Психические сосотояния человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

Каждый взрослый человек является субъектом деятельности с одной стороны, а с другой - психические состояния тесно связаны с категорией деятельности, теснее, пожалуй, чем со всеми остальными психологическими категориями. Этот факт и определяет в моей работе объект исследования: субъект деятельности.
Предметом являются психические состояния людей в условиях стресса.
Цель данной работы: поднять проблему состояния человека как целого. Объединить представления о категории состояния, психических состояниях, личности.

Содержание работы

1. Определение понятия «психическое состояние»…………………………….4
2. Целостность, подвижность и относительная устойчивость психических состояний человека……………………………………………………………….6
3. Практическое задание………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.63 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Тема данной контрольной работы «Психические состояния человека» занимает важное место при изучении психологии личности в рамках дисциплины «Психология и педагогика». 

       Актуальность темы определяется  необходимостью для современного  человека обладать научным знанием  о психике человека. Подобные  знания помогают в решении  проблем, как в повседневной  жизни, так и в сфере профессиональной  деятельности.

     Сама «психология состояний» молодая ветвь психологии. Так, В.Н. Дружинин пишет: «несмотря на очевидное для большинства исследователей и практиков значение, которое имеет психология состояний, она до сих пор остаётся «золушкой» в семье психологических отраслей».[3, c. 7]

      Л.В. Куликов отмечает также, что «рассмотрение природы состояний не нашло должного места как в специальной научной, так и в учебной литературе. До сих пор трудно найти учебник по психологии, включающий в себя хотя бы небольшую главу о психических состояниях».[3, c. 9]

     Каждый взрослый человек  является субъектом деятельности  с одной стороны, а с другой - психические состояния тесно  связаны с категорией деятельности, теснее, пожалуй, чем со всеми  остальными психологическими категориями.  Этот факт и определяет в  моей работе объект исследования: субъект деятельности.

      Предметом являются  психические состояния людей  в условиях стресса. 

     Цель данной работы: поднять проблему состояния человека как целого. Объединить представления о категории состояния, психических состояниях, личности.

1. Определение  понятия «психическое состояние».

 

Психические состояния определяются как психологическая категория, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания. [1, с. 287]

Психические состояния представляют собой целостные  характеристики психической деятельности за определенный период времени. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Наряду  с психическими состояниями отдельного человека  существуют и «массовидные»  состояния, то есть психические состояния  определенных общностей людей (микро- и макрогрупп, народов,  обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких  состояний—общественное мнение и общественное настроение.

 Психические состояния человеческих общностей  характеризуются целым рядом признаков, не свойственных вообще или  свойственных в меньшей степени состояниям индивида: массовидность, ярко выраженный социальный характер, большая политическая значимость в жизни общества, «заразительность» (то есть  способность к быстрому распространению), «эффект группы» (то есть увеличение силы и значения состояний людской общности), информативность, тенденция к закреплению. В дальнейшем будут рассматриваться только психические состояния конкретного человека.

Для изучения и диагностики психических состояний  большое значение имеет их классификация. Психические состояния человека можно  классифицировать по таким  основаниям:

1) в зависимости  от роли личности и ситуации  в возникновении психических состояний - личностные и ситуативные;

2) в зависимости  от доминирующих компонентов  (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;

3) в зависимости от степени глубины -  состояния (более или менее) глубокие или поверхностные;

4) в зависимости от времени протекания - кратковременные, затяжные, длительные и т.д.;

5) в зависимости  от влияния на личность - положительные и отрицательные, стенические (повышающие жизнедеятельность) и астенические;

6) в зависимости  от степени осознанности —  состояния более или менее осознанные;

       7) в зависимости от причин, их вызывающих;

 8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Возникновение и протекание психических состояний  человека зависят от его индивидуальных психических и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических  состояний, жизненного опыта (в том  числе профессионального), возраста, физического состояния,  конкретной ситуации и т. д.

Однако  можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т. д.), так и в профессиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной с  экстремальными (крайними, необычными) условиями.

Сюда  следует отнести психические  состояния  профессиональной пригодности, осознания значимости своей профессии, состояние радости от успехов  в работе, состояние волевой активности и т.д.

Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Выделяют три  крупные группы психических явлений. [2, c. 64]

Структура психики человека:

 

Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства

Ощущения

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Речь

Воображение

Эмоциональные

Познавательные

Волевые

Характер

Темперамент

Способности

Направленность


      Психические состояния могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на деятельность человека в целом. Необходимо учиться контролировать свои состояния для того, чтобы добиваться более высоких профессиональных результатов. Также это важно для коммуникации и самореализации личности. Психические свойства, выражающиеся в способностях, направленности личности, ее темпераменте и характере, играют определяющую роль для человека в выборе профессии, рода занятий, увлечений, хобби. Все эти знания помогут реализовать себя в жизни и найти свое призвание. [5, c. 98]

 

      2. Целостность, подвижность и относительная устойчивость психических состояний человека.

 

     Термин «состояние» относится к числу метапонятий, а не собственно психологических категорий, наряду с терминами «функция», «система», «процесс», «свойство» и т.д. В физике и других естественных науках «состояние» — есть мгновенная характеристика объекта, наиболее общее и неопределимое понятие. Множество изменений состояния объекта во времени обозначается как «процесс», а внешнее проявление состояния системы по отношению к другим системам как «функция». «Свойством» называется внешнее проявление состояния системы, неизменное во времени. В психологии «состоянием» называют некую внутреннюю характеристику психики человека, относительно неизменную во времени составляющую психического процесса (как это ни парадоксально звучит). Состояние проходит вместе с породившим его процессом (например, эмоциональным), а психическое свойство — внешняя, константная характеристика системы, рассматривается без учета времени. Возможны, разумеется, и другие трактовки отношений между этими понятиями. В любом случае «психическое состояние» не формально-теоретическая, а содержательная измеримая характеристика психики человека.

В состояниях интегрирована актуальная выраженность черт личности, сила их проявления. Хотя состояния оказывают значимое влияние на формирование черт, обратное влияние (со стороны черт) и для текущих, и для устойчивых состояний сильнее.

      Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с  психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным  своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики. Сложный, целостный характер психических состояний можно проиллюстрировать на примере состояния убеждения человека в чем-либо. Здесь налицо и познавательные, и эмоциональные, и волевые компоненты: знание и объективный взгляд на имеющиеся  доказательства чего-либо, уверенность в правильности этого знания и,  наконец, волевой стимул, побуждающий к практической деятельности и общению.

Подвижность психических состояний заключается в их  изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная  динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной  устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на  психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических.  Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою  очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности — сосредоточенностью.

Под влиянием психических состояний, возникающих  в ходе жизненных отношений, конфликтных  ситуаций, трудовой  деятельности возможна также перестройка или даже ломка  относительно  устойчивых качеств  личности.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Полярность означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность -неуверенность, активность - пассивность,  фрустрация - толерантность и т.д.). [ 4. c. 35]

 

 

3. Соотнесите  предложенные психологические понятия  и их характеристики: а) способности; б) воображение; в) стресс; г) метод; 1) психический процесс; 2) психическое состояние; 3) психическое качество.

 

Ответ. 1) б,в; 2) а; 3) г.

     1. Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

      Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

       Воздействие экстремальных условий деятельности может привести к «возникновению у человека специфического состояния нервнопсихологической напряженности, называемого стрессом. Этим термином определяют как собственно стрессовые  явления, выражающиеся в дезорганизации проведения вплоть до  появления нервно-эмоционального срыва, так и некоторые промежуточные состояния, которые точнее было бы считать проявлением  психической напряженности.

Не вдаваясь в теоретические и терминологические  вопросы, при дальнейшем изложении  под стрессом будет пониматься только отрицательное психологическое  состояние, ухудшающее  протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надежность в работе. В состоянии стресса возникают затруднения в осуществлении функций, связанных с направленностью мышления на решение определенных задач. Это происходит ввиду того, что стресс выступает как фактор, разрушающий предварительное «эмоциональное  планирование», а в конечном итоге и всю схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе возникает общая реакция  возбуждения, и поведение человека становится (в большей, или меньшей  степени) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Еще  большее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности. После стресса, как и после иных сильных эмоциональных переживаний, согласно психоаналитической  концепции, у человека наступает катарсис (очищение) как душевное облегчение. [6]

2. Способности - это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения. Однако развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета. Задатки - это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Нет способностей, как вне деятельности, так и вне задатков. Задаток получает свою определенность, только будучи, включенным в структуру деятельности, в динамику способности. Возможно, из какого-то природного задатка у человека разовьются, например, математические способности, а возможно — другие. Проблема в том, что вопреки расхожим и упрощенным бытовым представлениям, в человеческом мозге не существует однозначной и четкой локализации высших психических функций. Из одного и того же физиологического “материала” могут развиться разные психологические способности. Это определенно направленностью личности и результативностью деятельности. У человека имеется множество самых разных способностей: элементарные и сложные, общие и специальные, теоретические и практические, коммуникативные и предметно-деятельностные. Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние.

Информация о работе Психические сосотояния человека