Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 12:15, реферат
Цель данной работы - охарактеризовать психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном детстве. В работе ставятся и решаются следующие задачи: - выявить социальную ситуацию развития в раннем и дошкольном детстве; - рассмотреть становление ведущей деятельности в раннем и дошкольном детстве; - проследить особенности развития психических функций в раннем и дошкольном детстве; - дать характеристику особенностей личностного развития в раннем и дошкольном детстве.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….. 2
1. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ……………………………………………...............3
1.1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем и дошкольном детстве…………………………………………………………………………….3
1.2. Ведущая деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста..9
1.3. Особенности развития психических функций в раннем и дошкольном детстве…………………………………………………………….12
1.4. Особенности развития личности ребенка в раннем и дошкольном детстве……………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В РАННЕМ
И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ……………………………………………......
1.1. Социальная ситуация развития ребенка
в раннем и дошкольном детстве……………………………………………………………
1.2. Ведущая деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста..9
1.3. Особенности
развития психических функций
в раннем и дошкольном детстве…
1.4. Особенности
развития личности ребенка в
раннем и дошкольном детстве………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Период от рождения до поступления
в школу является, по признанию специалистов
всего мира, возрастом наиболее стремительного
физического и психического развития
ребенка, первоначального формирования
физических и психических качеств, необходимых
человеку в течение всей последующей жизни,
качеств и свойств, делающих его человеком.
Особенностью этого периода, отличающей
его от других, последующих этапов развития,
является то, что он обеспечивает именно
общее развитие, служащее фундаментом
приобретения в дальнейшем любых специальных
знаний и навыков и усвоения различных
видов деятельности. Раннее детство как
возрастной период является одним из ключевых
в жизни ребенка и во многом определяет
его будущее психологическое развитие.
Особое значение этого возраста объясняется
тем, что он непосредственно связан с тремя
фундаментальными жизненными приобретениями
ребенка: прямохождением, речевым общением
и предмет деятельностью. Прямохождение
обеспечивает ребенку широкую ориентацию
в пространстве, постоянный приток необходимой
для его развития новой информации. Речевое
общение позволяет ребенку усваивать
знания, формировать необходимые умения
и навыки и учителя, человека, владеющего
ими, быстрее приобщаться к человеческой
культуре. Предметная деятельность непосредственно
развивает способности ребенка, в особенности
его ручные движения. Каждый из этих факторов
незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны
для разностороннего и полноценного психического
и поведенческого развития маленького
растущего человека.
Дошкольное детство - большой отрезок
жизни ребенка. Условия жизни в это время
стремительно расширяются: рамки семьи
раздвигаются до пределов улицы, города,
страны. Ребенок открывает для себя мир
человеческих отношений, разных видов
деятельности и общественных функций
людей. Он испытывает сильное желание
включиться в эту взрослую жизнь, активно
в ней участвовать, что, конечно ему еще
не доступно. Кроме того, не менее сильно
он стремится к самостоятельности. Из
этого противоречия складывается ролевая
игра - самостоятельная деятельность детей,
моделирующая жизнь взрослых. Цель данной
работы - охарактеризовать психическое
развитие ребенка в раннем и дошкольном
детстве. В работе ставятся и решаются
следующие задачи: - выявить социальную
ситуацию развития в раннем и дошкольном
детстве; - рассмотреть становление ведущей
деятельности в раннем и дошкольном детстве; -
проследить особенности развития психических
функций в раннем и дошкольном детстве; -
дать характеристику особенностей личностного
развития в раннем и дошкольном детстве.
1. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
1.1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем и дошкольном детстве
В периоде раннего
детства осуществляется переход от естественного
к социальному типу развития. Еще в конце
младенчества, приобретая некоторую самостоятельность,
ребенок становится биологически независимым.
Начинает разрушаться ситуация неразрывного
единства ребенка и взрослого - ситуация
«Мы», как назвал ее Л. С. Выготский. А в
раннем детстве наступает уже следующий
этап - психологическое отделение от матери
- наступает уже в раннем детстве. Это связано
с тем, что у ребенка не только возникают
новые физические возможности, но и интенсивно
развиваются психологические функции,
а к концу периода появляются первоначальные
основы (зачатки) самосознания.[2, с. 56] В конце первого года
ребенок становится на ноги. Постепенно
ходьба становится уверенной, увеличивается
автономность ребенка от взрослых и складывается
более свободное и самостоятельное общение
с внешним миром. Расширяется круг доступных
ребенку предметов, появляется ориентировка
в пространстве и определенная самостоятельность.
Основная потребность ребенка раннего
возраста - познание окружающего мира
через действия с предметами. Происходит
расчленение предметной и социальной
среды. Складывающуюся социальную ситуацию
развития, характерную для раннего возраста,
И. В. Шаповаленко обозначает формулой:
«ребенок - предмет - взрослый» [13, с. 92].
Ребенку все хочется потрогать, повертеть
в руках, он постоянно обращается к взрослому
с просьбой, с требованием внимания, с
предложением поиграть вместе. Разворачивается
совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое
общение, которое представляет собой практическое,
деловое сотрудничество по поводу действий
с предметами и представляет основу взаимодействия
ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.
Общение со сверстниками
- это особая сфера социальной жизни ребенка,
имеющая и сходство с его общением со взрослыми,
и свои отличия. Оно складывается позже,
чем общение со взрослыми, и во многом
определяется тем, как ребенок взаимодействует
со старшими партнерами, ведь законы общения
едины для всех людей независимо от их
возраста.
Потребность в общении
со сверстниками появляется у ребенка
с полутора лет. И. Г. Малкина-Пых пишет,
что взаимодействие детей этого возраста
уже является общением, на основе того,
что они проявляют к сверстнику внимание
и интерес; эмоциональное отношение; стремление
привлечь внимание; чувствительность
к его поступкам.[7, с. 34] Общение детей раннего
возраста друг с другом происходит с помощью
различных действий, анализ которых позволил
М. И. Лисиной выделить четыре основные
категории: - отношение к сверстнику
как к «интересному объекту»; - действия со сверстником
как с игрушкой; - наблюдение за детьми
и подражание им; - эмоционально окрашенные
действия, характерные только для взаимодействия
детей друг с другом.[6, с. 87] В 1-1,5 года для
детей в большей степени характерно отношение
к сверстнику как к объекту действий. После
полутора лет поведение ребенка становится
не таким бесцеремонным. Ближе к трем годам
все чаще можно наблюдать субъектный подход
во взаимоотношениях с ровесником: дети
все чаще обнаруживают поведение, характерное
для 3-й и 4-й категорий. Новый этап развития общения
ребёнка со сверстниками начинается с
момента его поступления в дошкольное
учреждение. Здесь он становится членом
своеобразного «детского общества», внутри
которого царят особые законы межличностного
взаимодействия: здесь возникают новые
условия развития личности ребёнка, связанные
с появлением у него новых социальных
ролей. В семье ребёнок - сын или дочь,
внук или внучка, брат или сестра, в дошкольном
же учреждении он впервые сталкивается
с правами и обязанностями, которые вытекают
из новых ролей - равноправного товарища
по группе, вынужденного, как и все (это
бывает особенно трудно для ребёнка, избалованного
поклонением домашних), выполнять общие
для всех правила распорядка, считаться
с интересами других детей, выполнять
распоряжения чужого человека - воспитателя.
Всё это и порождает проблему адаптации,
постепенного приспособления ребёнка
к новой жизни, в процессе которого перестраивается
не только режим дня, но и вся система ценностей
маленького человека. Как сложатся его
взаимоотношения со сверстниками, какое
место займёт он в детском обществе, имеет
особенно важное значение для психического
развития ребёнка. В группе одни дети всегда
окружены другими детьми, которые охотно
принимают их в игру, делятся с ними игрушками,
посвящают в свои тайны; другие же не пользуются
таким расположением сверстников, а порой
вообще оказываются в своеобразной психологической
изоляции. Ясно, что положение ребёнка
в группе не может пройти бесследно для
развития его характера. При этом опасной
могут оказаться обе крайности. Так, у
ребёнка, который находится «на виду»,
всегда командует, захватывает в игре
главные роли, могут возникнуть такие
черты, как тщеславие, зазнайство, пренебрежительное
отношение к людям, стремление всегда
занимать привилегированное положение.
Состояние же своеобразной психологической
изоляции приводит, в зависимости от индивидуальных
особенностей ребёнка, либо к необщительности,
робости, излишней застенчивости, либо
к грубости, упрямству или даже агрессивности.
1.2. Ведущая деятельность
ребенка раннего и дошкольного возраста
Виды деятельности, которыми
занимается ребёнок, разнообразны: он
с увлечением рисует, лепит, конструирует,
танцует, учится выразительно читать стихи,
петь, считать, ухаживать за растениями
и животными, мастерит с отцом, помогает
маме, с удовольствием занимается гимнастикой,
плавает, играет. И каждый из этих видов
вносит свой вклад в его развитие. Особенно
важное значение имеет при этом ведущая,
главенствующая на каждом этапе деятельность.
Особая её роль обусловлена не временем,
которое посвящает ей ребёнок, а вкладом
в формирование важнейших изменений в
психике, в подготовку к следующему возрастному
периоду. В ведущей деятельности возникают
и дифференцируются другие виды деятельности,
в ней формируются или перестраиваются
психические процессы, от неё главным
образом зависят наблюдаемые основные
изменения личности ребёнка. Каждому возрасту
присуща своя ведущая деятельность. Задача
родителей - разумно руководить ею, обеспечивая
наиболее благоприятные условия и перспективы
дальнейшего гармоничного развития ребёнка.
Так, в младенческом возрасте, когда ведущей
деятельностью является непосредственное
эмоциональное общение со взрослыми, особенно
важно удовлетворить потребность ребёнка
в ласке, внимании, доброжелательности.
Проявляя в этот период заботу о малыше,
не следует ограничиваться лишь уходом
за ним («сыт, сух, молчит - что ещё надо?»),
ребёнку нужно и наше общение с ним. В раннем
детстве (2-й и 3-й год жизни) ведущей является
предметная деятельность. Надо активно
помогать малышу осваивать её. Ведь с нашей
помощью ребёнку намного легче усвоить
назначение и научиться пользоваться
различными предметами (куклой, юлой, машинкой,
мячом, водой, строительным материалом,
ложкой, карандашом и др.). Наше внимание
к этой деятельности будет способствовать
развитию мышления, поможет сформировать
у ребёнка готовность к деловому общению
с другими детьми и взрослыми. Одна из ранних
форм игры детей раннего возраста - предметная
игра - представляет собой многократное
воспроизведение общих схем использования
вещей, варьирование функций («значений»)
предмета в реальном практическом действии.
Это так называемая режиссерская игра,
в которой используемые ребенком предметы
наделяются игровым смыслом. Скажем, кубик,
провозимый с рычанием по столу, превращается
в глазах мальчика в машину. Такие игры
непродолжительны и возникают эпизодически,
для них характерны примитивность сюжета
и однообразие выполняемых действий. Но
на следующем возрастном этапе они станут
одним из источников сюжетно-ролевой игры. Рисунок
ребенка до 2 лет трудно назвать рисунком,
это, скорее, каракули. Но на третьем году
уже появляются формы, обладающие сходством
с изображаемым объектом. В 2,5 года, в частности,
дети могут вполне отчетливо нарисовать
человека. На таком рисунке кроме круга-головы
различаются мелкие детали - глаза, нос,
рот. Таким образом, ребенок
сосредоточен на самих действиях с предметами. В дошкольном возрасте особое
внимание надо уделять игре как ведущей
деятельности ребёнка. Руководство игрой
со стороны взрослых не должно ограничиваться
лишь приобретением для него игрушек.
Важно понаблюдать, во что и как играют
дети, в доступной форме познакомить ребёнка
с Родиной, её природой, с лучшими качествами
советских людей. Этому способствуют прогулки,
экскурсии, путешествия с детьми, чтение
им книг, беседы о виденном и прочитанном,
а также советы, указания по ходу самой
игры, непосредственное включение в неё
родителей. Не следует упускать из поля
зрения и другие виды деятельности ребёнка
- изобразительную, музыкальную, художественно-речевую,
конструктивную, трудовую, учебную. Надо
оказывать помощь, поддержку в их становлении.
Ведь именно в деятельности формируется
психика ребёнка. На границе раннего и
дошкольного детства впервые возникает
игра с сюжетом. Это уже известная нам режиссерская игра.
Одновременно с ней или несколько позже
появляется образно-ролевая
1.3. Особенности развития психических функций в раннем и дошкольном детстве
Рассматривая развитие
психических функций, отметим, прежде
всего, что раннее детство сензитивно
к усвоению речи.[2, с. 61] Автономная речь ребенка
довольно быстро (обычно в течение полугода)
трансформируется и исчезает. Необычные
и по звучанию, и по смыслу слова заменяются
словами «взрослой» речи. Но, разумеется,
быстрый переход на новый уровень речевого
развития возможен только и благоприятных
условиях - в первую очередь, при полноценном
общении ребенка со взрослыми. Осваивая родную речь,
дети овладевают как фонетической, так
и семантической ее сторонами. Произнесение
слов становится более правильным, ребенок
постепенно перестает пользоваться искаженными
словами и словами-обрывками. Этому способствует
и то, что к 3 годам усваиваются все основные
звуки языка. Самое важное изменение в
речи ребенка - то, что слово приобретает
для него предметное значение. Ребенок
обозначает одним словом предметы, различные
по своим внешним свойствам, но сходные
по какому-то существенному признаку или
способу действия с ними. С появлением
предметных значений слов связаны поэтому
первые обобщения. В раннем возрасте
быстро растет пассивный словарь - количество
понимаемых слов. К двум годам ребенок
понимает почти все слова, которые произносит
взрослый, называя окружающие его предметы.
К этому времени он начинает понимать
и объяснения взрослого (инструкции) относительно
совместных действий. Поскольку ребенок
активно познает мир вещей, манипуляции
с предметами для него - наиболее значимая
деятельность, а освоить новые действия
с предметами он может только совместно
со взрослым. Инструктивная речь, организующая
действия ребенка, понимается им достаточно
рано. Позже, в 2-3 года, возникает понимание
и речи-рассказа. Интенсивно развивается
и активная речь: растет активный словарь
(причем количество произносимых ребенком
слов всегда меньше, чем количество понимаемых),
появляются первые фразы, первые вопросы,
обращенные к взрослым. К трем годам активный
словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения
первоначально, примерно в 1,5 года, состоят
из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его
действие, действие и объект действия,
или действие и место действия. К трем
годам усваиваются основные грамматические
формы и основные синтаксические конструкции
родного языка. В речи ребенка встречаются
почти все части речи, разные типы предложений.
Речевая активность
ребенка обычно резко возрастает между
2 и 3 годами. Часты диалоги, вплетающиеся
в совместную со взрослым деятельность.
Ребенок отвечает на вопросы взрослого
и сам задает вопросы о том, что они делают
вместе. Когда же он вступает в разговор
со сверстником, он мало вникает в содержание
реплик другого ребенка, поэтому такие
диалога бедны, и дети не всегда отвечают
друг другу. Помимо речи, в раннем возрасте
развиваются другие психические функции
- восприятие, мышление, память, внимание.
Раннее детство интересно тем, что среди
всех этих взаимосвязанных функций доминирует
восприятие. Доминирование восприятия
означает определенную зависимость от
него остальных психических процессов.
Дети раннего возраста максимально связаны
наличной ситуацией - тем, что они непосредственно
воспринимают. Все их поведение является
полевым, импульсивным; ничто из того,
что лежит вне этой наглядной ситуации,
их не привлекает. В эксперименте К. Левина
с маленькими детьми показано, что до 2
лет ребенок вообще не может действовать
без опоры на восприятие. Поставленная
в эксперименте перед ребенком задача
- сесть на большой камень, лежащий на лужайке,
- оказалась трудновыполнимой, поскольку
ребенок сначала должен отвернуться от
камня и, следовательно, перестать его
видеть. Дети по многу раз обходили этот
валун, гладили его, отворачиваясь, подкладывали
руку, чтобы, по крайней мере, ощущать его
тактильно. Из того, что у ребенка доминирует
восприятие и он ограничен наглядной ситуацией,
следует еще одна любопытная особенность.
В раннем возрасте наблюдаются элементарные
формы воображения, такие как предвосхищение,
но творческого воображения еще нет. Маленький
ребенок не способен что-то выдумать, солгать.
Только к концу раннего детства у него
появляется возможность говорить не то,
что есть на самом деле. В этот период в
процесс активного восприятия включается
память. В основном, это узнавание, хотя
ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить
увиденное и услышанное раньше - ему что-то
вспоминается. Поскольку память становится
как бы продолжением и развитием восприятия,
еще нельзя говорить об опоре на прошлый
опыт. Раннее детство забывается так же,
как и младенчество. Важная характеристика
восприятия в этом возрасте - его аффективная
окрашенность. Наблюдаемые предметы «притягивают»
ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную
реакцию. Аффективный характер восприятия
приводит и к сенсомоторному единству.
Ребенок видит вещь, она его привлекает,
и благодаря этому начинает разворачиваться
импульсивное поведение - достать ее, что-то
с ней сделать. Л. С. Выготский так описывает
это единство: «В раннем возрасте господствует
наглядное аффективно окрашенное восприятие,
непосредственно переходящее в действие».
Мышление в этот возрастной
период принято называть наглядно-действенным.
Это аналог «сенсомоторного интеллекта»
Жана Пиаже. Как видно из самого названия,
оно основывается на восприятии и действиях,
осуществляемых ребенком. И хотя примерно
в двухлетнем возрасте у ребенка появляется
внутренний план действий, на протяжении
всего раннего детства важной основой
и источником интеллектуального развития
остается предметная деятельность: «Мыслить
для ребенка раннего возраста - значит
разбираться в данных аффективно окрашенных
связях и предпринимать своеобразные,
соответствующие этой внешней воспринимаемой
ситуации действия».
Мышление первоначально
проявляется в самом процессе практической
деятельности. Особенно хорошо это видно,
когда ребенок сталкивается с задачей,
способам решения которой его не обучали
взрослые. В эксперименте П. Я. Гальперина
дети пытались достать игрушки из большого
ящика с помощью лопатки; ситуация осложнялась
тем, что ручка лопатки находилась под
прямым углом к лопасти. Сначала ребенок
пробует поднимать какую-нибудь игрушку,
по-разному захватывая лопатку и гоняя
ею все предметы по дну ящика. Затем у него
появляются замедленные движения, ребенок
как бы подстерегает удобное положение
своего орудия, чтобы им подцепить игрушку.
В этом подстерегании уже видны проблески
включающегося в деятельность мышления.
За этим следуют энергичные, но излишне
настойчивые попытки создать удачные
положения и, наконец, отказ от навязчивого
применения освоенных приемов, учет объективных
соотношений предметов - лопатки и игрушки.
На последних этапах деятельности ребенка
прослеживается активное вмешательство
мышления, организующего целенаправленные
действия. Мышление развивается
в процессе практической деятельности
и из практической деятельности, поэтому,
как считают отечественные психолога,
оно отстает от нее по общему уровню развития
и по составу операций.
В дошкольном детстве в основном завершается
долгий и сложный процесс овладения речью.
К 7 годам язык становится средством общения
и мышления ребенка, а также предметом
сознательного изучения, поскольку при
подготовке к школе начинается обучение
чтению и письму. Развивается звуковая
1.4. Особенности развития личности ребенка в раннем и дошкольном детстве
Развитие психических
функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной
сферы ребенка. Доминирующее в раннем
возрасте восприятие аффективно окрашено.
Ребенок эмоционально реагирует только
на то, что непосредственно воспринимает.
Он остро переживает неприятную процедуру
в кабинете врача, но уже через несколько
минут спокоен и живо интересуется новой
обстановкой. Он не способен огорчаться
из-за того, что в будущем его ожидают неприятности,
и его невозможно обрадовать тем, что через
5 дней ему что-то подарят. Желания ребенка неустойчивы
и быстро преходящи, он не может их контролировать
и сдерживать; ограничивают их только
наказания и поощрения взрослых. Все желания
обладают одинаковой силой: в раннем детстве
отсутствует соподчинение мотивов. [1,
с. 76] Это легко наблюдать
в ситуации выбора. Если ребенка 2-3 лет
попросить выбрать себе одну из нескольких
новых игрушек, он будет долго рассматривать
и перебирать их. Затем все-таки выберет
одну, но после следующей просьбы - уйти
с ней в другую комнату - снова начнет колебаться.
Положив игрушку на место, он будет перебирать
остальные, пока его не уведут от этих
одинаково его притягивающих вещей. Выбрать,
остановиться на чем-то одном ребенок
еще не может - он не в состоянии принять
решение. В раннем детстве дети
способны выражать множество эмоций: радость,
восторг, удивление, тревогу, доверие,
страх, стыд, гнев др. Ни одну из этих эмоций
нельзя назвать «хорошей» или «плохой»,
«полезной» или «вредной», так как каждая
из них чему-то учит ребенка. Задача взрослых
- научить малыша понимать сначала свое
эмоциональное состояние, а затем и состояние
окружающих взрослых и детей. В первые годы жизни
ребенка происходит интенсивное эмоциональное
развитие. У ребенка существует повышенная
потребность в эмоциональном признании
окружающих, в первую очередь, родителей.
Характер взаимоотношений со взрослыми
оказывает большое влияние на эмоциональное
развитие ребенка. В общении с близкими
взрослыми, которые помогают ребенку познавать
мир «взрослых» предметов, преобладают
мотивы сотрудничества, хотя сохраняется
и чисто эмоциональное общение, необходимое
на всех возрастных этапах.
Тепло и любовь родителей
и других близких людей не должны носить
обусловленный характер (проявляться
лишь в том случае, когда ребенок ее «заслужил»).
Но и одной только безусловной любви ребенку
раннего возраста уже мало, он ждет от
взрослого непосредственного участия
в своих делах, совместного решения любой
задачи. Общение со сверстниками оказывает
положительное влияние на эмоциональное
развитие ребенка раннего возраста. Оно
может доставить малышу множество эмоций
- как положительных, так и отрицательных.
Например, на втором году жизни ребенок
может почувствовать беспокойство при
приближении другого ребенка, а на третьем
году детям свойственно «эмоциональное
заражение» друг от друга: они хохочут,
визжат прыгая вместе, валяясь на ковре.
Дети, которые посещают ясли, имеют больший
опыт общения со сверстниками. Однако
этот опыт носит не всегда конструктивный
характер. Иногда такие дети чаще проявляют
отрицательные эмоции (гнева, ярости, обиды),
поскольку из-за тесного общения в яслях
дети чаще ущемляют интересы друг друга
(отбирают игрушки, толкаются и т. д.). Таким образом, ребенок
раннего возраста еще не умеет контролировать
свои эмоциональные проявления, им движут
сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные
состояния преходящи и неустойчивы. Отличительная
особенность психики ребенка раннего
возраста - единство эмоционального и
действенного отношения к непосредственно
воспринимаемому миру. Поведение ребенка
ситуативно - каждый предмет, попадающий
в поле зрения, притягателен. Развитие эмоционально-потребностной
сферы ребенка тесно связано с зарождающимся
в это время самосознанием. Примерно в
2 года ребенок начинает узнавать себя
в зеркале. Американские психологи провели
такой эксперимент: детей подводили к
зеркалу, затем незаметно касались носа
каждого ребенка, оставляя на нем пятнышко
красной краски. Снова посмотрев в зеркало,
дети до 2 лет никак не реагировали на свои
испачканные носы, не относя к себе красные
пятна, увиденные в зеркале. А большинство
двухлетних детей, увидев свое отражение,
дотрагивались пальцами до носа, - следовательно,
узнавали себя. Узнавание себя - простейшая,
первичная форма самосознания. Новый этап
в развитии самосознания начинается, когда
ребенок называет себя - сначала по имени,
в третьем лице. Потом, к трем годам, появляется
местоимение «я». Более того, у ребенка
появляется и первичная самооценка - осознание
не только своего «я», но того, что «я хороший»,
«я очень хороший», «я хороший и больше
никакой». Это чисто эмоциональное образование,
не содержащее рациональных компонентов
(поэтому трудно назвать его самооценкой
в собственном смысле этого слова). Оно
основывается на потребности ребенка
в эмоциональной безопасности, принятии,
поэтому самооценка всегда максимально
завышена. Н. А. Менчинская, наблюдавшая
за развитием своего сына, описывает ситуации,
в которых мальчик высоко оценивает себя
независимо от того, как он реально поступает
– хорошо или плохо. Сознание «я», «я хороший»,
«я сам» и появление личных действий продвигают
ребенка на новый уровень развития. На
третьем году жизни наблюдаются первые
признаки формирования у детей полоролевого
поведения через подражание. Ребенок начинает
больше подражать взрослому одного с ним
пола, причем своим родителям дети подражают
чаще, чем другим взрослым.
Дошкольный возраст, как писал
А.Н. Леонтьев, - это «период первоначального
фактического склада личности». Именно
в это время происходит становление основных
личностных механизмов и образований.
Развиваются тесно связанные друг с другом
эмоциональная и мотивационная сферы,
формируется самосознание. Для дошкольного
детства характерна в целом спокойная
эмоциональность. Отсутствие сильных
аффективных вспышек и конфликтов по незначительным
поводам. Этот новый относительно стабильный
эмоциональный фон определяет динамика
представлений ребенка. Динамика образных
представлений – более свободная и мягкая
по сравнению с аффективно окрашенными
процессами восприятия в раннем детстве. Но
из этого совсем не следует снижение насыщенности,
интенсивности эмоциональной жизни ребенка.
День дошкольника настолько насыщен эмоциями,
что к вечеру он может, утомившись, дойти
до полного изнеможения. До трех лет переживаются
исключительно последствия собственных
действий, их оценка взрослым человеком
– т.е. то, похвалили ребенка за сделанное
или наказали. Не возникает переживаний
по поводу того, заслуживает ли поступок
одобрения или порицания, к чему он приведет,
ни в самом процессе действия, ни, тем более,
предварительно. Аффект оказывается последним
звеном в этой цепи разворачивающихся
событий. Еще до того, как дошкольник начинает
действовать, у него появляется эмоциональный
образ, отражающий и будущий результат,
и его оценку со стороны взрослых. Предвосхищение
полезного результат действий и вызванной
им высокой оценки со стороны близких
взрослых связано с положительными эмоциями,
дополнительно стимулирующими поведение.
Взрослые могут помочь ребенку создать
нужный эмоциональный образ. В дошкольном
возрасте происходит смещение аффекта
с конца к началу деятельности. Аффект
(эмоциональный образ) становится первым
звеном в структуре поведения. Механизм
эмоционального предвосхищения последствий
деятельности лежит в основе эмоциональной
регуляции действий ребенка.
Изменяется в этот период и структура самих
эмоциональных процессов. В раннем детстве
в их состав были включены вегетативные
и моторные реакции: переживая обиду, ребенок
плакал, бросался на диван, закрывая лицо
руками; в гневе он краснел, кричал, сжимал
кулаки и т.д. эти реакции сохраняются
и у дошкольников, хотя внешнее выражение
эмоций становится у части детей более
сдержанным. Ребенок начинает радоваться
и печалиться не только по поводу того,
что он делает в данный момент, но и по
поводу того, что ему еще предстоит сделать.
Переживания становятся сложнее и глубже. Изменяется
Информация о работе Психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном детстве