Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 20:56, реферат
1 Мышление
1.1Понятие о мышлении
1.2Классификация явлений мышления
1.3Общие закономерности мышления
1.4Мыслительные операции
1.5Формы мышления
1.6Виды мышления
1.7Мыслительная деятельность как процесс решения задач
2Память
2.1Понятие о памяти
2.2Классификация явлений памяти
2.3Закономерности процессов памяти
3Воображение
3.1Общие понятия о воображении
3.2Виды воображения
4Воля. Регуляция деятельности
4.1Понятие о воле
4.2Деятельность, её структура и волевая регуляция
4.3Волевые состояния
5Эмоциональная регуляция деятельности
5.1Понятие об эмоциях
5.2Свойства и виды эмоций и чувств
5.3Общие закономерности эмоций и чувств
1.1 Понятие о мышлении
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, языка.
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - это единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом.
1.2 Классификация явлений мышления
В многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная деятельность, мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышления, виды мышления, индивидуально типологические особенности мышления, мышление как процесс решения творческих, нестандартных задач.
Мыслительная деятельность - система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы.
Мыслительные действия совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на системе операций.
Мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация.
Продукт мыслительных действий - определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие.
1.3 Общие закономерности мышления
1.4 Мыслительные операции
К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация.
Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение.
Обобщение – свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинную познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.
Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений. Классификация – группировка объектов по существенным признакам.
Конкретизация (от лат. concretio – сращение) – познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта.
Конкретизация – высший этап в познании объективного мира.
Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. Анализ – это мыслительное расчленение предмета или явления на составные свойства или части. Синтез – это мысленное соединение свойств в единое целое. Анализ и синтез это две неразрывные стороны всего процесса познания (в том числе и чувственного этапа).
Понятие, суждение, умозаключение
- основные формы мышления.
Наиболее простейшей в структурном отношении
формой мысли выступает понятие. Понятие
является формой мысли, отражающей общие
существенные и отличительные признаки
предмета мысли. Понятие может отражать
явление, процесс, предмет (материальный
или воображаемый).
Суждение представляет собой форму мысли, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями. Любое суждение можно выразить в предложении, но не всякое предложение может выражать суждение.
Умозаключение - это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося. Он представляет собой переход от некоторых высказываний, фиксирующих наличие некоторых ситуаций в действительности, к новому высказыванию и соответственно к знанию о наличии ситуации, которую описывает это высказывание.
В зависимости от того, какое
место в мыслительном процессе занимают
слово, образ и действие, как они соотносятся
между собой, выделяют три вида мышления:
конкретно-действенное (практическое)
конкретно-образное и абстрактное. Эти
виды мышления выделяются ещё и на основании
особенностей задач - практических и теоретических.
Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление - это, прежде всего
техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы.
Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.
Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления. Если мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое.
1.7 Мыслительная деятельность как процесс решения задач
Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс. Иначе говоря, по ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно обусловливают дальнейшее протекание мышления.
В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз:
первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации;
на втором - происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу;
на третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта);
на четвертом - появляются гипотезы как предположения о способах решения задач;
пятый этап представляет собой реализацию гипотезы;
шестой - проверку гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.
2.1 Понятие о памяти
Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.
Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения – основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.
Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память автобиографична – в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида. Семантическая же память нацелена на категориальные структуры, сформированные в культурно-исторической среде. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построения языка.
Память – это психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности.
2.2 Классификация явлений памяти
Различаются процессы памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание и формы памяти - непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).
В зависимости от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых образований мозга различают виды памяти: образную, логическую и эмоциональную.
Образная память – представления – классифицируется по видам анализаторов: зрительная, слуховая, двигательная и т. д.
По способу запоминания различают непосредственную (прямую), опосредованную (косвенную) память, механическую и ассоциативную (смысловую).
Различаются следующие четыре
взаимосвязанные системы
2.3 Закономерности процессов памяти. Условия успешного запоминания
Закономерности памяти (условия
успешного запоминания и
Условиями успешного непроизвольного
запоминания являются: 1) сильные
и значимые физические раздражители
(звук выстрела, яркий свет прожектора);
2) то, что вызывает повышенную ориентировочную
деятельность (прекращение или
Так, условия задачи, которую мы долго решаем, запоминаются непроизвольно и прочно.
Но в деятельности человека
чаще возникает необходимость
В процессе развития человека произвольное запоминание формируется сравнительно поздно (в основном к периоду школьного обучения). Этот вид запоминания интенсивно развивается в учении и трудовой деятельности.
Условиями успешного произвольного
запоминания являются: 1) осознание
значимости и смысла запоминаемого
материала; 2) выявление его структуры,
логической взаимосвязи частей и
элементов, семантическая и