Психические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:31, реферат

Описание работы

Цель исследования: влияние психических процессов в познании мира.
Задачи:
Разобрать основные психические познавательные процессы
Каким образом они влияют на познание мира

Содержание работы

Введение………………………………………………..……………………..….4
1.Роль психических процессов в познании мира………………………………5
1.1 Ощущение как психический процесс в познании и отражении мира…………………………………………..……………………………………5
1.2 Восприятие как психический процесс в познании и отражении мира….………………………………………………………...………..…….…..8
1.3 Мышление как психический процесс в познании и отражении мира ……………….………………………………………………...……………11
1.4 Воображение как психический процесс в познании и отражении мира ………………….……………………………..…………………………….13
1.5 Память как психический процесс в познании и отражении мира ………….…………………………………………………………………..15 Заключение………………….…………………………………………….……..20
Список использованных источников………………………………………...…21

Файлы: 1 файл

пп.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)


 

 

Содержание

Введение………………………………………………..……………………..….4

1.Роль психических процессов в познании мира………………………………5

         1.1 Ощущение как психический процесс в познании и отражении                            мира…………………………………………..……………………………………5

         1.2 Восприятие как психический процесс в познании и отражении                                                                мира….………………………………………………………...………..…….…..8

         1.3 Мышление как психический процесс в познании и отражении                            мира ……………….………………………………………………...……………11

         1.4 Воображение как психический процесс в познании и отражении                            мира ………………….……………………………..…………………………….13

         1.5 Память как психический процесс в познании и отражении                            мира ………….…………………………………………………………………..15  Заключение………………….…………………………………………….……..20

Список использованных источников………………………………………...…21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Учеными-психологами выделяются пять основных психических процессов психики человека: ощущения, восприятие, мышление, воображение и память.

         Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира. В отечественной психологии выделяются три уровня познания окружающей действительности: элементарный (ощущение и восприятие), промежуточный (представление и воображение) и высший (мышление).

         Объект исследования: психические  процессы.

         Цель исследования: влияние психических  процессов в познании мира.

         Задачи:

  1. Разобрать основные психические познавательные процессы
  2. Каким образом они влияют на познание мира

        

.

 

 

 

 

 

1.Психические процессы и их роль в познании и отражении мира

1.1Ощущение как психический процесс в познании и отражении                            мира

         Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т.е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания. Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).

         Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.

         Обоняние — вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте — впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг. Человек может различать огромное количество запахов, которые, однако, трудно объединить в какие-либо группы по их общим признакам. До сих пор не существует научно обоснованной классификации запахов. Обычно запахи мы называем именем пахнущего предмета: запах ландыша, запах меда, дегтя, липы и т. д. Некоторые авторы делят запахи на гнилостные, горелые, цветочные (душистые), смолистые и пряные, принимая во внимание химический состав соответствующих веществ. Однако эта классификация запахов не является общепризнанной. Обонятельные ощущения позволяют человеку в известной мере ориентироваться в окружающей среде. Они важны и как защитные сигналы: с помощью обоняния он может отличить свежую пищу от несвежей и тем самым предохранить себя от пищевых отравлений. Обоняние приобретает особо важное значение при поражении зрения и слуха. У животных обоняние развито сильнее, чем у человека.

         Кожные ощущения отражают механические свойства предметов и их температуру. Они возникают при непосредственном соприкосновении раздражителей с кожей тела человека, и поэтому относятся к контактным. Кожные ощущения делятся на температурные (ощущение тепла и холода), тактильные (ощущения прикосновения, давления) и болевые. Рецепторы кожных ощущений различны по строению и функциям. В коже и слизистых оболочках тела человека имеются особые микроскопические нервные аппараты — окончания чувствительных нервов, которые называются точками тепла, холода, прикосновения, давления, боли. Эти точки распределены неравномерно, отчего разные части тела человека обладают разной чувствительностью. Так, например, лицо и кожа живота наиболее чувствительны к температурным воздействиям (в смысле различения тепла и холода), ладонная поверхность кисти, кончики пальцев и красная часть губ наиболее чувствительны к прикосновению и т. д.

         Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые рецепторы химических свойств веществ, растворенных в слюне или в воде. Вкусовые ощущения человека имеют ярко выраженную эмоциональную окраску (эмоциональный тон): они приятны или неприятны. Чувствительность вкусового анализатора меняется в зависимости от состояния организма: при голодании она повышается, при насыщении понижается. Влияет также тренировка в различении вкуса определенных веществ. Так, некоторые из дегустаторов вина могут различать от 60 до 70 сортов виноградных вин. Тонкой чувствительностью вкуса обладают дегустаторы чая, парфюмерных изделий. Кинестетические (двигательные) ощущения. Кинестетические ощущения — это ощущения движения собственного тела и его органов. Они возникают при сокращении и расслаблении мышц, при любом изменении положения нашего тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора представляют собой веретенообразные нервные клетки, включенные в мышечную ткань, в» сухожилия, в тело суставных сумок. Этих клеток насчитывается несколько сотен тысяч. Нервные импульсы из них по чувствительным нервам доходят до двигательной области коры больших полушарий, которая расположена в передней центральной извилине. По пути к коре эти импульсы преобразуются, как и в других анализаторах. Рецепторы двигательного анализатора называются проприоцепторами в отличие от рецепторов внешних органов чувств, носящих название экстероцепторов.

         На примерах кинестетических ощущений и ощущений равновесия можно подтвердить тот факт, что далеко не все ощущения являются осознаваемыми. В повседневной речи, которой мы пользуемся, отсутствует слово, обозначающее ощущения, идущие, например, от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении. Тем не менее эти ощущения все же существуют, обеспечивая упражнение движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обозначения в науке принято слово, которое происходит от понятия «движение», — кинетика, и их поэтому называют кинестетическими.

Без ощущений подобного  рода мы бы испытывали большие трудности, связанные с одновременным согласованием движений различных частей тела, сохранением позы, равновесия, контролем различных непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные реакции, навыки и т.п.), потому что все они включают в себя такие двигательные моменты, которые выполняются автоматически и очень быстро. Кроме мышц рецепторы кинестетических ощущений находятся в других органах. Например, формирование ощущений, которые способствуют поддержанию и сохранению равновесия, происходит благодаря наличию особых рецепторов равновесия, имеющихся во внутреннем ухе. От работы этих рецепторов зависит чувство ускорения или замедления движений.

 

1.2 Восприятие как психический процесс в познании и отражении                            мира

        

         Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

В отличие от ощущений восприятие всегда выступает как  субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся  в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки,   содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для воспринимающего информацию. При внимательном изучении таких элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. Установлено, что при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу.  Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям и многом другом.

Нередко при восприятии контурных и штрихованных изображений, а также соответствующих элементов реальных предметов у человека могут возникать зрительные иллюзии. Таких иллюзий известно множество. Это — иллюзии, связанные с искажением контура окружности, представленной на фоне веерообразно расходящихся линий, и искажение изображения квадрата на фоне концентрических окружностей.

Наличием иллюзий в  сфере восприятия, которые могут  быть вызваны самыми различными причинами, зависящими как от состояния воспринимающей системы, так и от особенностей организации  воспринимаемого материала, объясняются многие ошибки, в том числе «видения» так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО), о которых в последние годы немало писалось в прессе.

Остановимся кратко на механизмах восприятия пространства, времени и движения, которые совместно со способами восприятия контуров и содержания осмысленных фигур плоскостного типа образуют черно-белую перцептивную динамическую картину обстановки, окружающей повседневно человека. Восприятие пространства содержит оценки формы, величины, расстояния до предметов, расстояния между предметами.

В восприятии формы предметов  принимают участие три основные группы факторов:

1. Врожденная способность  нервных клеток коры головного  мозга избирательно реагировать  на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Такие клетки называются клетками-детекторами. Благодаря свойствам своих рецептивных полей, они выделяют в зрительном поле вполне определенные элементы, например световые линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты на контурных изображениях.

2. Законы образования  фигур, форм и контуров, выделенные  гештальт психологами и описанные выше.

3. Жизненный опыт, получаемый  за счет движений руки по  контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

 

1.3 Мышление как психический процесс в познании и отражении                            мира

         Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

Информация о работе Психические процессы