Б.И. Додонов
«Эмоции как ценность»
- Додонов, как представитель деятельностного подхода рассматривает эмоцию в связи с потребностями, но при этом выдвигает тезис, что на определённом этапе развития деятельности эмоция сепарируется от потребности, с которой первоначально была связана и становятся для человека самоценной, т.е. превращается в субъект осуществления деятельности не для получения конкретного результата в материальной форме, а для того, чтоб испытать эмоцию определенного качества.
Додонов предлагает классификацию ценностных
эмоций:
- 1) Альтруистические (в основе потребность в поддержке, помощи другому человеку),
2) Праксические
эмоции (потребность в деятельности,
удовлетворение от окончания
дела),
- 3) Коммуникативные (потребность в общении, желание получить отклик, поделиться мнением),
- 4) Глорические (потребность в самоутверждении, известности, славе, публичности),
- 5) Пугнические (потребность в преодолении препятствий, опасности),
- 6) Романтические (потребность в необыкновенном, чудесном, ожидание чего-то светлого),
- 7) Эстетические (потребность к красоте, чувстве изящного, возвышенного),
- 8) Гностические (потребность в сознательной картине мира),
- 9) Эгоистические (потребность в удовольствии, в телесном и душевном комфорте),
- 10) Акизитивные (потребность в накоплении, приобретании).
ЭНЛ –
выбор профессии, партнера, мироотношение
в целом:
- Общая эмоциональная направленность выступая в качестве одного из системообразующих факторов в психической структуре личности, определяет многие особенности эмоциональной сферы личности.
- Через неё могут обуславливаться выбор вида деятельности, профессии, хобби, выбор партнера, мироотношение вообще.
Главная
функция воли
- заключается в сознательной регуляции активности в затруднённых условиях жизнедеятельности.
- В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы
3 уровня
воли:
- 1. Неявное знание о себе.
- 2. Рефлексия (осознание).
- 3. Регуляция.
Два механизма
волевого регулирования:
- Волевое усилие.
- - Установки
В сложном
волевом действии выделяют следующие
этапы:
- 1) осознание цели и стремление достичь ее;
- 2) осознание ряда возможностей достижения цели;
- 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
- 4) борьба мотивов и выбор;
- 5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
- 6) осуществление принятого решения.
Эмоциональные
и волевые свойства личности:
- К эмоциональным свойствам относятся: эмоциональная возбудимость,
- глубина переживания эмоций,
- эмоциональная лабильность – ригидность, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная устойчивость и экспрессия.
- оптимизм и пессимизм.
- В психологии выделяют следующие волевые свойства личности:
- Целеустремленность;
- Решительность;
- Смелость;
- Настойчивость;
- Выдержка;
- Инициативность;
- Самостоятельность;
- Дисциплинированность.
Профессионально-важные
качества
- - это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности: ее специфика объекта, предмета, задач и средств.
ПВК инженера:
- Аттенционные свойства: внимание – его избирательность, объем и устойчивость, распределение, переключение.
- Наблюдательность;
- Мнемические свойства: память – ее объем, скорость запоминания, прочность сохранения материала и скорость воспроизведения. Оперативная память.
- Моторные – точность и скорость движений.
- Сенсорные свойства – чувствительность анализаторов, способность к различению температур, оттенков цвета и т.д.
- Имажитивные свойства (способность оперировать образами объектов, воображение, прогнозирующие свойства).
- Мыслительные (интеллектуальные) свойства.
- Эмоциональная устойчивость.
- Волевые качества – выносливость.
- Речевые – четкость, разборчивость речи.
- Коммуникативные (способность устанавливать межличностные контакты, общительность, организаторские способности).
- Профессиональные ЗУН – профессиональная компетентность.
- Профессиональная направленность личности.
Т.О., психические
процессы личности -
- – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции.
- Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение), эмоциональные (чувства, эмоции и переживания) и волевые.
- Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.