Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:42, контрольная работа
Возникновение и протекание психических состояний человека зависят от его индивидуальных психических и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических состояний, жизненного опыта (в том числе профессионального), возраста, физического состояния, конкретной ситуации и т.д. Однако можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной с экстремальными условиями. Сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности, осознания значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т.д.
1.Охарактеризуйте типичные положительные психические состояния человека……………………………………………………………………………2
2. Рассмотрите отрицательные психические состояния……………………..…5
3. Укажите, какое психологическое понятие характеризуется как « эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд»………………………….10
4. Список использованной литературы………………………………………...13
Содержание
1.Охарактеризуйте типичные
положительные психические состояния
человека…………………………………………………………
2. Рассмотрите отрицательные
психические состояния…………………….
3. Укажите, какое психологическое понятие характеризуется как « эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд»………………………….10
4. Список использованной литературы………………………………………...13
Вопрос 1
Возникновение и протекание психических состояний человека зависят от его индивидуальных психических и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических состояний, жизненного опыта (в том числе профессионального), возраста, физического состояния, конкретной ситуации и т.д.
Однако можно выделить типичные
положительные и отрицательные
психические состояния, свойственные
большинству людей как в
Сюда следует отнести
Профессиональная заинтересованность. Огромное значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности.
Глубокий, обоснованный, общественно
и личностно мотивированный, сильный
интерес к профессиональному
труду является важнейшим фактором
профессиональной пригодности. Именно
профессиональный интерес в сочетании
с волей человека к труду создает
эмоционально-волевую
Для состояния профессиональной заинтересованности
характерны: осознание значимости профессиональной
деятельности; стремление больше узнать
о ней и активно действовать
в ее области; концентрация внимания
на круге объектов, связанных с
данной областью, и при этом указанные
объекты начинают занимать господствующее
положение в сознании специалиста.
Наконец, состояние профессиональной
заинтересованности в подавляющем
большинстве случаев
Но следует отметить, что во избежание
узкого профессионализма, для предотвращения
профессиональной деформации личности
состояние профессиональной заинтересованности
должно сочетаться и протекать на
фоне любознательности как направленности
человека на получение знаний в различных
областях культуры и жизни вообще,
так и общей интеллектуальной
отзывчивости. В свою очередь, любознательность
здесь будет выступать и в
качестве черты личности, и в качестве
активного личностного
Творческое вдохновение. Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Состояние творческого вдохновения представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно выражается в творческом подъеме; обострении восприятия; повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастании мощи воображения; возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений; проявлении обилия мыслей и легкости нахождения существенного; полной сосредоточенности и росте физической энергии, которые приводят к очень большой работоспособности, к психическому состоянию радости творчества и нечувствительности к усталости. Это состояние подготавливается систематическим трудом профессионала, его обширными знаниями и длительными раздумьями над конкретным делом. Вдохновение профессионала - это всегда единство его таланта, знаний и кропотливого каждодневного труда.
Важное значение для эффективности
профессиональной деятельности имеет
психическое состояние
Решительность. Во многих профессиях важную роль играет решительность как психическое состояние готовности быстро принять решение и привести его в исполнение. Однако решительность - это ни в коем случае не спешка, торопливость, необдуманность, излишняя самоуверенность. Необходимыми условиями решительности являются широта мышления, проницательность, мужество, большой жизненный и профессиональный опыт, знания, планомерность работы. Поспешная же "решительность", как и нерешительность, то есть психическое состояние, характеризуемое недостатком психологической готовности принять решение и ведущее к необоснованной отсрочке или невыполнению действий, чреваты неблагоприятными последствиями и не раз приводили к жизненным, в том числе и профессиональным, ошибкам.
Вопрос 2
Отрицательные психические состояния и их предупреждение
Психическая напряженность. Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят и к возникновению состояния психической напряженности.
Можно и нужно говорить о состоянии
сугубо операционной (
Необходимо также отметить, что решение сложных мыслительных задач вообще невозможно без определенного эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т.к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез.
Стресс. Но воздействие экстремальных условий деятельности может привести к возникновению у человека специфического состояния нервнопсихологической напряженности, называемого стрессом (от англ, "напряжение").
Понятие стресса в современной
психологии является многозначным. Им
обозначается как ситуация этого
состояния, так и оно само. Этим
термином определяют как собственно
стрессовые явления, выражающиеся в
дезорганизации проведения вплоть до
появления нервно-
В состоянии стресса возникают затруднения в осуществлении функций, связанных с направленностью мышления на решение определенных задач. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится (в большей или меньшей степени) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Еще большее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности. (1,с.37)
Степень стрессовости реакций человека
зависит не только от силы и длительности
внешнего эмоциогенного воздействия
(стрессора), но и от силы нервной
системы, от многих качеств его личности,
от прошлого опыта, тренированности
и т.д. После стресса, как и после
иных сильных эмоциональных
Беспокойство – тревога. Состояние стресса у человека нередко может сопровождаться таким сложным психическим состоянием как "беспокойство", "тревога", "тревожность". Тревожность - это психологическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях. Условиями, вызывающими беспокойство - тревогу ("нарушителями спокойствия") будут является, к примеру, неожиданные изменения в обстановке деятельности; неудачи и ошибки; возможность различных неприятностей, обусловленных спецификой деятельности или общения; ожидание (иногда длительное) определенного результата и т.д..( 2, с.124)
"Мягкие" формы тревожности
служат человеку в качестве
сигнала к устранению
Фрустрация. Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при определенных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фрустрации. Буквально этот термин означает переживание расстройства (планов), уничтожения (замыслов), крушения (надежд), напрасные ожидания, переживание провала, неудачи. Однако фрустрация должна рассматриваться в контексте выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.
Применительно к человеку фрустрацию
в самом общем виде можно определить
как сложное эмоционально-
Фрустрация проявляется тогда,
когда лично значимый мотив остается
неудовлетворенным или его
Агрессию при фрустрации понимают в широком значении, относя сюда не только прямое нападение, но и угрозу, враждебность, задиристость, озлобленность и т.д. Она может быть направлена не только на лиц, виновных в создании "барьера", но и на всех окружающих или даже на неодушевленные предметы, на которых в данных случаях "срывается зло". Наконец, возможен перенос агрессии на самого себя ("автоагрессия"), когда человек начинает "бичевать себя", нередко при этом приписывая себе несуществующие недостатки или сильно их преувеличивая.
Фрустрация выступает в форме депрессии, когда человек ввиду блокирования его целенаправленного поведения как бы уходит в "себя" и становится безразличным к внешним раздражителям. В форме фиксации фрустрация понимается в двух планах: как продолжение прежней деятельности по инерции, когда она, будучи блокированной, становится бесполезной или даже опасной (стереотипность деятельности и движений); и как своего рода прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание (стереотипность восприятия и мышления). Если у человека часто повторяются фрустрации, то его личность может приобрести деформационные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при "автоагрессии"), вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); персеверативность, ригидность (при фиксации) и т.д. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности. (5, с.175)
Персеверация и ригидность. Заканчивая разговор об отрицательных психических состояниях, которые могут возникать у человека в процессе его деятельности и общения, необходимо хотя бы кратко остановиться на состояниях персеверации и ригидности. Некоторые авторы, особенно зарубежные (Г. Айзенк, Р. Кэттелл и др.), часто объединяют эти состояния, и в них действительно много общего. Однако персеверация - пассивное состояние, возникающее по инерции, навязчивое, стереотипное, вязкое; ригидность - более активное состояние, характеризующееся сопротивлением изменениям, близкое к упрямству. Ригидность более личностное состояние, чем персеверация, показывает отношение или установку человека к изменениям.