Психические
процессы личности
- Сущность познавательных процессов;
- Эмоциональные и волевые процессы.
- Профессионально важные качества (ПВК) инженеров.
Список
рекомендуемой литературы:
- Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики. Севастополь, 2000 г.- раздел 1.
- Кумкин А.Н. Психология: Учеб.-метод. Пособие. – Севастополь: СНИЯЭиП, 2005 г.
- Кумкин А.Н, Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. Севастополь: СНУЯЭиП,
- 2000 г.
- Кумкин А.Н., Косцова М.В. Тесты и тестовые задания по психологии: учебно-методическое пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2008.
- Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2011. – 124 с.: ил.
Структура
психики:
II сигнальные
системы
- I – образы, чувственные образы
- II – слова, вербально –символичная реальность
1. Познавательные
психические процессы
- Ощущение; Мышление;
- Восприятие; Воображение; Речь
- Представление;
Память;
Ощущение
- это
отражение
конкретных отдельных свойств, качеств,
сторон предметов и явлений материальной
действительности, воздействующих на
органы чувств в данный момент. Анализатор – материальная
основа ощущений.
«Сенсорные
образы»
Классификация
ощущений:
- 1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение - дистантные и контактные;
- 2) по месту расположения рецепторов:
- пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе);
- интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов);
- специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.
- 3) Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т.д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью
Пороги
ощущений –
качественные показатели чувствительности
анализатора
- Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.
- Пороги ощущений — качественные показатели чувствительности анализатора
- Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение - . <нижним абсолютным порогом>.
- Верхний абсолютный порог>,
- т. е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.
Восприятие
- это
- сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.
Четыре
уровня перцептивного действия:
обнаружение,
различение, идентификация, опознание
и объективизация
Зрительные
иллюзии
Соотношение фигуры и фона
Свойства
восприятия:
- ОСМЫСЛЕННОСТЬ - человек осознаёт, понимает то, что воспринимается.
- ПРЕДМЕТНОСТЬ - психические образы человек осознаёт не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.
- ЦЕЛОСТНОСТЬ - в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости.
- СТРУКТУРНОСТЬ- человек узнаёт различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков.
- ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ - из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений, он выделяет в данный момент лишь некоторые из них.
- КОНСТАНТНОСТЬ - одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещённости, с разных точек зрения, с разного расстояния и т.п.
Представление
- это
психический процесс отражения
предметов или явлений, которые в данный
момент не воспринимаются, но воссоздаются
на основе нашего предыдущего опыта.
Мышление
—
это наиболее
обобщённая и опосредованная форма
психического отражения, устанавливающая
связи и отношения между познаваемыми
объектами.
Важно отметить
еще две особенности мышления:
- Связь с действием.
- Связь с речью. Человеческое мышление — это речевое мышление.
Функция
мышления -
расширение границ познания
путём выхода за пределы чувственного
восприятия.
Задача
мышления — раскрытие отношений
между предметами, выявление связей
и отделение их от случайных совпадений.
Виды
мышления
- Наглядно-действенное мышление:
Наглядно-образное мышление
оперирование
«действиями»
Словесно-логическое
(абстрактное)
мышление
оперирование
образами
Оперирование
символами -
Воображение:
— это
психический процесс создания нового
в форме образа, представления
или идеи.
Процесс
воображения свойственен только
человеку и является необходимым
условием его трудовой деятельности.
Непроизвольные
формы
воображения:
галлюцинации
Произвольные
формы воображения:
мечта,
репродуктивное
(воссоздающее)
и продуктивное
(творческое).
Ben Goosens
и его фото-галлюцинации
Память
—
форма психического
отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении
прошлого опыта, делающая возможным
его повторное использование
в деятельности или возвращение
в сферу сознания.
- Запоминание
- Сохранение
- Воспроизведение
- и узнавание
- Забывание
- Амнезия
Основные процессы
памяти:
Виды
памяти:
Краткосрочная
(оперативная)
Долгосрочная
Произвольная
(специально заучивается)
Непроизвольная:
информация
заучивается
сама собой
Экспериментальная
кривая забывания, полученная немецким
психологом Германом Эббингаузом (1850-1909).
Основное
«забывание» происходит в период,
следующий непосредственно за заучиванием
–
- в этот период теряется наибольший объем материала.
- «Эффект края» — явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце стимульного ряда, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине;
- Заучивание в целом эффективнее заучивания по частям;
- Если испытуемый знает, что выученный материал пригодится, запоминается лучше.
- Трудность заучивания пропорциональна объему или длине стимульного ряда (например, ряду слогов);
С увеличением повторений скорость заучивания уменьшается.
- Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее.
ОСОБЕННОСТИ
МНЕМОТЕХНИКИ (ЗАПОМИНАНИЯ):
Внимание
- это состояние направленности
и сосредоточенности сознания на каких-либо
объектах с одновременным отвлечением
от всего остального.
- Под направленностью понимается селективный, избирательный характер протекания познавательной деятельности.
- Под сосредоточенностью подразумевается удержание внимания на одном объекте, игнорирование остальных объектов.
Виды внимания:
непроизвольное,
произвольное и послепроизвольное.
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
ВНИМАНИЕ -
непреднамеренное,
пассивное, эмоциональное.
Существует связь
между объектом внимания
и эмоциями,
интересами, потребностями
человека.
ПРОИЗВОЛЬНОЕ
ВНИМАНИЕ зависит
не от особенностей
объекта,
а от поставленной
личностью цели, задачи.
ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
ВНИМАНИЕ – это внимание,
возникающее на
основе произвольного,
после него, когда
для его поддержания
уже не требуется
волевых усилий.
Общие характеристики
познавательной сферы человека:
- Познавательные процессы – ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики.
- С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ.
- Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему, индивидуальную для каждого человека.
2. Эмоциональные и волевые процессы
Эмоции (от
лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый
класс психических процессов
и состояний,
отражающих
в форме непосредственного переживания
значимости действующих на индивида
явлений и ситуаций.
Воля
— это сознательное регулирование
человеком своего поведения и
деятельности, выраженное в умении
преодолевать внутренние и внешние
трудности при совершении целенаправленных
действий
и поступков.
Функции
эмоций:
- Отражательно-оценочная
- Сигнальная
- Предвосхищающая
- Активизирующая или тормозящая
- Ориентирующая и интегрирующая
- Подкрепляющая
- Координирующая
- Системо-образующая
- Функции ценности