранение     
    • Воспроизведение
    • и узнавание     
    • Забывание
    • Амнезия

 

 

Основные процессы памяти:

 

Виды  памяти:

 

Краткосрочная

(оперативная)

 

Долгосрочная

 

Произвольная 

(специально заучивается)

 

Непроизвольная:

информация 

заучивается

сама собой

Экспериментальная кривая забывания, полученная немецким психологом Германом Эббингаузом (1850-1909).

 

Основное  «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием  – 

    • в этот период теряется наибольший объем материала.

 

    • «Эффект края» — явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце стимульного ряда, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине; 
    • Заучивание в целом эффективнее заучивания по частям; 
       
       
    • Если испытуемый знает, что выученный материал пригодится, запоминается лучше.

 

    • Трудность заучивания пропорциональна объему или длине стимульного ряда (например, ряду слогов); 
      С увеличением повторений скорость заучивания уменьшается.
    • Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее.  

 

 

ОСОБЕННОСТИ МНЕМОТЕХНИКИ (ЗАПОМИНАНИЯ):

Внимание - это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального.

 

    • Под направленностью понимается селективный, избирательный характер протекания познавательной деятельности.

 

    • Под сосредоточенностью подразумевается удержание внимания на одном объекте, игнорирование остальных объектов.

 

Виды внимания:

 непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ  ВНИМАНИЕ -

непреднамеренное, пассивное, эмоциональное.

Существует связь  между объектом внимания

и эмоциями,

интересами, потребностями  человека.

 

ПРОИЗВОЛЬНОЕ  ВНИМАНИЕ зависит

не от особенностей объекта,

а от поставленной личностью цели, задачи.

 

ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ – это внимание,

возникающее на основе произвольного,

после него, когда  для его поддержания 

уже не требуется  волевых усилий.

Общие характеристики познавательной сферы человека:

 

    • Познавательные процессы – ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики.
    • С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ.
    • Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему, индивидуальную для каждого человека.

2. Эмоциональные и волевые процессы

 

Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психических процессов  и состояний,

отражающих  в форме непосредственного переживания  значимости действующих на индивида явлений и ситуаций.

 

Воля  — это сознательное регулирование  человеком своего поведения и  деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние  трудности при совершении целенаправленных действий

и поступков.

 

Функции эмоций:

 

    • Отражательно-оценочная
    • Сигнальная
    • Предвосхищающая
    • Активизирующая или тормозящая
    • Ориентирующая и интегрирующая
    • Подкрепляющая
    • Координирующая
    • Системо-образующая
    • Функции ценности

Информация о работе Психические процессы личности