Психические состояния человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Возникновение и протекание психических состояний человека зависят от его индивидуальных психических и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических состояний, жизненного опыта (в том числе профессионального), возраста, физического состояния, конкретной ситуации и т.д. Однако можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной с экстремальными условиями. Сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности, осознания значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т.д.

Содержание работы

1.Охарактеризуйте типичные положительные психические состояния человека……………………………………………………………………………2
2. Рассмотрите отрицательные психические состояния……………………..…5
3. Укажите, какое психологическое понятие характеризуется как « эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд»………………………….10
4. Список использованной литературы………………………………………...13

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 30.61 Кб (Скачать файл)

Говоря о вреде персеверации и ригидности для человека, в первую очередь, для его мышления, необходимо учитывать, что как крайне ригидные, так и крайне неригидные (пластичные) люди имеют свои трудности в интеллектуальной деятельности: первые из-за инертности, "застойности", вторые - вследствие такой "подвижности", которая мешает сохранить необходимые для работы мысли опорные пункты.

Важнейшими  факторами, предотвращающими возникновение  отрицательных психических состояний  у человека, являются формирование и развитие у него чувства долга  и ответственности, самоконтроля, мужества, настойчивости, самокритичности, интеллектуальной активности и других положительных  нравственных, характерологических, интеллектуальных и психофизиологических качеств, а  также овладение методами психической  саморегуляции (аутогенная тренировка и др.).(5, с.176)

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 3

Укажите, какое психологическое понятие характеризуется как «эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд».

А) аффект

Б) фрустрация

В) стеническая эмоция

Ответ: Б) фрустрация

Аффект — это психическое состояние, ограничивающее возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими.

Сильные и кратковременные эмоциональные  переживания, наступившие в результате воздействия определенных раздражителей, в психологии именуются аффектами. Причем необходимо учитывать, что эмоции и состояние аффекта — это не одно и то же. Если эмоции воспринимаются индивидом как неотъемлемая часть своего «Я», то «аффекты — это состояния, возникающие помимо воли человека».

Аффект характеризуется высокой  степенью эмоциональных переживаний, которая приводит к мобилизации  физических и психологических ресурсов человека. В практике достаточно часто  встречаются случаи, когда физически  слабые люди в состоянии сильного душевного волнения совершают действия, которые не смогли бы совершить в  спокойной обстановке. Например, наносят  большое количество смертельных  повреждений или одним ударом высаживают дубовую дверь. Еще одним  из проявлений аффекта является частичная  утрата памяти, которая характеризует  не каждую аффективную реакцию. В  некоторых случаях субъект не помнит событий, предшествующих аффекту, и событий, произошедших во время  последнего.

Аффект сопровождается возбуждением всей психической деятельности. В  результате этого у лица происходит снижение контроля над своим поведением. Данное обстоятельство приводит к тому, что совершение преступления в состоянии  аффекта влечет за собой специфические  правовые последствия.

Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.

Человек, сталкиваясь с  ситуацией разочарования там, где  он явно мог на что-то рассчитывать и тем более уже что-то вложил для достижения этой цели, испытывает целую гамму отрицательных эмоций от гнева и раздражения до бессилия и отчаяния.  Многих состояние фрустрации приводит в состояние гневливой (ажитированной) депрессии: когда, как в известном фильме, «хочется рвать и метать». Фрустрация может быть резкая – когда человек дает мощную эмоциональную вспышку, эмоции выплескиваются и он успокаивается – и затяжная, когда с чувством разочарования невозможно справиться месяцами и годами. Специфика реакции на фрустрацию тоже может быть различная: от кратковременной ажитации до полного отказа от какой-нибудь деятельности. И чем ригиднее (тугоподвижнее, психологически инертнее) человек, тем бОльшие неприятные эмоции он испытывает, когда почему-либо рушатся его планы или обманываются его ожидания.

Стенические эмоции (от гр. "Стенос" - сила) повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость. Это радость, "спортивная злость", ненависть и т.д..  
Стенические чувства мобилизуют человека к выполнению поступков, словно придают ей сил. Так, человек в порыве гнева может выполнить такую ​​тяжелую физическую работу, на которую не смогла бы в нормальном состоянии. Радость от достигнутого успеха стимулировать к выполнению еще более сложных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Радугин А.А. Психология и педагогика. – М.: Центр, 1996
  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 1998
  5. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зиниченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999
  6. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2005

Информация о работе Психические состояния человека