Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:34, реферат
В процессе мышления субъект использует различного рода средства, выработанные человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и др. Опора на культурные средства характеризует такую особенность мышления, как его опосредованность.
1. Мышление и его функциональные значения
2. Мышление и речь
3. Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции.
4. Мышление и творчество.
5. Воображение, его функции и виды.
6. Список использованной литературы.
Государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Башкирский государственный медицинский университет
Кафедра психологии и педагогики
зав. Кафедры доктор педагогических наук
профессор Амиров А.Ф.
Тема:
Психические процессы: Мышление и воображение
\
Выполнили: Амирова А.С, Закирова О.А,
студентки Л-103Б
Проверила: преподаватель Григорян Э.Э
Содержание:
1. Мышление и его функциональные значения
2. Мышление и речь
3. Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции.
4. Мышление и творчество.
5. Воображение, его функции и виды.
6. Список использованной литературы.
Введение
Жизнь постоянно ставит перед человеком разные по своей сложности задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей и неожиданностей требует от человека более глубокого познания мира, открытия в нем новых свойств, закономерностей и связей. Каждый человек в своей жизни делает множество открытий, и необязательно эти открытия являются великими и ценными в масштабах всего человечества.
Проблема мышления долгое время изучалась в рамках философии и логики. В настоящее время вместе с философией и логикой исследованием мышления занимаются психология и многие другие научные дисциплины: физиология, кибернетика, лингвистика и т.д. Специфика психологии состоит в том, что она изучает мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности.
В процессе мышления
субъект использует различного
рода средства, выработанные человечеством
с целью проникновения в
Психологическое исследование
природы мышления исходит из
различения чувственного и
Во-первых, сущность предметов и явлений непосредственно не совпадает с их внешним обликом, доступным восприятию.
Во-вторых, сложные явления природного и социального мира недоступны восприятию— они не выражены в наглядных свойствах.
В-третьих, восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств человека, с помощью восприятия невозможно познать то, что уже случилось (прошлое), и то, чего еще нет (будущее).
Мышление раскрывает
то, что непосредственно не дано
в восприятии. Основная задача
мышления заключается в
Мышление — процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Важно отметить еще две особенности мышления:
Связь с действием. С.Л.Рубинштейн писал: «Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием выявляется»;
Связь с речью. Человеческое мышление — это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование специфически человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.
Для мыслительной
Формулируя свои размышления
вслух для других, человек тем
самым формулирует их и для
себя. Такое формулирование, закрепление,
фиксирование мысли в словах
помогает задержать внимание
на различных моментах и
В слове заключены
важнейшие предпосылки
Вопрос о связи
мышления и речи является для
психологии крайне важным. Он
привлекал к себе внимание
ученых на протяжении всей
истории развития
Мышление как высшая психическая функция обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из которых по-своему характеризует роль речи в его развитии:
Во-первых, собственно человеческий мыслительный акт является социальным, «разделенным» между людьми, что отражает общественный характер трудовой деятельности, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации;
Во-вторых, мышление возникает как процесс, опосредствованный сначала материальными орудиями труда, а затем — системой знаков, в том числе устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта;
В-третьих, понятийное, логическое мышление является произвольным, речь выступает при этом как система средств, овладевая которой человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность;
В-четвертых, мышление как высшая психическая функция обладает системным строением, т.е. построена на материале различных натуральных процессов («ручного» интеллекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), и именно речь является тем основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование.
Для описания проявлений мышления в психологии применяется определение мышления в широком смысле как активной познавательной деятельности субъекта, необходимой для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных механизмов мышления в психологической науке говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.
Любая задача имеет объективную (предметную) и субъективную (психологическую) структуры. Объективно задача включает в себя:
Набор определенных условий, требование, которого нужно достичь.
С психологической
стороны требованию задачи
Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции.
Описание различных видов и типов мышления строится на предпосылке, что нет мышления вообще: мышление неоднородно и подлежит детализации. Разные виды мышления подразделяются по своему функциональному назначению, развитию, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.
В психологии наиболее
распространенной является
объект, изображенный на рисунке, схеме, чертеже;
Другой критерий (вторая часть названий) — это основные способы, с помощью которых человек познает окружающий мир:
Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.
На уровне словесно-логического мышления субъект может, оперируя логическими понятиями, познавать существенные закономерности и не наблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и вербальное мышление.
Относительно типа
решаемых задач мышление может
быть теоретическим и
По степени рефлексии
разделяют интуитивное и
Мышление возникает
и протекает в виде особых
операций, с помощью которых
Мысленное выделение отдельных частей или свойств предметов дает возможность сравнивать их друг с другом. Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Оно позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.
Основными логическими формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлении, выраженная словом или группой слов. Понятия образуют более сложные формы мышления: суждения и умозаключения.
Информация о работе Психические процессы: Мышление и воображение