Психические состояния в труде, характеристика стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:28, контрольная работа

Описание работы

Сменяясь, психические состояния сопровождают жизнь человека в его отношениях с обществом, людьми и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения:
мотивационно-побудительное,
эмоционально-оценочное
активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Содержание работы

Определение и классификация психических состояний в трудовой деятельности.
Стресс как адаптационный синдром. Три стадии развития стресса.
Меры предупреждения, тактика и стратегия снятия стресса.
Первая помощь при остром стрессе.

Файлы: 1 файл

Физиология и психология труда..doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 

      Можно выделить  состояния, типичные реакции,  проявляющиеся у людей при  воздействии  фрустраторов, т.е.  препятствий, раздражителей,   ситуаций,   вызывающих фрустрацию. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.

 

      Агрессию при фрустрации  понимают в широком значении, относя сюда не только прямое  нападение, но и угрозу,  враждебность, задиристость, озлобленность и т. д. Она может быть направлена не только на лиц, виновных в создании «барьера», но и на всех окружающих или даже на неодушевлённые предметы, на которых в данных случаях «срывается  зло». Наконец, возможен перенос агрессии на  самого себя («автоагрессия»), когда человек начинает «бичевать себя», нередко при этом приписывая себе несуществующие недостатки или сильно их преувеличивая.

 

      Необходимо отметить, что,   с одной стороны, не  всякая агрессия как психическое  состояние провоцируется фрустраторами, а с другой – фрустрация часто не сопровождается агрессией, а выливается в другие состояния и реакции. Так, фрустрация  выступает в форме депрессии, когда человек ввиду блокирования его целенаправленного поведения как бы уходит в «себя» и становится безразличным к внешним раздражителям. В форме фиксации фрустрация  понимается в двух планах: как продолжение прежней деятельности по инерции, когда она, будучи блокированной, становится бесполезной или даже опасной (стереотипность деятельности и движений); и кА своего рода прикованность к фрустратору, который поглощает всё внимание (стереотипность восприятия и мышления). Действие фрустраторов может приводить и к тому, что  человек подменяет деятельность, оказавшуюся блокированной, другой, которая для него более доступна или представляется таковой.

 

      Если у человека  часто повторяются фрустрации, то  его личность может приобрести  деформационные черты: агрессивность,  завистливость, озлобленность (при  фрустрациях в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при «автоагрессии»), вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); персеверативность, ригидность (при фиксации) и т. д. Частный же выход из состояния фрустрации путём перемены деятельности   приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности. 

 

 Персеверация и ригидность

 

Заканчивая разговор об отрицательных психических состояниях, которые могут возникать у  человека в процессе его деятельности и общения, необходимо хотя бы кратко остановиться на состояниях персеверации и ригидности. Некоторые авторы, особенно зарубежные (Г.Айзенк, Р.Кэттелл и др.), часто объединяют эти состояния, и в них действительно много общего. Однако  персеверация – пассивное состояние, возникающее по инерции, навязчивое, стереотипное, вязкое; ригидность – более активное состояние, характеризующееся сопротивлением изменениям, близкое к упрямству. Ригидность – более личностное состояние, чем персеверация, показывает отношение или установку человека к изменениям.

 

      Говоря  о вреде персеверации и ригидности  для человека, в первую очередь,  для его  мышления, необходимо учитывать,  что   как крайне ригидные, так и крайне неригидные (пластичные) люди имеют свои трудности в интеллектуальной деятельности: первые из-за инертности, «застойности», вторые – вследствие такой «неподвижности», которая мешает сохранить необходимые для работы мысли опорные  пункты.

 

      Важнейшими  факторами, предотвращающими возникновение  отрицательных психических состояний  у человека, являются формирование  и развитие у него  чувства  долга и ответственности, самоконтроля, мужества, настойчивости, самокритичности, интеллектуальной активности и других положительных нравственных, характерологических, интеллектуальных и психофизиологических качеств, а также овладение методами психической саморегуляции (аутогенная тренировка и др.).

 

   2. Стресс

 

Практически неизбежное последствие любого конфликта –  стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, а затем чувство беспричинной усталости и пр.) проявляются мгновенно  и видны невооруженным глазом.

 

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 году канадским физиологом Гансом Селье, разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов. Необыкновенная популярность, как самой концепции, так и самого понятия «стресс» возникла благодаря тому, что они помогают легко объяснить многие явления нашей повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события.

 

В современной психологии   понятие стресса является многозначным. Им обозначается как ситуация этого состояния, так и сам стресс. Этим термином определяют, как собственно стрессовые явления выражающиеся в дезорганизации проведения вплоть до  появления нервно-эмоционального срыва, так некоторые промежуточные состояния, которые точнее было бы считать проявлением психической напряжённости (а её крайние формы – стрессом. Родоначальник теории стресса Г.Селье в  своих последних работах вообще подразделял стресс на «хороших» (евстресс) и «плохих» (дистресс).

Но мы под стрессом будет пониматься только отрицательное  психологическое состояние, ухудшающее протекание деятельности. Так стрессом нужно считать только такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной   степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надёжность в работе.

По отношению к стрессу  у человека не возникает целенаправленных и адекватных реакций. В этом заключается  основное отличие стресса от напряжённой и трудной задачи, на    которую (вне зависимости  от  её тяжести) человек, выполняющий её, реагирует адекватно.

В  состоянии стресса  возникают затруднения в осуществлении  функций,   связанных с направленностью  мышления на решение определённых задач. Это происходит ввиду того,  что стресс  выступает как фактор, разрушающий предварительное «эмоциональное планирование», а в конечном итоге и всю схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится (в большей или меньшей степени) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Ещё большее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности.

Невозможно выделить группу экстремальных факторов(стрессоров), которые всегда и для всех людей   вызывали бы состояние стресса. Как правило, стрессорами  выступают эмоционально-отрицательные раздражители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь критики или принятия ответственного решения, «цейтнот», перегрузка информацией и т. д.). Но нельзя исключать и случаи, такие как например, приезд близкого человека, что в определённой мере позволяет говорить об эмоциональных стрессах, адекватных и неадекватных, вызвавшей их объективной обстановке.

Степень стрессовой реакций человека зависит не только от силы и длительности внешнего  воздействия стрессора, но и от  силы нервной  системы, от многих качеств его личности, от прошлого опыта, тренированности  и т. д. Стресс – это, прежде всего эмоциональное состояние. Но ввиду тесной  связи эмоций с интеллектуальной деятельностью можно говорить об «интеллектуальном стрессе», «интеллектуальной фрустрации» и даже «интеллектуальной агрессии. После стресса, как и после иных сильных эмоциональных переживаний, согласно психоаналитической концепции, у человека наступает катарсис (очищение) как душевное облегчение.

 

По классическому определению  Селье, стресс – это неспецифический  ответ организма на предъявленное  ему требование. Этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

 

У любого стресса существует три фазы:

 

1) реакция тревоги,  проявляющаяся в срочной мобилизации  защитных сил и ресурсов организма;

2) фаза сопротивления,  позволяющая организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

3) фаза истощения, если  слишком затянувшаяся и чересчур  интенсивная борьба приводит  к снижению адаптационных возможностей  организма. 

 

Стрессовое состояние  вызывает определенную биохимическую реакцию, связанную с выбросом адреналина. Ее физиологический смысл - мгновенная мобилизация всех сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него. Но современный человек, в отличие от первобытного, не так уж часто решает свои проблемы с помощью физической силы или быстрого бега. Вот и циркулируют по нашей крови не нашедшие применения гормоны, которые будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе. При этом стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Беспричинная вроде бы вялость, пассивность, бессонница или не дающий отдыха сон, раздражительность, недовольство всем миром - типичные симптомы стресса.

Но, избежать стрессов все  же невозможно. Это механизм приспособления к окружающей среде. Стресс может  не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций существует понятие стресса и дистресса.

 

стресс - это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций;

 

дистресс - это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

 

Таким образом, избегать стрессов вообще – неверная политика. Равно как и искать их на свою голову специально

 

 

 

3.  Меры предупреждения, тактика и стратегия снятия стресса

 

Нужно  научиться самому, справляться со своими стрессами, при этом ключевой момент - максимально точно определить, с какого рода стрессором вы встретились, а уж только после этого принимать определенные меры.

 

Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор — лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами. Например «тройка» для студента, привыкшего работать в пол-силы это счастье, так как удовлетворительная отметка для него это норма жизни, а для отличника случайно полученная тройка может стать настоящей трагедией. Другими словами, стрессор один, а реакция на него варьирует от отчаяния до восторга, поэтому очень важно научиться контролировать свое отношение к неприятностям и подбирать адекватные методы борьбы с ними. Например, стрессоры можно разделить на различные категории:

  • Первая категория – в нее можно включить стрессоры нам практически неподвластные. Это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей, и многое другое. Конечно, вы можете нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или неумелого водителя, создавшего пробку на перекрестке, но кроме повышения уровня артериального давления и концентрации адреналина в крови вы ничего не добьетесь. Гораздо лучше в этом случае применить методы мышечной релаксации, различные приемы медитации, дыхательные упражнения или приемы позитивной визуализации.

 

  • Вторая категория — это стрессоры, на которые мы можем и должны непосредственно повлиять. Это наши собственные неконструктивные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности в межличностном взаимодействии. Как правило эти стрессоры находятся в настоящем времени или в ближайшем будущем и мы в принципе имеем шанс повлиять на ситуацию. Если мы встретились именно с таким стрессором, то очень важно определить, какого ресурса нам не хватает, после чего позаботиться о его поиске.

 

  • Третья категория – в эту группу стрессоров входят такие события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Чаще всего подобное событие находятся или в прошлом или в будущем, причем его возникновение маловероятно. Сюда можно отнести все виды беспокойства за будущее (от навязчивой мысли «Выключила ли я утюг?» до страха смерти), а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить. Нередко стресс этого типа возникает и в случае неправильной трактовки текущих событий, но в любом случае на оценку ситуации больше влияют установки личности, чем реальные факты.

 

 

    4.Первая помощь при остром стрессе

 

В ответ на острый стресс (что-то выбило из колеи: либо кто-то разозлил, либо обругал начальник, или домашние дали повод нервничать) организм мобилизует внутренние резервы, необходимые для релаксации, борьбы или бегства. Далее острый стресс постепенно овладевает человеком.

 

Вот некоторые советы и рекомендации, которые необходимо знать каждому. Первые три годятся практически для всех ситуаций – даже для таких экстремальных, когда ни на секунду невозможно покинуть помещение, в котором находитесь.

 

Для начала нужно поупражняться в отработке необходимых навыков, - поскольку способы выхода из состояния острого стресса надо уметь правильно и своевременно применять. Это поможет осуществить правильный выбор в каждом конкретном случае, - а это очень важно.

 

1. Противострессовое  дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения. Не забывайте, что противострессовое дыхание - главная составляющая психосоматического равновесия.

 

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы (язык свободно лежит во рту). Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить 'язык лица и тела' путем расслабления мышц и глубокого дыхания (с особенно продолжительным выдохом).

 

3. Инвентаризация. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Медленно, не торопясь, мысленно найдите в помещении, в котором Вы находитесь 7 красных предметов, 'переберите' все предметы один за другим. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой 'инвентаризации'. Говорите мысленно самому себе: 'Красная обложка тетради, красные занавески, красная ваза для цветов' и т. д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

Информация о работе Психические состояния в труде, характеристика стресса