Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 20:56, реферат
1 Мышление
1.1Понятие о мышлении
1.2Классификация явлений мышления
1.3Общие закономерности мышления
1.4Мыслительные операции
1.5Формы мышления
1.6Виды мышления
1.7Мыслительная деятельность как процесс решения задач
2Память
2.1Понятие о памяти
2.2Классификация явлений памяти
2.3Закономерности процессов памяти
3Воображение
3.1Общие понятия о воображении
3.2Виды воображения
4Воля. Регуляция деятельности
4.1Понятие о воле
4.2Деятельность, её структура и волевая регуляция
4.3Волевые состояния
5Эмоциональная регуляция деятельности
5.1Понятие об эмоциях
5.2Свойства и виды эмоций и чувств
5.3Общие закономерности эмоций и чувств
3.1 Понятие о воображении
Воображение – образно-информационное
моделирование действительности на
основе рекомбинации образов памяти.
Благодаря воображению человек
предвидит будущее и регулирует
свое поведение, творчески преобразует
действительность. Воображение –
специфически человеческое проявление
психической активности, сформировавшееся
в трудовой деятельности: любая трудовая
деятельность требует предварительного
осознания цели, т. е. формирования психической
модели будущего результата деятельности.
Воображение обеспечивает опережающее
отражение действительности, при
котором прошлое
3.2 Виды воображения
Воображение подразделяется на произвольное и непроизвольное, реконструктивное (воссоздающее) и творческое.
Наиболее простой вид воображения – непроизвольное, возникающее помимо воли человека, непреднамеренно. Непроизвольное воображение связано с восприятием того или иного объекта.
Преднамеренное, целенаправленное
использование человеком
Воссоздающее воображение дает возможность познать то, что непосредственно не воспринимается в данный момент.
Творческое воображение создает совершенно новые оригинальные образы. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности.
Один из видов простого
творческого воображения –
Сложный вид творческого воображения – гиперболизация – преувеличение предметов, их качеств, количества их элементов (например, гиперболизация силы человека в былинных образах, дружеских шаржах и т. п.).
Наиболее высокий уровень
творческого синтеза –
Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии.
Активное воображение – психическая функция, обеспечивающая преобразовательную деятельность человека и являющаяся признаком творческого типа личности.
4.1 Понятие о воле
Воля – сознательная саморегуляция поведения, преднамеренная мобилизация поведенческой активности для достижения целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность. Воля – социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения: побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформированных понятий и представлений.
Воля является социально сформированным психорегуляционным фактором. В основе волевой регуляции лежат объективные условия деятельности, понимание человеком необходимости определенного поведения. Все волевые действия – действия сознательные. В волевом акте подавляются текущие эмоции: человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти зависит как от его сознания, так и от системы его психорегуляционных качеств.
4.2 Деятельность, её структура и волевая регуляция
К волевым относят все действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий. Кроме того, имеется целый ряд свойств личности, которые традиционно обозначаются как волевые: настойчивость, выдержка, целеустремленность, терпение и др.
Волевые процессы обеспечивают выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной.
Волевые действия реализуются в волевых актах, имеющих определенную структуру и содержание. Волевые акты могут быть простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествуют учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, намерение его осуществить, составление плана осуществления. Таким образом, структуру сложного волевого акта образуют следующие основные этапы: возникновение мотивов деятельности; борьба мотивов; решение о действии; исполнение принятого решения.
В волевых действиях личность и ее психические процессы проявляются, формируются и развиваются. В связи с этим выделяют еще одну функцию воли — генетическую. Она способствует повышению уровня осознаваемости и организованности других психических процессов, а также формированию так называемых волевых свойств личности: самостоятельности, решительности, настойчивости, самообладания, целеустремленности и др.
4.3 Волевые состояния
Волевую сферу составляют целеустремленность, инициативность, решительность, самостоятельность, дисциплинированность, исполнительность.
Целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.
Инициативность - способность личности к самостоятельным, общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости.
Решительность – умение человека без излишних колебаний принимать разумные решения и осуществлять их при достижении цели.
Самостоятельность – это умение человека самому определять цели деятельности на основе своих мотивов и возможностей и быть ответственным за принятые решения.
Дисциплинированность –
такое качество воли, которое позволяет
сознательно подчиняться
Исполнительность – умение человека выполнять обещание в срок, не менять решения, быть твёрдым и последовательным.
5.1 Понятие об эмоциях
Эмоции (от франц. émotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.
Эмоции возникают в ответ на ключевые особенности явлений, отвечающие или не отвечающие потребностям индивида. Эмоции двувалентны – они или положительны, или отрицательны – объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.
Эмоции – механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях.
Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения.
5.2 Свойства и виды эмоций и чувств
Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность.
В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность, различаются глубокие и неглубокие эмоции и чувства. В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические (от греч. sthénos – сила) и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости или вдохновения стимулируют человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы.
В структуре деятельности можно выделить базовые эмоции (определяют направленность жизнедеятельности индивида) и операциональные – его отношение к различным условиям деятельности, реальным достижениям. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные эмоции, то, что препятствует, – отрицательные.
По содержательному
5.3 Общие закономерности эмоций и чувств
Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем закономерностям формирования условного рефлекса.
Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из закономерностей чувств является их обобщенность и возможность переноса.
Другая закономерность – притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям.
Одна из закономерностей чувств – их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувства у нас укрепляются любовь и уважение к родителям, другу, родным местам. Накопление отрицательных переживаний (жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аффекту, очень сильной реакции по поводу внешне незначительного события. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным событиям.
Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности.
Эмоции и чувства имеют
внешнее выражение –