Психические состояния в профессиональной деятельности инженера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:28, реферат

Описание работы

Профессия инженера включает большое количество инженерных специальностей, различающихся в зависимости от технического объекта (предмета) деятельности: инженер-энергетик, инженер-строитель, радиоинженер и так далее. Кроме того, структура инженерной профессии может быть рассмотрена с точки зрения видов инженерной деятельности, отличающихся задачами, предметом, средствами и результатом труда. Также для успешной деятельности зачастую важны психологические свойства и качества работника способствующие достижению наилучших результатов. Доказано, что возможно формирование индивидуального стиля деятельности, обусловленного типологическими особенностями системы способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности.

Содержание работы

Введение.................................................................................................
1.Психология профессиональной деятельности....................................
1.1 Производственные психические состояния……………………
1.2. Психологические причины создания опасных ситуаций и
производственных травм...............................................................
2. Положительные и отрицательные психические состояния
инженера……………….. ……………………………………………….
2.1.Техническое творчество в труде инженера..................................
2.2.Инженерная этика……………………………………………..
Вывод.......................................................................................................
Литература..................................................................................................

Файлы: 1 файл

Федеральное агенство по образованию РФ.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

 

 

             Федеральное агенство по образованию РФ

 

     

      Кафедра Экономики маркетинга и психологии управления

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Реферат

 

 

  Психические  состояния в профессиональной   

    деятельности инженера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Выполнил студент   заочного обучения. 

    Группы 09-1

   

 

    Проверил: Старший преподаватель

    Е.Г. Воронцова




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 2010

 

                                                      План:

 

    Введение.................................................................................................

 

1.Психология профессиональной  деятельности....................................

 

1.1 Производственные психические состояния……………………

 

  1.2. Психологические причины создания опасных ситуаций и  

       производственных  травм...............................................................

 

2. Положительные и отрицательные психические состояния  

     инженера……………….. ……………………………………………….

 

2.1.Техническое творчество в труде инженера..................................

 

2.2.Инженерная этика……………………………………………..

 

   Вывод.......................................................................................................

 

  Литература..................................................................................................

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Введение.

 

      Я решила изучить вопрос психические состояния в профессиональной деятельности инженера так как считаю что это необходимо знать будущему специалисту. Изучение данного вопроса актуально в современном обществе ,потому что структура инженерной профессии сложна и многообразна. Она детерминируется не только внутренними особенностями деятельности, но и общественным разделением труда, а также состоянием технического состояния общества. Профессия инженера включает большое количество инженерных специальностей, различающихся в зависимости от технического объекта (предмета) деятельности: инженер-энергетик, инженер-строитель, радиоинженер и так далее. Кроме того, структура инженерной профессии может быть рассмотрена с точки зрения видов инженерной деятельности, отличающихся задачами, предметом, средствами и результатом труда. Также для успешной деятельности зачастую важны психологические свойства и качества работника способствующие достижению наилучших результатов. Доказано, что возможно формирование индивидуального стиля деятельности, обусловленного типологическими особенностями системы способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности.

      Рассматривая  вопрос о профессионально значимых  свойствах мы должны оценить  стабильность, неизменность и, с  другой – возможность развития, коррекции и компенсации в процессе обучения и профессиональной деятельности. Важно, с какими профессиональными задачами связано значение того или иного свойства, каков диапазон его индивидуальных различий и, наконец, как включается данное в структуру личности работающего человека.

 

 

 

 

 

 

    1. Психология профессиональной деятельности

 

      Большинство  людей включены в определённую профессиональную деятельность, которую они выбирают по разным причинам: одни по призванию другие по стечениям обстоятельств или советам близких людей.

Но в любом случае каждому человеку надо знать о  психологических особенностях своей  профессиональной деятельности.

      Если  вы выбрали профессию инженера, то давайте попробуем разобраться  в психологии инженерной деятельности. Иногда ошибочно думают, что этим занимается инженерная психология, но её предмет совсем другой – она изучает психологические аспекты информационного взаимодействия человека и техники. Больше всего знаний о психологии инженера, особенностях его профессиональных и личностных качеств может нам дать психология труда.

      Психология труда – область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека, его индивидуальности в процессе труда, профессиональной деятельности.

      В психологии труда рассматриваются вопросы профессиональной пригодности, психологической готовности к профессиональной деятельности, её психологическая характеристика.

      В этом  разделе я постараюсь дать  психологический анализ инженерной  деятельности через составление профессиограмм, психологического портрета разных видов инженерной деятельности.

       Профессиограмма – описание социально – экономических, производственно – технических, санитарно – гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма – характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.

        Профессия инженера возникла  как занятие, связанное с приложением  знаний в практике строительства  и индустрии. Сегодня эта профессиональная деятельность охватывает практически все сферы материального и духовного производства, управления, культуры. По определению С.А. Тихомирова, инженер – это субъект, занятый преимущественно знаковой деятельностью, направленной на исследование, нормальную эксплуатацию, усовершенствование и разработку технических объектов или организацию производства, основанную на использовании научно – технических знаний и средств умственного труда, соответствующих его эпохе.

      Важнейшим  признаком инженерной деятельности является решение технических задач, связанных с многовариантной неопределённостью и, следовательно, с необходимостью выбрать наиболее целесообразный способ их решения. Познавательный этап инженерной деятельности предполагает переход от эмпирико – технических знаний к технико – научным, а созидательный – есть воплощение опыта знаний в конкретных образах новой техники.

       Предмет инженерной деятельности – техника в широком понимании этого слова. Существенными признаками являются6 опосредованность её воздействия на материальный субстрат техники; научная обоснованность, т.е использование научных знаний; учёт при решении технических задач фактора времени и затрат, т.е практическое отношение к технике.

       Средствами инженерного труда  служат:

 

      научные  знания в виде готовых формул, зависимости различных величин,     методик расчёта, содержащиеся  в справочниках и инструкциях;

      социально  – технические нормы – стандарты,  технические условия, отраслевые  нормы, правила ТБ и т.д.

     информационно – вычислительная техника для сбора, обработки и представления технической информации.

      Результаты  инженерной деятельности представляются:

 

      В знаковом  виде – чертежи, схемы, программы,  графики, технологические карты,  расчёты, описания;

      В письменном  или устном распоряжении, указании, объяснении.

 

      Очевидно, что каждый из видов инженерной  деятельности предъявляет специфические  требования к выполняющему её  специалисту.

       В  основе всякой деятельности лежит  поисковый познавательный компонент, который предполагает выделение проблемы, сложных противоречивых ситуаций, предмета исследования. С поиска начинается и инженерная деятельность. Затем процесс как бы разветвляется на два параллельных, но тесно взаимосвязанных этапа. От поисковой деятельности идёт переход к прогностической и исследовательской, основной задачей которой является выдвижение гипотез, поиск новых технологий и формирование концептуальных моделей. Вместе с тем результаты и поисковой, и прогностической деятельности должны быть закреплены в соответствующих схемах, чертежах, знаках, описаниях, чему служит знаковая, удостоверительная деятельность.

         Наиболее детальный социально  – психологический анализ профессии  инженера дан Э.С.Чугуновой. Она  выделяет общие и специальные способности, необходимые в деятельности инженера: способности к умозаключению, анализу и синтезу материала, знание своей деятельности, широту словарного запаса, общий уровень культуры, развитость пространственных представлений и памяти. Для проявления творческой активности в инженерной деятельности имеют значение общие показатели интеллектуальных достижений, социально – психологические установки и личностные характеристики (эмоционально – волевые и коммуникативные).Результаты  экспериментальных исследований позволили сделать вывод о том, что интеллектуальный фактор (развитие вербального и невербального интеллекта, скоростных характеристик мышления и т.д) имеет системообразующее значение для творческой активности в инженерной деятельности.

       Наряду с интеллектуальными способностями рядом авторов отмечается несомненное влияние направленности инженера, его мотивации, отношения к профессиональной деятельности, к себе и некоторых характерологических особенностей на эффективность и результативность работы. Существенное значение имеют связи между различными подструктурами личности инженера: интеллектуальными, эмоциональными, коммуникативными свойствами, особенностями мотивации.

       Каждый  вид инженерной деятельности  предъявляет определённые требования к психологическим качествам личности. Без учёта этих качеств невозможна ни эффективная подготовка инженеров, ни рациональное их использование.

 

 

 

         1.1 Производственные психические состояния

 

      Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группам :a) Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или не удовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т.п.) отражающий общий настрой коллектива. b) Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают под влиянием различного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих. c) Состояния возникающие периодически в ходе трудовой деятельности, таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомление; состояния вызванные содержанием и характером работы, (операции): скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п. По признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния, эмоциональные, волевые (например, состояние волевого

усилия), состояния в которых доминируют процессы восприятия и ощущения состояния живого созерцания; состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность), состояния, для которых характерно мыслительная активность и т.д.                                                                                                            

      Наиболее важным является рассмотрение состояний по уровню напряжения т.к этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятельности. Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние, психической активности - необходимые условия выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме.     

        Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго установленном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушении, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью. Повышенное напряжение - сопровождается деятельностью, протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия - условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящих за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим - это режим работы в условиях, выходящих за условия оптимума. Отклонение от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, или, иначе говоря; 1) физиологический дискомфорт т.е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям; 2) дефицит времени на обслуживание; 3) биологический страх; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная ошибочных действий; 6) неуспех вследствие объективных обстоятельств; 7) дефицит информации для принятия решений; 8) недогрузка информации (сенсорная депривация); 9) перегрузка информации; 10) конфликтные условия.

      Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно включены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях. Интеллектуальное напряжение - напряжение, вызванное частым обращениям к интеллектуальным процессам при

формировании плана  обслуживания, обусловленное высокой  плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания. Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных систем и возникающие в случае больших затруднений и восприятий необходимо информации. Физическое напряжение -напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека. Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов. Характеристики напряжений, наиболее присущие профессиональной деятельности человека-оператора, следующие: состояние утомления. Утомление является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность и безопасность деятельности. Утомление представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Его содержание определяется не только физиологическим, но также психологическим, результативно производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно расцениваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны субъективной - как психическое со стояние, 2) со стороны физиологических механизмов, 3) со стороны понижения эффективности труда. Рассмотрим компоненты утомления (субъективные психические состояния):a) Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого напряжения и в неуверенности. Человек чувствует, что он не в силах должным образом продолжать свою работу. b) Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается, становиться вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым. c) Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности коорденирования движений, их дезавтоматизации. d)  Дефекты памяти и мышления . В состоянии утомления оператор может забыть инструкцию и одновременно помнить все, что не имеет отношения к работе. e) Ослабление воли. При утомлении ослабляется решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость. f) Сонливость. Сонливость возникает как выражение охранительного торможения.    

Информация о работе Психические состояния в профессиональной деятельности инженера