Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:31, реферат
Цель исследования: влияние психических процессов в познании мира.
Задачи:
Разобрать основные психические познавательные процессы
Каким образом они влияют на познание мира
Введение………………………………………………..……………………..….4
1.Роль психических процессов в познании мира………………………………5
1.1 Ощущение как психический процесс в познании и отражении мира…………………………………………..……………………………………5
1.2 Восприятие как психический процесс в познании и отражении мира….………………………………………………………...………..…….…..8
1.3 Мышление как психический процесс в познании и отражении мира ……………….………………………………………………...……………11
1.4 Воображение как психический процесс в познании и отражении мира ………………….……………………………..…………………………….13
1.5 Память как психический процесс в познании и отражении мира ………….…………………………………………………………………..15 Заключение………………….…………………………………………….……..20
Список использованных источников………………………………………...…21
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Мышление — это особого рода
теоретическая и практическая деятельность,
предполагающая систему включенных в
нее действий и операций ориентировочно-
Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала, и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждения, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного с тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением т пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.
Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое понятийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.
Отличительная особенность следующего вида мышления — наглядно-образного — состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).
Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь. Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.
1.4 Воображение как психический процесс
в познании и отражении
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.
Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В наибольшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.
1.5 Память как психический процесс в познании
и отражении
Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Особенности памяти как важнейшей психической функции изучали многие исследователи с мировым именем: Г. Эббингауз, Т. Рибо, А. Л. Смирнов, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия и др. И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. Не подлежит сомнению, что продуктивность человеческой деятельности тесно связана с возможностями памяти.
Память - это следовое психическое отражение прошлого. Она дает возможность увязать в единый процесс прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти человек впитывает опыт предшествующих поколений, приобретает новые знания, умения и навыки. Памятью человек пользуется постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек, полностью лишенный способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память относят к особым процессам, отдавая ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов. Таким образом, память - это совокупное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Память - процесс организации и сохранения человеком своего прошлого опыта, позволяющий его повторное использование в деятельности.
Память есть процесс
организации и сохранения прошлого
опыта, делающий возможным его повторное
использование в деятельности или повторное возвращение в сферу
сознания. Это важнейшая психическая функция,
являющаяся объединяющим звеном в организации
психики. Она обеспечивает целостность
и единство личности. Всякий познавательный
процесс превращается в память, и всякая
память превращается во что-то другое.
Память имеет огромное значение для жизни
и деятельности не только каждого конкретного
человека, но и общества в целом. Уже в
древнегреческой мифологии обнаруживается
признание важной роли памяти в развитии
культуры человечества Память можно определить
как способность к получению, хранению
и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные
инстинкты, врождённые и приобретённые
механизмы поведения есть не что иное,
как запечатлённый, передаваемый по наследству
или приобретаемый в процессе индивидуальной
жизни опыт. Без постоянного обновления
такого опыта, его воспроизводства в подходящих
условиях живые организмы не смогли бы
адаптироваться к текущим быстро меняющимся
событиям жизни. Благодаря памяти человек
имеет представления о воспринятых ранее
вещах или явлениях, в результате чего
содержание его сознания не ограничивается
наличными ощущениями и восприятиями,
но включает в себя и приобретенные в прошлом
опыт и знания. Мы запоминаем
наши мысли, сохраняем в памяти возникшие
у нас понятия о вещах и законах их существования.
Память позволяет нам использовать эти
понятия для организации наших будущих
действий и поведения. Если бы человек
не обладал памятью, его мышление было
бы весьма ограниченным, так как проводилось
бы лишь на материале, получаемом в процессе
непосредственного восприятия.
С.Л. Рубинштейн отмечает, что без памяти
не было бы ни основанных на прошлом знаний,
ни навыков. Не было бы психической жизни,
смыкающейся в единстве личного сознания,
и невозможен был бы факт по существу непрерывного
учения, проходящий через всю нашу жизнь
и делающий нас тем, что мы есть. И. М. Сеченов
считал память «основным условием психической
жизни», «краеугольным камнем психического
развития». Без памяти, говорил И. М. Сеченов,
наши ощущения и восприятия, «исчезая
бесследно по мере возникновения, оставляли
бы человека вечно в положении новорожденного».
Такими были бы и наши действия: мы ограничивались
бы в них лишь врожденными реакциями на
непосредственные раздражения и были
бы лишены возможности планировать на
основе предшествующего опыта нашу будущую
работу.
Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.
Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Это — память-образ. Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание. Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Двигательная подмять представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически. Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
Заключение
Ощущение есть простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма, возникающих при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств человека.
Посредством ощущений человек узнает о таких свойствах предметов, как цвет, запах, вкус, звук, шероховатость, твердость и т.п., а также о состояниях внутренних органов (боль, мышечные ощущения и др.).
Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – не простая сумма ощущений, а качественно новая ступень познания человеком окружающего мира. Восприятие имеет особенности, наиболее важными из которых являются: предметность, целостность, осмысленность, константность и избирательность.
Воображение – психический процесс создания новых образов, идей на основе имеющихся представлений, знаний. Благодаря воображению человек может представить себе будущее, мысленно изменить действительность, вообразить что-то совершенно новое и необычное.
Память - отражение прошлого опыта путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Благодаря наличию памяти у человека есть не только настоящее, но прошлое и будущее. В основе памяти лежат ассоциации или связи, которые существуют реально между предметами и явлениями действительности.