Психические состояния в труде, характеристика стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:28, контрольная работа

Описание работы

Сменяясь, психические состояния сопровождают жизнь человека в его отношениях с обществом, людьми и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения:
мотивационно-побудительное,
эмоционально-оценочное
активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Содержание работы

Определение и классификация психических состояний в трудовой деятельности.
Стресс как адаптационный синдром. Три стадии развития стресса.
Меры предупреждения, тактика и стратегия снятия стресса.
Первая помощь при остром стрессе.

Файлы: 1 файл

Физиология и психология труда..doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  Российской Федерации

Уральский государственный экономический  университет

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Физиология и психология труда»

ВАРИАНТ 9.

 

 

 

 

 

                                                               

 

                                                                          Выполнил: студент гр. ЭТРп-10Кч

                                                 Ичёткин Сергей Васильевич

    Проверил: Сартаков Александр                                                 

          Анатольевич     

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013г.

 

Тема. Психические состояния в труде, характеристика стресса

  1. Определение и классификация психических состояний в трудовой деятельности.
  2. Стресс как адаптационный синдром. Три стадии развития стресса.
  3. Меры предупреждения, тактика и стратегия снятия стресса.
  4. Первая помощь при остром стрессе.

 

 

 

 

 

  1.  Определение психических состояний

 

Психические состояния  представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определённый период времени. Сменяясь, психические состояния сопровождают жизнь человека в его отношениях с обществом, людьми и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения:

  1. мотивационно-побудительное,
  2. эмоционально-оценочное
  3. активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

 

 Наряду с психическими  состояниями отдельного  человека  существуют и психические состояния  определённых общностей людей  (микро-и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе  специально рассматриваются два вида таких состояний – общественное мнение и общественное настроение.

 Психические состояния  обладают относительной   устойчивостью,  их динамика менее выражена, чем  у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на   психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы  внимания, восприятия,  памяти,  мышления,  воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно  повторяясь, может стать качеством личности -сосредоточенностью.

 Под влиянием психических  состояний, возникающих в ходе  жизненных отношений, конфликтных  ситуаций, трудовой деятельности  возможна также перестройка или даже ломка относительно устойчивых качеств личности.

Психические состояния  отличаются крайним многообразием  и полярностью. Последнее понятие  означает, что каждому психическому состояния человека соответствует  противоположное  состояние (уверенность  – неуверенность, активность - пассивность, и т.д.).

 

 

  Классификация психических состояний

 

     Классификация психических состояний имеет большое значение для их изучения и диагностики. Психические состояния человека можно классифицировать по следующим основаниям:

1) в зависимости от роли личности  и ситуации в возникновении  психических состояний – личностные  и ситуативные; 

2) в зависимости от  доминирующих  (ведущих) компонентов  (если таковые явно выступают) -  интеллектуальные, волевые, эмоциональные  и т.д.;

3) в зависимости от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;

4) в зависимости от  времени протекания – кратковременные,  затяжные, длительные и т.д.;

5) в зависимости от  влияния на личность – положительные  и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность и астенические;

6)  в зависимости  от степени осознанности –  состояния более или менее  осознанные;

7) в зависимости от  причин, их вызывающих;

8) в зависимости от  степени адекватности вызвавшей  их объективной обстановки.

 

   Типичные положительные психические состояния человека

 

Возникновение и протекание психических состояний человека зависят от его индивидуальных психических  и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических состояний, жизненного опыта (в том числе профессионального), возраста, физического состояния, конкретной ситуации и т.д.

Однако, можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной с экстремальными  (крайними, необычными) условиям ( военнослужащие, сотрудники МЧС, медики и дт.). Сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности, осознания значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т. д.

 

   Профессиональная заинтересованность

 

Очень большое значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности. Глубокий, обоснованный, общественно и личностно мотивированный, сильный интерес к профессиональному труду является важнейшим фактором профессиональной пригодности. Именно профессиональный интерес в сочетании с волей человека к труду создаёт эмоционально-волевую готовность к профессиональной работе. Для успешного осуществления трудовой деятельности важна профессиональная заинтересованность как личностное психическое состояние, выражающее направленность личности, так как потеря устойчивого интереса к работе означает дисквалификацию специалиста. Специалист который, имеет сильный профессиональный интерес,   сам ищет ситуации, которые позволили бы ему пережить состояние профессиональной заинтересованности, то есть работает активно, с полной отдачей сил, знаний и   способностей.

 Для состояния профессиональной  заинтересованности  характерны:

  • осознание значимости профессиональной деятельности;
  • стремление больше узнать о ней и активно действовать в её области;
  • концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью,

(также состояние профессиональной заинтересованности в большинстве случаев сопровождается приятными эмоциональными  переживаниями).

 

Следует также отметить, что во избежание узкого профессионализма, для предотвращения профессиональной деформации личности   состояние профессиональной заинтересованности  должно сочетаться и протекать на фоне любознательности  как направленности человека на получение знаний в различных областях культуры и жизни вообще, так и общей интеллектуальной отзывчивости. Любознательность здесь будет  выступать и в  качестве  черты личности, и в качестве активного личностного  психического   состояния, выражающего потребность в ориентировке и связанного с избирательным отношением к действительности.

 

  Творческое вдохновение

 

Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение  у работника психических состояний, близких по  своему содержанию и  структуре к состоянию творческого  вдохновения, свойственного учёным, писателям, художникам, актёрам, музыкантам. Состояние творческого вдохновения  представляет  собой сложный комплекс  интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Творческое вдохновение выражается:

  • в творческом подъёме;
  • обострении восприятия;
  • повышении  способности  воспроизведения  ранее запечатлённого;
  • возрастании мощи воображения;
  • возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений;
  • проявлении обилия  мыслей и лёгкости нахождения существенного;
  • полной сосредоточенности и росте физической энергии, которые приводят к очень большой работоспособности, к психическому состоянию радости творчества и нечувствительности к усталости. Это состояние подготавливается систематическим трудом профессионала, его обширными знаниями и длительными раздумьями над конкретным делом. Вдохновение профессионала – это всегда единство его таланта, знаний и кропотливого  каждодневного труда.

  Важное значение  для эффективности профессиональной  деятельности имеет  психическое  состояние готовности к ней  в целом и к ее отдельным элементам – в частности.

 

Решительность

 

Во многих профессиях важную роль играет решительность как     психическое состояние готовности быстро принять решение и привести его в исполнение. Однако решительностью –ни в коем случае не является  спешка, торопливость, необдуманность, а также излишняя самоуверенность. Необходимыми условиями решительности     является широта мышления,   проницательность, мужество, большой жизненный и профессиональный опыт, знания, планомерность работы. Поспешная «решительность», как и нерешительность, является психическим состоянием, которое характеризуется недостатком психологической готовности принять решение и ведущее к необоснованной отсрочке или вообще невыполнению действий, они также  чреваты неблагоприятными последствиями, как в жизни, так и в профессиональном плане которые могут привести как к жизненным, так и профессиональным, ошибкам.

Отрицательные психические состояния и их предупреждение

 

  Психическая напряжённость

 

Наряду с положительными состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (работа, общения) могут возникать и отрицательные психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себя но и ввиду новизны, неясности,  запутанности той или иной жизненной   ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят и к возникновению состояния психической напряжённости.

 Нужно сказать и о состоянии психической напряжённости, которая возникает, как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности,  сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т.д.) и эмоциональной напряжённости,  вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т. д.  Необходимо также отметить, что решение сложных мыслительных задач вообще невозможно без определённого эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности т. к.  сознательной  оценке всегда предшествует эмоциональная,  выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. «Эмоциональное решение» значительно опережает интеллектуальное решение,     выступая как эмоциональное  предвосхищение нахождения основного принципа решения задач. Выступая против ошибочных вербальных (словесных) оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию «коррекции» поисковой деятельности, приводящей к объективно верным результатам.

Предварительное эмоциональное  переживание ситуации  позволяет  человеку:

 а) почувствовать,  что выполняемая им деятельность  является «его деятельностью»;

б) как бы дистанционно оценивать условия протекания планируемой  деятельности, т.е. осуществлять   так называемое предварительное «эмоциональное  планирование». Здесь даже отрицательные эмоции могут выполнять положительную роль в  связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» (эмоциональная активизация,  являющаяся продуктом интеллектуального процесса) и «ситуативных» (эмоциональная активация, порождаемая общей ситуацией, в которой протекает интеллектуальный процесс) эмоции.

 

 

 Беспокойство – тревога

 

Состояние стресса у  человек нередко может  сопровождаться таким сложным психическим состоянием как «беспокойство», «тревога», «тревожность». Тревожность – это психологическое состояние,  которое вызывается возможными или      вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся  в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях. По  преобладающему     компоненту тревожность может быть причислена  к эмоциональным состояниям. Но это состояние играет большую роль и в процессе мотивации человеческого поведения, в определённых случаях прямо выступая в   качестве мотива. Условиями, вызывающими беспокойство – тревогу («нарушителями спокойствия») будут являться, к примеру, неожиданные изменения в обстановке деятельности; неудачи и ошибки; возможность различных неприятностей, обусловленных  спецификой деятельности  ли общения; ожидание (иногда длительное) определённого результата и т. д.

 

      Как  показывают данные многих исследований, «тревожные» испытуемые превосходят «нетревожных» в решении простых задач, но отстают в решении сложных.

 

      Следует  ли их сказанного, что  состояние  тревожности всегда препятствует  успешной деятельности? Представляется, что  такой вывод был бы  поспешным. Всё здесь будет зависеть, с одной стороны, от конкретного содержания, глубины и длительности состояния тревожности, а с другой – от адекватности этого состояния вызвавшем его раздражителями, от наличия или отсутствия  самоконтроля, от форм реакции и степени «вязкости» данного состояния. Так, тревожность будет положительным психическим состоянием, если она вызывается у человека из-за того, что он близко к сердцу принимает судьбы других людей, дело, которому служит. Без подобного состояния вообще невозможно успешное осуществление многих видов профессиональной деятельности и общения, и указанная тревожность должна быть не только длительным   психическим состоянием человека, но и чертой его личности,  свойством его характера.

 

      «Мягкие»  формы тревожности служат  человеку в  качестве сигнала к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах.

 

      Если  же тревожность возникает по  ничтожным причинам, неадекватна  объектам и ситуации,  её вызвавшим,  принимает формы,  свидетельствующие о потере  самоконтроля,  является длительной, «вязкой», плохо изживается, то такое состояние, безусловно, отрицательно  влияет на осуществление деятельности и общения.

 

Фрустрация

 

Трудности и возможные  неудачи в жизнедеятельности  при определённых условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фрустрации. Буквально этот термин означает   переживание расстройства (планов), уничтожения (замыслов), крушения (надежд), напрасные  ожидания, переживание провала, неудачи. Однако фрустрация должна рассматриваться в контексте выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.

 

      Применительно к  человеку фрустрацию в самом  общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в деорганизации сознания, деятельности и общения и возникающее в результате продолжительного блокирования  целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно так представляемыми трудностями.

 

      Фрустрация проявляется  тогда, когда лично значимый  мотив остаётся неудовлетворённым  или его  удовлетворение тормозится, а возникшее при   этом чувство  неудовлетворённости достигает  степени выражённости, превышающей  «порог терпимости» конкретного человека, и  проявляет  тенденцию к стабилизации.

Информация о работе Психические состояния в труде, характеристика стресса