Психические процессы: Мышление и воображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:34, реферат

Описание работы

В процессе мышления субъект использует различного рода средства, выработанные человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и др. Опора на культурные средства характеризует такую особенность мышления, как его опосредованность.

Содержание работы

1. Мышление и его функциональные значения
2. Мышление и речь
3. Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции.
4. Мышление и творчество.
5. Воображение, его функции и виды.
6. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Государственное бюджетное образовательное учреждение.docx

— 42.86 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего  профессионального  образования

Башкирский государственный  медицинский университет

 

 

 

Кафедра психологии и педагогики

зав. Кафедры  доктор педагогических наук

профессор Амиров А.Ф.

 

 

 

 

 

Тема:

Психические процессы: Мышление и воображение

 

 

\

Выполнили: Амирова А.С, Закирова О.А,

студентки Л-103Б

Проверила: преподаватель  Григорян Э.Э

 

 

 

 

 

 

                                       Уфа, 2013

Содержание:

1. Мышление и его функциональные значения

2. Мышление и речь

3. Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции.

4. Мышление и творчество.

5. Воображение, его функции и виды.

6. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  1. Мышление и его функциональные значения

  Жизнь постоянно ставит перед человеком разные по своей сложности задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей и неожиданностей требует от человека более глубокого познания мира, открытия в нем новых свойств, закономерностей и связей. Каждый человек в своей жизни делает множество открытий, и необязательно эти открытия являются великими и ценными в масштабах всего человечества.

  Проблема мышления долгое время изучалась в рамках философии и логики. В настоящее время вместе с философией и логикой исследованием мышления занимаются психология и многие другие научные дисциплины: физиология, кибернетика, лингвистика и т.д. Специфика психологии состоит в том, что она изучает мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности.

  В процессе мышления  субъект использует различного  рода средства, выработанные человечеством  с целью проникновения в существенные  связи и отношения предметного  и социального мира: практические  действия, модели, схемы, символы,  знаки, язык и др. Опора на  культурные средства характеризует  такую особенность мышления, как  его опосредованность.

 

 Психологическое исследование  природы мышления исходит из  различения чувственного и рационального  познания. Для ориентации человека  в природном и социальном мире  недостаточно лишь чувственного  восприятия.

 Во-первых, сущность предметов и явлений непосредственно не совпадает с их внешним обликом, доступным восприятию.

 Во-вторых, сложные явления природного и социального мира недоступны восприятию— они не выражены в наглядных свойствах.

 В-третьих, восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств человека, с помощью восприятия невозможно познать то, что уже случилось (прошлое), и то, чего еще нет (будущее).

 

 Мышление раскрывает  то, что непосредственно не дано  в восприятии. Основная задача  мышления заключается в выявлении  существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях  посредством отделения их от  случайных совпадений во времени  и пространстве. В процессе мышления  осуществляется переход от единичного к общему. Таким образом, мышлению свойственно обобщенное отражение действительности.

Мышление — процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

  Важно отметить еще две особенности мышления:

 Связь с действием. С.Л.Рубинштейн писал: «Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием выявляется»;

  Связь с речью. Человеческое мышление — это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование специфически человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.

 Для мыслительной деятельности  человека существенна ее связь  не только с чувственным познанием,  но и с языком, речью. Благодаря  речи становится возможным отвлечь  от познаваемого объекта то  или иное его свойство и  закрепить, зафиксировать представление  или понятие о нем в специальном  слове. Мысль обретает в слове  необходимую материальную оболочку, в которой она и становится  непосредственной действительностью  для ее субъекта, других людей  и нас самих. Человеческое мышление  невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

  Формулируя свои размышления  вслух для других, человек тем  самым формулирует их и для  себя. Такое формулирование, закрепление,  фиксирование мысли в словах  помогает задержать внимание  на различных моментах и частях  этой мысли и способствует  более глубокому ее пониманию.  Благодаря этому и становится  возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т.е.  четкое и правильное сопоставление  друг с другом всех основных  мыслей, возникающих в процессе  мышления.

  В слове заключены  важнейшие предпосылки дискурсивного,  т.е. рассуждающего, логически  расчлененного и осознанного  мышления. Благодаря формулированию  и закреплению в слове, мысль  не исчезает и не угасает,  едва успев возникнуть. Она прочно  фиксируется в речевой формулировке  — устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность  в случае необходимости снова  вернуться к этой мысли, еще  глубже ее продумать, проверить  и в ходе рассуждения соотнести  с другими мыслями. Формулирование  мыслей в речевом процессе  является важнейшим условием  их формирования.

  Вопрос о связи  мышления и речи является для  психологии крайне важным. Он  привлекал к себе внимание  ученых на протяжении всей  истории развития психологических  исследований. Предлагаемые решения  были различными — от полного  разделения речи и мышления  и признания их совершенно  независимыми друг от друга  функциями до столь же однозначного  и безусловного их соединения  вплоть до абсолютного отождествления. Современная психология рассматривает  мышление и речь как неразрывно  связанные, но в то же время  самостоятельные реальности.

  Мышление как высшая психическая функция обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из которых по-своему характеризует роль речи в его развитии:

 Во-первых, собственно человеческий мыслительный акт является социальным, «разделенным» между людьми, что отражает общественный характер трудовой деятельности, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации;

 Во-вторых, мышление возникает как процесс, опосредствованный сначала материальными орудиями труда, а затем — системой знаков, в том числе устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта;

 В-третьих, понятийное, логическое мышление является произвольным, речь выступает при этом как система средств, овладевая которой человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность;

 В-четвертых, мышление как высшая психическая функция обладает системным строением, т.е. построена на материале различных натуральных процессов («ручного» интеллекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), и именно речь является тем основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование.

  Для описания проявлений мышления в психологии применяется определение мышления в широком смысле как активной познавательной деятельности субъекта, необходимой для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных механизмов мышления в психологической науке говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.

  Любая задача имеет объективную (предметную) и субъективную (психологическую) структуры. Объективно задача включает в себя:

Набор определенных условий, требование, которого нужно достичь.

 С психологической  стороны требованию задачи соответствует  субъективно поставленная цель, а условиям — средства ее  достижения. Таким образом, задача  — это цель, заданная в определенных  условиях, а решение задачи —  процесс достижения поставленной  цели, поиск необходимых для этого  средств 

 

 

Виды и формы  мышления. Основные мыслительные операции.

 Описание различных видов и типов мышления строится на предпосылке, что нет мышления вообще: мышление неоднородно и подлежит детализации. Разные виды мышления подразделяются по своему функциональному назначению, развитию, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.

 

 В психологии наиболее  распространенной является следующая  классификация видов мышления: наглядно-действенное,  наглядно-образное, словесно-логическое. Данная классификация строится  на генетическом принципе и  отражает три последовательных  уровня развития мышления. Каждый  из названных видов мышления  определяется двумя критериями. Один из них (первая часть  названий) — это та конкретная  форма, в которой необходимо  предъявить субъекту познаваемый  объект или ситуацию для того, чтобы ими можно было успешно  оперировать: 

  • объект как таковой в своей материальности и конкретности;

объект, изображенный на рисунке, схеме, чертеже;

  • объект, описанный в той или иной знаковой системе.

 Другой критерий (вторая часть названий) — это основные способы, с помощью которых человек познает окружающий мир:

  • через практическое действие с объектом;
  • с помощью оперирования образными представлениями;
  • на основе логических понятий и других знаковых образований.

 Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.

  На уровне словесно-логического мышления субъект может, оперируя логическими понятиями, познавать существенные закономерности и не наблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

 В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и вербальное мышление.

 Относительно типа  решаемых задач мышление может  быть теоретическим и практическим. Теоретическое мышление направлено  на познание законов и правил, практическое — на разработку  средств реального преобразования  окружающего мира.

По степени рефлексии  разделяют интуитивное и аналитическое  мышление.

 

 Мышление возникает  и протекает в виде особых  операций, с помощью которых осуществляется  проникновение в глубь той или иной проблемной ситуации, рассматриваются составляющие ее элементы, находится решение. Основными мыслительными операциями, необходимыми в каждой мыслительной деятельности, являются анализ и синтез. Анализ— мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез — мыслительная операция, позволяющая переходить от части к целому. Являясь противоположными друг другу операциями, анализ и синтез в то же время неразрывно связаны между собой. Всякая мыслительная деятельность является аналитико-синтетической.

  Мысленное выделение отдельных частей или свойств предметов дает возможность сравнивать их друг с другом. Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Оно позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.

 Основными логическими формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлении, выраженная словом или группой слов. Понятия образуют более сложные формы мышления: суждения и умозаключения.

Информация о работе Психические процессы: Мышление и воображение