Психическое развитие в раннем юношеском возрасте. Основные психические новообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 16:22, шпаргалка

Описание работы

Большая часть психологической литературы не отделяет подростковый возраст от юношеского. Однако распространено и выделение юности в отдельный период, обычно, исследователи относят к ней людей от 16-21 года. От подросткового возраста юношеский отличается большей эмоциональной стабильностью. Это связано, во первых, с завершением полового созревания. Человек привык к своему новому облику и состоянию, научился управлять им. Во-вторых, даже неразрешенные конфликты первой фазы переходного возраста ушли вглубь, на первый план выходят проблемы самоопределения уже по отношению к макросоциуму, широким социальным ценностям, а не только к ближайшему окружению, как это было на предыдущем этапе.

Файлы: 1 файл

Юношество.docx

— 30.62 Кб (Скачать файл)

 

Два главных понятия, которые характеризуют личностное развитие, это личностное самоопределение и профессиональное. Личностное самоопределение – определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей. Штерн, рассматривая становление личности юноши, выделил шесть типов личности, соответствующих доминированию той или иной ценности, которая переживается как главная, основная в жизни человека: теоретический, эстетический, экономический, социальный, политический и религиозный типы. Обычно, делается выбор в пользу одной ценности, но могут использоваться и все. Профессиональное самоопределение – личностный выбор, но многие старшеклассники к нему не готовы, поэтому осуществляют его незрелым способом. Многим приходится из-за неправильного выбора в дальнейшем менять профессию.

Немалую роль играют и отношения со сверстниками. Юноши уже могут делить группы и людей на референтных и нет. Для юноши, в отличие от подростка, важно качество эмоциональных отношений. Для него существенно мнение нескольких товарищей, с которыми он обнаруживает сходство в ценностях.

Отношения в семье: важным становится возможность доверительного общения «на равных» с родителями или другими авторитетными взрослыми из ближайшего окружения. Известно, что наиболее благоприятной является семья со средним уровнем сплоченности и нестрогим разделением семейных ролей. Такая структура позволяет семье менее болезненно приспособиться к качественным изменениям в отношениях к взрослеющим детям и легче примириться с их самостоятельностью.

Что касается также эмоциональной сферы, одной из наиболее серьезных проблем в юношестве становится юношеская влюбленность. Эриксон определил ее как собственную идентичность путем проекции собственного первоначально неотчетливого образа на кого-то другого и лицезрения его уже в отраженном и проясненном виде.

Кризис 17 лет.

Каждый юноша переживает кризис идентичности. Его причина заключается в том, что формирование идентичности достаточно длительным и сложным процессом, поскольку это зависит от принятия индивидом своих решений, взятие на себя ответственности за свои решения, за выбор ценностей, будущей профессии .Если идентичность не сформируется, то человек \"не находит себя\", своего места в обществе, в труде

Основными вариантами становления идентичности являются:

1 Обусловленность: юноши берут на  себя определенные обязательства, но не преодолевают этап принятия  самостоятельных решений Их выбор  профессии, религии, ценностей заранее определен родителями или учителями.

2 Диффузия: состояние неопределенности. Он не выбрал для себя профессии, морального кодекса и даже избегает мыслей об этом.

3 Мораторий: вариант когда юноши и девушки переживают кризис идентичности, заняты поиском себя, профессии, религиозных, этических ценностей.

4 Достижение идентичности: это статус  юноши, который пережил кризис  идентичности, взял на себя ответственность  за свою жизнь как следствие  самостоятельного выбора, у него  появляется свой жизненный план.

Кризис, обычно, возникает из-за застревания на стадии диффузии. Для нее характерно:

- регрессия и стремление отстрочить  приобретение взрослого статуса;

- чувство изоляции и опустошенности

- смутное, но устойчивое состояние  тревоги.

- постоянное пребывание в ожидании  чего-то такого, что сможет изменить  жизнь.

- страх перед личностным общением  и неспособность эмоционально  воздействовать на лиц другого  пола.

- враждебность и презрение ко  всем признанным общественным  ролям, вплоть до мужских и женских.

- презрение ко всему отечественному  и иррациональное предпочтение  иностранного.

Иногда даже появляется поиск негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения. Для людей, находящихся в статусе достижения идентичности, характерны наиболее гармоничные отношения с семьей. Их поиски идентичности несут в себе меньший эмоциональный заряд, чем у двух предыдущих групп. Подлинная психологическая зрелость наступает тогда, когда формируется цельная гармоничная личность, открытая для опыта, способная к самореализации, готовая к постоянному поступательному развитию и преодолению собственных жизненных кризисов.

 


Информация о работе Психическое развитие в раннем юношеском возрасте. Основные психические новообразования