Психические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 20:56, реферат

Описание работы

1 Мышление
1.1Понятие о мышлении
1.2Классификация явлений мышления
1.3Общие закономерности мышления
1.4Мыслительные операции
1.5Формы мышления
1.6Виды мышления
1.7Мыслительная деятельность как процесс решения задач
2Память
2.1Понятие о памяти
2.2Классификация явлений памяти
2.3Закономерности процессов памяти
3Воображение
3.1Общие понятия о воображении
3.2Виды воображения
4Воля. Регуляция деятельности
4.1Понятие о воле
4.2Деятельность, её структура и волевая регуляция
4.3Волевые состояния
5Эмоциональная регуляция деятельности
5.1Понятие об эмоциях
5.2Свойства и виды эмоций и чувств
5.3Общие закономерности эмоций и чувств

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 44.88 Кб (Скачать файл)

 

  1. Воображение

3.1 Понятие о воображении

Воображение – образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек  предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует  действительность. Воображение –  специфически человеческое проявление психической активности, сформировавшееся в трудовой деятельности: любая трудовая деятельность требует предварительного осознания цели, т. е. формирования психической  модели будущего результата деятельности. Воображение обеспечивает опережающее  отражение действительности, при  котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее. Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях.

 

3.2 Виды воображения

Воображение подразделяется на произвольное и непроизвольное, реконструктивное (воссоздающее) и творческое.

Наиболее простой вид  воображения – непроизвольное, возникающее  помимо воли человека, непреднамеренно. Непроизвольное воображение связано  с восприятием того или иного  объекта.

Преднамеренное, целенаправленное использование человеком соответствующих  элементов опыта и реконструкция  их в новых образах – произвольное воображение. В результате произвольного  воображения создаются литературные образы, новые модели различных предметов.

Воссоздающее воображение  дает возможность познать то, что  непосредственно не воспринимается в данный момент.

Творческое воображение  создает совершенно новые оригинальные образы. Этот вид воображения лежит  в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и  научной деятельности.

Один из видов простого творческого воображения – воображение  по аналогии. (Многие орудия труда –  клещи, грабли и т. п. – созданы  по аналогии с рукой человека.)

Сложный вид творческого  воображения – гиперболизация –  преувеличение предметов, их качеств, количества их элементов (например, гиперболизация силы человека в былинных образах, дружеских  шаржах и т. п.).

Наиболее высокий уровень  творческого синтеза – типизация  – воплощение в конкретном образе существенных сторон данной группы объектов. Здесь воображение особенно тесно  связывается с мышлением.

Пассивное воображение может  быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение  возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической  деятельности, в полудремотном и  сонном состоянии.

Активное воображение  – психическая функция, обеспечивающая преобразовательную деятельность человека и являющаяся признаком творческого  типа личности.

 

  1. Воля. Регуляция деятельности

4.1 Понятие о воле

Воля – сознательная саморегуляция поведения, преднамеренная мобилизация поведенческой активности для достижения целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность. Воля – социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения: побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформированных понятий и представлений.

Воля является социально  сформированным психорегуляционным фактором. В основе волевой регуляции лежат объективные условия деятельности, понимание человеком необходимости определенного поведения. Все волевые действия – действия сознательные. В волевом акте подавляются текущие эмоции: человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти зависит как от его сознания, так и от системы его психорегуляционных качеств.

 

4.2 Деятельность, её структура  и волевая регуляция

 

К волевым относят все действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий. Кроме того, имеется целый ряд свойств личности, которые традиционно обозначаются как волевые: настойчивость, выдержка, целеустремленность, терпение и др.

Волевые процессы обеспечивают выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной.

Волевые действия реализуются  в волевых актах, имеющих определенную структуру и содержание. Волевые  акты могут быть простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном  волевом акте действию предшествуют учет его последствий, осознание  мотивов, принятие решения, намерение  его осуществить, составление плана  осуществления. Таким образом, структуру  сложного волевого акта образуют следующие  основные этапы: возникновение мотивов деятельности; борьба мотивов; решение о действии; исполнение принятого решения.

В волевых действиях личность и ее психические процессы проявляются, формируются и развиваются. В  связи с этим выделяют еще одну функцию воли — генетическую. Она  способствует повышению уровня осознаваемости и организованности других психических процессов, а также формированию так называемых волевых свойств личности: самостоятельности, решительности, настойчивости, самообладания, целеустремленности и др.

 

4.3 Волевые состояния

 

Волевую сферу составляют целеустремленность, инициативность, решительность, самостоятельность, дисциплинированность, исполнительность.

Целеустремленность –  сознательная и активная направленность личности на определенный результат  деятельности.

Инициативность - способность личности к самостоятельным, общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости.

Решительность – умение человека без излишних колебаний  принимать разумные решения и осуществлять их при достижении цели.

Самостоятельность – это  умение человека самому определять цели деятельности на основе своих мотивов  и возможностей и быть ответственным  за принятые решения.

Дисциплинированность –  такое качество воли, которое позволяет  сознательно подчиняться общепринятым нормам, установленному порядку.

Исполнительность – умение человека выполнять обещание в срок, не менять решения, быть твёрдым и  последовательным.

 

  1. Эмоциональная регуляция деятельности

5.1 Понятие об эмоциях

Эмоции (от франц. émotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникают в  ответ на ключевые особенности явлений, отвечающие или не отвечающие потребностям индивида. Эмоции двувалентны – они или положительны, или отрицательны – объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции – механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях.

Человек действует только тогда, когда его действия имеют  смысл. Эмоции и являются врожденно  сформированными, спонтанными сигнализаторами  этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения.

5.2 Свойства и виды эмоций и чувств

 

Эмоции и чувства различаются  в зависимости от их качества (положительные  и отрицательные), глубины, интенсивности  и продолжительности, влияния на деятельность.

В зависимости от того, насколько  значима отражаемая в эмоциях  и чувствах действительность, различаются  глубокие и неглубокие эмоции и чувства. В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические (от греч. sthénos – сила) и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости или вдохновения стимулируют человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы.

В структуре деятельности можно выделить базовые эмоции (определяют направленность жизнедеятельности индивида) и операциональные – его отношение к различным условиям деятельности, реальным достижениям. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные эмоции, то, что препятствует, – отрицательные.

По содержательному своеобразию  эмоции подразделяются на следующие  виды: 1) эмоциональный тон ощущения; 2) эмоциональный отклик; 3) настроение; 4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация; 5) высшие эмоции – чувства.

 

5.3 Общие закономерности  эмоций и чувств

 

Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем закономерностям  формирования условного рефлекса.

Чувства, выработанные к  одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из закономерностей чувств является их обобщенность и возможность переноса.

Другая закономерность – притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям.

Одна из закономерностей  чувств – их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в  результате суммации чувства у нас  укрепляются любовь и уважение к  родителям, другу, родным местам. Накопление отрицательных переживаний (жизненных  невзгод, неприятностей) может привести к аффекту, очень сильной реакции  по поводу внешне незначительного события. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к  тем или иным событиям.

Эмоциональные состояния  могут замещаться. Так, неудача в  одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности.

Эмоции и чувства имеют  внешнее выражение – экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями  тона голоса, темпа речи.


Информация о работе Психические процессы