27.Психическое
развитие в раннем юношеском
возрасте. Основные психические
новообразования.
Большая часть психологической
литературы не отделяет подростковый
возраст от юношеского. Однако распространено
и выделение юности в отдельный период,
обычно, исследователи относят к ней людей
от 16-21 года. От подросткового возраста
юношеский отличается большей эмоциональной
стабильностью. Это связано, во первых,
с завершением полового созревания. Человек
привык к своему новому облику и состоянию,
научился управлять им. Во-вторых, даже
неразрешенные конфликты первой фазы
переходного возраста ушли вглубь, на
первый план выходят проблемы самоопределения
уже по отношению к макросоциуму, широким
социальным ценностям, а не только к ближайшему
окружению, как это было на предыдущем
этапе. Можно согласиться с Мудриком в
том, что «педагогика юношеского возраста
имеет дело с людьми выросшими, но не взрослыми,
информированными, но еще не компетентными,
увлекающимися, но еще не увлеченными.
Чтобы приобрести взрослый статус в современном
обществе, юноше необходимо самоопределиться.
Задачи психического развития (Ремшмидт):
- Принятие собственной внешности
и эффективное использование своего тела:
необходимость осознать его особенности
и научиться осмысленно управлять своим телом во время спортивных занятий и на досуге.
- Усвоение мужской или женской
роли: молодые люди должны избрать структуру
полового поведения, «образ» своей половой
роли
- Установление новых отношений
со сверстниками
- Завоевание эмоциональной независимости
от родителей и других взрослых.
- Подготовка к профессиональной
карьере
- Подготовка к браку и семейной
жизни (приобретение необходимых знаний)
- Формирование социально-ответственного
поведения, подготовка к участию в деятельности
на пользу общества, усвоение политической
и общественной ответственности гражданина.
- Построение системы ценностей
и этического сознания как ориентиров
собственного поведения
Общий результат: достижение
того уровня психосоциальной зрелости,
который позволит успешно выполнять все
функции полноправного члена общества.
Человек становится психически зрелым,
«перестает быть молодым».
Первые три задачи решаются
непосредственно в юности, а остальные
пересматриваются в зрелые годы.
Для этого периода характерно
завершения биологического созревания
организма и, соответственно, ослабление
действия биологического фактора на психику
юношей. Юношеский возраст является начальной
стадией физической зрелости, создает
благоприятные возможности для физических
и умственных нагрузок представителей
этого возраста. В данном периоде заканчивается
модификация организма юношей, исчезает
характерная для предыдущего подросткового
периода диспропорция тела, угловатость
движений Телесная конституция молодых
людей приобретает индивидуальный характер.
В целом, достижение физической зрелости
положительно влияет на психику юношей,
так как осознание своей силы и привлекательности,
здоровья формирует у ребят высокую самооценку
уверенность в себе, оптимизм и жизненную
активность. Обучение юношей в старшей
школе, в основном, положительно влияет
на их психику, так как они находятся в
привычной среде на позиции старших, имеют
возможность продлить процесс выбора
профессии. Работающие ребята получают
профессиональный опыт, определенную
материальную независимость, однако этот
статус не обеспечивает лучших достижений
психического развития, поскольку профессиональная
деятельность обычно мало квалифицирована
и не престижна. Оптимальным статусом
представителей этого возраста является студенчество. Юноши-студенты получают общее
и профессиональное образование, шлифуют
свой интеллект, накапливают коммуникативный
опыт. Высокие амбиции и жизненная активность
части юношей позволяет совмещать учебу
в нескольких вузах или работать, получая
высшее образование.
Параллельно
с приобретением социальной зрелости
в юношеском возрасте наблюдается высокая
гибкость социальных ролей - представители
этого периода пристраиваются к людям
разных статуса, пола и возраста. Имеет
место коммуникативное экспериментирование,
что способствует накоплению коммуникативного
опыта юношей, но и вызывает определенные
разочарования Остается актуальным стремление
ребят находиться в референтной группе,
занимать весомый статус среди ровесников,
что зародилось еще в подростковом возрасте.
Социализация в юношеском возрасте достигает
этапа интеграции,
то есть молодые люди пытаются наладить
с ровесниками отношения, характеризующиеся
глубокой психологической близостью.
Этому способствует и достижения юношами
гетеросоциальности - умение налаживать
и поддерживать общение с людьми обоих
полов. Положительная динамика имеет место
в общении юношей со взрослыми, проявляется
в достижении поведенческой автономии
юношей, что уже, в большинстве случаев,
признается родителями. По сравнению
с подростками, юноши также выражают более
терпимое, лояльное и доброжелательное
отношение к родителям. При всем тяготении
к самостоятельности молодые люди остро
нуждаются в усвоении жизненного опыта
старших и их помощи.
Итак,
основные новообразования:
А)
личностное самоопределение и установление
первой цельной формы идентичности, которая
включает в себя все задачи развития.
Б)
налаживание взаимоотношений со сверстниками
и родителями: наличие свободного мнения
и в то же время умение прислушиваться
к чужой точке зрения.
В)
профессиональное самоопределение (следует
помнить, что оно возможно только в результате
личностного самоопределения).
Ведущая
деятельность: учебно-профессиональная
подготовка. В отрочестве человек не
только формируют свои ценности и идеалы,
но и производит попытки их реализации.
Психолог Штерн называет эту деятельность
«серьезной игрой», которая занимает промежуточное
место между детской игрой и ответственной
деятельностью взрослого. Например, игры
любовного характера (кокетство, флирт,
мечтательное поклонение), выбор профессии,
занятия спортом и участие в юношеских
общественных организациях. Именно в серьезной
игре юноша учится умерять свои цели, закалять
силы, определять отношение к различным
видам интересов.
28.Развитие познавательной
сферы личности старшеклассника.
Формирование мировоззрения.
В старших классах
школы развитие познавательных процессов
детей достигает такого уровня, что они
оказываются практически готовыми к выполнению
всех видов умственной работы взрослого
человека, включая самые сложные. К старшему школьному
возрасту происходит усвоение многих
научных понятий, совершенствование умения
пользоваться ими, рассуждать логически
и абстрактно. Это означает сформированность
теоретического или словесно- логического
мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация
всех остальных познавательных процессов.
Старшие школьники
уже могут мыслить логически, заниматься
теоретическими рассуждениями и самоанализом.
Они относительно свободно размышляют
на нравственные, политические и другие
темы, практически не доступные интеллекту
младшего школьника. У старшеклассников
отмечается способность делать общие
выводы на основе частных посылок и, напротив,
переходить к частным умозаключениям
на базе общих посылок, т. е. способность
к индукции и дедукции.
Старший школьный возраст
характеризуется продолжающимся развитием
общих и специальных способностей детей
на базе ведущих видов деятельности: учения,
общения и труда.
Значительный прирост
предметных знаний создает хорошую базу
для последующего развития умений и навыков
в тех видах деятельности, где эти знания
практически необходимы.
Ранний юношеский возраст
являются достаточно сензитивными для
развития всего комплекса разнообразных
способностей, и их практическое использование
влияет на индивидуальные различия, которые
к концу этого возраста увеличиваются.
Юноши достигают стадии
интеллектуального развития, которую
Пиаже называет стадией формальных операций.
Умение абстрагироваться от конкретного
«здесь и сейчас» позволяет размышлять
о возможностях и рассматривать реальность
как один из вариантов возможного. Главный
вид мышления – гипотетико-дедуктивный.
(но не у всех!)
Молодые люди, достигшие
уровня дедуктивного мышления часто преувеличивают
его ценность, считая, что достаточно правильно
рассуждать, чтобы познать истину и всегда
прийти к верному решению. Но логика дает
верное решение только там, где истинны
исходные посылки рассуждения. В юности
достигает пика теоретическое мышление,
это провоцирует страсть молодых людей
к теоретизированию, построению неких
общих моделей: будь то построение справедливого
общества или конструирование абсолютно
безопасных автодорог. Следствие гипотетико-дедуктивного
мышления – развитие метапознания, которое
включает в себя способность размышлять,
формировать стратегии и планировать.
Это можно назвать способностью к рефлексии,
самоанализу.
Память:
В юношеском возрасте
наблюдается бурное развитие всех познавательных
процессов. Процесс запоминания постепенно
сводится к мышлению, к установлению логических
отношений внутри запоминаемого материала,
а припоминание заключается в восстановлении
материала по этим отношениям (т.н. «логическая»
или «смысловая» память). При этом развитие
механической памяти (при условии отсутствия
ее специальной тренировки) замедляется.
Мышление во взаимодействии
с речью:
Юношеский возраст
характеризуется взаимопроникновением
мышления и речи. Юноши и девушки стремятся
мыслить логически, заниматься теоретическими
рассуждениями и самоанализом, относительно
свободно размышляют на нравственные,
религиозные, политические и другие темы.
Им легко дается способность делать общие
выводы на основе частных посылок и, напротив,
переходить к частным умозаключениям
на базе общих посылок (индуктивный и дедуктивный
тип мышления). Бурное развитие и становление
абстрактно-логического мышления приводит
к тому, что в юношеском возрасте начинает
доминировать потребность оперировать
абстрактными категориями, которые в этом
возрасте легко усваиваются. Одновременно
наблюдается интеллектуализация всех
остальных познавательных процессов.
Данный феномен, у юношей выступает более
рельефно, что обусловлено спецификой
гендерных (межполовых) психических различий.
Нередко актуализация данной потребности
проявляется в т.н. "юношеском философствовании"
Последнее характеризуется стремлением
юношей к мудрствованию, "философским"
рассуждениям на темы добра и зла, религии,
переустройства общества на фоне выраженной
юношеской иронии, служащей средством
проверки и психологическим противовесом
безоглядному принятию социальных норм,
правил и знаний.
Развитие письменной
и монологической речи, учит юношей и девушек
формулировать мысли, передавать собеседнику
при помощи рассказа свои мысли и чувства,
свою "картину мира". Именно в этом
возрасте они чаще всего начинают пробовать
писать стихи, вести личный дневник и т.п.
Чтение и
восприятие
Учитывая, что в раннем
юношеском возрасте активное развитие
получает чтение, юноши начинают увлекаться
чтением фантастической и философской
литературы, при этом их восприятие прочитанного
носит излишне эмоциональный характер,
а высказываемые автором идеи часто принимаются
с недостаточной долей критики. Указанные
феномены лежат в основе того, что в подростковом
и юношеском возрасте часто возникает
любопытство к факторам, меняющим обычное
состояние сознания. Юноши нередко начинают
проявлять интерес к медитативным техникам,
аутогенной тренировке, гипнозу, а также
действию наркотических веществ. Именно
по этой причине лиц данного возраста
следует рассматривать как наиболее чувствительных
к различного рода негативным влияниям
со стороны представителей религиозных
сект, а также носителей психоделической
культуры (например, лиц употребляющих
наркотические вещества).
Мировоззрение
Юность — решающий этап становления
мировоззрения, потому что именно в это
время созревают и его когнитивные, и его
эмоционально-личностные предпосылки.
Юношеский возраст характеризуется, как
мы уже видели, не просто увеличением объема
знаний, но и громадным расширением умственного
кругозора старшеклассника, появлением
у него теоретических интересов и потребности
свести многообразие фактов к немногим
принципам. Хотя конкретный уровень знаний,
теоретических способностей, широта интересов
у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги
в этом направлении наблюдаются у всех,
давая мощный толчок юношескому «философствованию».
Мировоззренческие установки ранней
юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная,
противоречивая, поверхностно усвоенная
информация складывается в голове подростка
в своеобразный винегрет, в котором перемешано
все что угодно. Серьезные, глубокие суждения
странным образом переплетаются с наивными,
детскими. Старшеклассник может, не замечая
этого, в течение одного и того же разговора
радикально изменять свою позицию, одинаково
пылко и категорично отстаивать прямо
противоположные, несовместимые друг
с другом взгляды. Он часто оказывается
в ситуации Алисы в стране чудес: «Ты...
кто... такая?— спросила Синяя Гусеница.—
Сейчас, право, не знаю, сударыня,— отвечала
Алиса робко.— Я знаю, кем была сегодня
утром, когда проснулась, но с тех пор я
уже несколько раз менялась». Но, в отличие
от Алисы, юноша склонен утверждать, что
всегда говорил и думал одно и то же. Вопрос
о смысле жизни есть симптом определенной
неудовлетворенности. Когда человек целиком
поглощен делом, он обычно не спрашивает
себя, имеет ли это дело смысл,— такой
вопрос просто не возникает. Рефлексия,
критическая переоценка ценностей, наиболее
общим выражением которой и является вопрос
о смысле жизни, как правило, связана с
какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности
или в отношениях с людьми. И именно потому,
что проблема эта по самой сути своей практическая,
удовлетворительный ответ на нее может
дать только деятельность. Именно в юности
начинают волновать человека общечеловеческие
вопросы, на которых непременно хочется
найти ответ. Отсюда и возникает понятие
юношеского максимализма.
Безусловно, не у всех старшеклассников
вырабатывается система ясных, устойчивых
убеждений. Опрос, проводившийся в Х классах
московских школ совсем недавно (в 90-е
годы), показал, что 50% учеников считают
себя склонными изменять свое решение
под воздействием товарищей и взрослых,
69% наблюдают у себя колебания при выборе
собственной позиции, не уверены в правоте
своей точки зрения.
В тоже время психологи говорят
о необходимости мировоззренческого выбора
в юности. Отсутствие этого выбора, смешение
ценностей не позволяет личности найти
свое место в мире человеческих отношений
и не способствует ее психическому здоровью.
29.Развитие личности
в раннем юношеском возрасте.
Кризис 17 лет. Понятие и виды самоопределения.
Общая эмоциональная направленность
и мотивация в раннем юношеском
возрасте.
Вообще можно выделить четыре
варианта развития юноши.
Некоторые старшеклассники
плавно и постепенно продвигаются к переломному
моменту в своей жизни, а затем относительно
легко включаются в новую систему отношений.
Их жизнь остается спокойной и упорядоченной,
они больше интересуются общепринятыми
ценностями, в большей степени ориентируются
на оценку окружающих, опираются на авторитет.
У них, как правило, хорошие отношения
с родителями, а учителям они практически
не доставляют хлопот. Тем не менее, при таком
благополучном протекании ранней юности
существуют и некоторые минусы в личностном
развитии. Дети менее самостоятельны,
более пассивны, более поверхностны в
своих привязанностях и увлечениях.
К полноценному становлению
личности приводят поиски и сомнения,
характерные для юношеского возраста.
Те, кто прошел через них, обычно в большей
мере независимы, творчески относятся
к делу, обладают более гибким мышлением,
позволяющим принимать самостоятельные
решения в сложных ситуациях, — по сравнению
с теми, у кого процесс формирования личности
проходил в это время легко.
Третий вариант развития
- это быстрые, скачкообразные изменения,
которые, благодаря высокому уровню саморегуляции,
хорошо контролируются, не вызывая резких
эмоциональных срывов. Дети рано определяют
свои жизненные цели и настойчиво стремятся
к их достижению. Однако при высокой произвольности,
самодисциплине у них слабее развиты рефлексия
и эмоциональная сфера.
Четвертый вариант
развития связан с особенно мучительными
поисками своего пути.
Недостаточное развитие
рефлексии, отсутствие глубокого самопознания
здесь не компенсируется высокой произвольностью.
Дети импульсивны, непоследовательны
в поступках и отношениях, недостаточно
ответственны. Такие дети не уверены в
себе и себя плохо понимают. Часто они
отвергают ценности родителей, но вместо
этого не в состоянии предложить ничего
своего. Вступив во взрослую жизнь, они
еще долго не обретают устойчивого положения.