Психическое здоровье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:20, реферат

Описание работы

Задачи исследования: 1) изучить возможность объективного использования применения понятия «психическое здоровье»; 2) проанализировать особенности и характер функционирования психики человека; 3) провести структурный анализ психического здоровья сквозь призму соотношения психики и окружающего мира, а также физиологии человека.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Психическое здоровье как норма
Глава 2. Особенности и характер функционирования психики человека
Глава 3. Соотношение психики с позиции окружающего мира и физиологии человека
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

реферат Психическое здоровье.docx

— 35.64 Кб (Скачать файл)

«Психическое здоровье»

 

Выполнил: Иванов И.И.

 
 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

Воронеж, 2010

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Психическое здоровье как норма

Глава 2. Особенности и  характер функционирования психики  человека

Глава 3. Соотношение психики  с позиции окружающего мира и  физиологии человека

Заключение

Библиографический список

 

Введение

 

На современном этапе  развития общества, в период процесса постепенной всемирной глобализации и повышающего уровня научно-технического прогрессе в мире все более  актуальным становится исследования в  гуманитарных областях научного знания. В науке происходит возврат от наукоемких технологий к гуманитарной сфере. Психология является типичным пример данного явления. Так как психология хотя и выступает одной из целого ряда гуманитарных дисциплин, на сегодняшний  день она занимает твердые позиции  среди всех гуманитарных дисциплин. Причины этого находятся в  научном «кругозоре» и «дальновидности» психологии, которая позволяет подвергнуть  человека всестороннему психологическому анализу, а также исследовать  его поведению, жизни, и кроме  этого все общество в целом. Заметим  тот факт, что человек все же является социальным существом, поэтому  психология направляет свой научный  взгляд также и на общество. Важность данной науки в том, что она  позволяет выявлять и вскрывать  проблемы психологического характера  в человеке и обществе, а кроме  этого и решать их и прогнозировать.

На сегодняшний день проблема психического здоровья в современном  обществе предстает актуальной. Актуальность обусловлена множеством факторов. Так, перейдя грань XXI века, человечество достигло небывалых высот в научно-технической сфере, промышленной, медицинской (фармакологической). Но одновременно с этим человечество потеряло свое поистине «человеческое» лицо. Современная ситуация в России продолжает свидетельствовать о множестве нерешенных проблем социального характера: социальное расслоение на фоне экономического кризиса последних лет, широкое распространение алкоголизма и наркомании, распространение девиантного поведения среди молодежи, экстремизма и многое др. Все более повышается уровень психически больных людей в обществе. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливают нервное напряжение, что зачастую способствуют возникновению и развитию нервно-психической патологии. Нормой становится синдром «эмоционального выгорания» на работе и мн. др. Поэтому на основании всего вышеприведенного, исследование вопросов психического здоровья позволит, с нашей точки зрения, не только более корректно подойти к решению насущных проблем в психической области человека, но и возможно решить проблемы в социальной сфере целого общества.

Общая цель исследования является – проведение структурного анализа феномена «психическое здоровье»;

Задачи исследования: 1) изучить возможность объективного использования применения понятия «психическое здоровье»; 2) проанализировать особенности и характер функционирования психики человека; 3) провести структурный анализ психического здоровья сквозь призму соотношения психики и окружающего мира, а также физиологии человека.

Методология исследования основана на таких общенаучных методах  как: анализ, синтез, будет использоваться сравнение и теоретическое обобщение.

Общая структура работы состоит  из введения, трех глав, заключения и  библиографического списка.

 
 

Глава 1. Психическое здоровье как норма

 

Психическое здоровье это  собирательное понятие, которое  состоит из нескольких составляющих: психика и здоровья – создавая, таким образом, синтетический объект для изучения.

Здоровье – это состояние  полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней и физических эффектов. Так физическое здоровье – естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием  всех его органов и систем; оно  зависит от двигательной системы, от правильного питания, от оптимального сочетания устной и физической работы.

Психическое здоровье —  согласно определению Всемирной  организации здравоохранения, это  состояние благополучия, при котором  человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться  с обычными жизненными стрессами, продуктивно  и плодотворно работать, а также  вносить вклад в жизнь своего сообщества. Из данного определения  следует одна важная мысль о том, что если физическое состояние здоровье это здоровье чего-либо вещественного, то психическое здоровье это нормальное функционирование фактически психических  процессов в человеке.

Таким образом, психическое  здоровье — суть интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Определение психического здоровья в современной науке  тесно связано с общим представлением о личности и механизмах ее развития.

В психологии и медицине существуют разные подходы к проблеме психического здоровья, обращенные к  различным сторонам нормального  и аномального функционирования. Традиционная медицинская модель рассматривает  психическое здоровье как меру вероятности  развития болезни («негативное» определение  здоровья как отсутствия болезни). В психоанализе представление о здоровье как таковом вообще отсутствует; каждый человек выступает как носитель потенциальной болезни, переход которой в актуальную болезнь — препятствует сбалансированный режим функционирования механизмов психологической защиты и компенсации в индивидуальной психодинамике.

Для бихевиоризма характерно сведение личности к ее социальному  функционированию и к определению  нормы или здоровья через понятие  равновесия со средой, с использованием таких критериев, как адаптация, стабильность, успешность, продуктивность. Современные теоретические, экспериментальные  и прикладные подходы в психологии личности и психотерапии характеризуют  психическое здоровье как зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, меру способности человека трансцендировать («выводить за пределы») свою биологическую, социальную и смысловую детерминированность, выступая активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире.

Вернувшись к психоанализу, отметим тот факт, что психоанализ  первая современная система психологии, предметом которой является не какой-то отдельно взятый аспект проблемы человека, а человека как целостная личность. Для более полного понимания  психического здоровья рассмотрим кратко изучение психики основоположником психоанализа З. Фрейда. Так в ходе своих исследований Фрейд установил, что психика изначально является регрессивной. Регрессия – одно из самых употребительных в психоанализе понятий и смысл его – не однозначный. Это, во-первых, переход от «вторичных», сознательных форм психической активности к первичным, бессознательным, инстинктивным. Во-вторых, от сложных – к упрощенным, детским способам рассуждения или возращения к изжитым, пройденным стадиям развития. В-третьих, это оживленное, заинтересованное стремление выразить с помощью слов, образов, жестов скрытое не артикулированное содержание психики. В-четвертых, возврат либидо, сексуального инстинкта к первичным, самым ранним его объектам. Подобно этому также Фрейд выделил такие особенности функционирования психики как: сопротивление, вытеснение, трансфер и др.

Помимо Фрейда, к деятельности которого в научной среде имеются  и отрицательные мнения, следует  отметить исследования К. Юнга и Э. Фромм. Выступая в роли продолжателей дела своего учителя и являясь представителями психоаналитической школы они также установили, что фактически понятие нормы, эталона в области психологии не приемлемо. Так, например, согласно К. Юнгу бессознательное, а в особенности коллективное бессознательное представляет собой общее для всех представителей человеческой расы основание психики, при этом занимающую наибольшую область в процессе функционирования человека. Психические расстройства, по мнению Юнга и Фромма могут выступать как следствие внутреннего противоречия между внутренними («наиболее человеческими») посылами и внешними этическими нормами и устоями. В данном ключе попытка определения эталона психического здоровья немыслима. Наше бессознательное, как примитивное, архаическое мышление, представляющее собой первоначальный стадий мироотношений человека, находится в непримиримом противоречии и во вражде с теми культурными ограничениями личности, которые делают ее социальной единицей, участником в культурном строительстве человека. Действительность показывает, что мышление душевнобольных и невротиков, в большей или меньшей степени отличается как раз такими чертами, которые сближают их с людьми «архаическими», то есть фактически с людьми, которые не смогли на каком-то этапе своего развития решить этих внутренних противоречий. Поэтому, даже если мы попытаемся условно оформить психическое здоровье, то проблема будет насущной и актуально либо постоянно и сопутствующей всему человечеству, либо будет разрешена при новом витке развития психологии как научной дисциплины. Но исследования в области философии науки (например, работа «Восстание масс» Хосе Ортеги-и-Гассета) скорее подтверждают первое.

Коснувшись вопросов эталона  психического здоровья, интересным будет сравнение границ между особенностями человеческого характера (акцентуациями) и патологиями. Так акцентуация характера понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Именно на описаниях этих акцентуаций строятся современные классификации характеров. Приводить в работе мы их не будем по причине минимума объема работы. Акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Психопатия (от греч. psycho — душа и pathos — страдание, болезнь) — патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность личностных свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

Различают психопатии ядерные (врожденные или конституциональные) и приобретенные. Последние возникают как следствие травмы головного мозга, инфекции, интоксикации, психотравмы и т. д. Конституциональные психопатии обусловлены врожденной неполноценностью нервной системы, вызванной факторами наследственности, вредностями, воздействующими на плод, родовой травмой и т. п. Конституциональные психопатии проявляются уже в детском возрасте в виде нарушений эмоционально-волевой сферы, при этом интеллект может быть относительно сохранным. Степень выраженности психопатии во взрослом возрасте зависит от условий воспитания и влияния окружающей среды. Проявления психопатий разнообразны. Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, принято выделять следующие классические типы:

1) циклоиды, основной признак  которых — постоянная смена  настроения с колебаниями цикла  от нескольких часов до нескольких  месяцев; 2) шизоиды, для которых характерны уход от контактов, замкнутость, скрытность, легкая ранимость, отсутствие эмпатии, угловатость движений; 3) эпилептоиды, основной признак которых — крайняя раздражительность с приступами тоски, страха, гнева, нетерпеливость, упрямство, обидчивость, жестокость, склонность к скандалам; 4) астеники, которым свойственны повышенная впечатлительность, психическая возбудимость, сочетающаяся с быстрой истощаемостью, раздражительность, нерешительность; 5) психастеники — тревожные, неуверенные в себе, склонные к постоянным раздумьям, патологическим сомнениям; 6) паранойяльные психопаты — склонны к образованию сверхценных идей, упрямы, эгоистичны, отличаются отсутствием сомнений, уверенностью в себе и завышенной самооценкой; 7) истерические психопаты — характеризуются стремлением во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих, при этом оценка ими реальных событий всегда искажена в благоприятную для них сторону, в общении манерны, театральны; 8) неустойчивые психопаты — основные признаки: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих; 9) органические психопаты — отличаются врожденной умственной ограниченностью, могут хорошо учиться, но бесплодны, когда нужно применить знания или проявить инициативу, умеют «держать себя в обществе», но банальны в суждениях.

Четкой границы между  психопатиями и вариантами нормальных характеров не существует. Указанным  типам психопатов в норме соответствуют  натуры с подобным характерологическим  складом, но без патологической (психопатической) выраженности (Акцентуация характера). Под влиянием болезни или психотравм у психопатов могут возникать острые и затяжные реактивные и невротические состояния, а также депрессии.

Граница между акцентуациями  характера и психопатиями весьма расплывчата, и не исключено «перетекание»  одного в другое. Дело в том, что  в теоретическом отношении понятие  психической нормы достаточно расплывчато  и относительно.

Проводя длительные наблюдения за людьми, страдающими различными психическими заболеваниями, психологам удалось выделить некоторые критерии, которые помогают различить нормальное и аномальное состояние. Опираясь на них, конечно, нельзя поставить диагноз  и сделать вывод о наличии  определенного психического заболевания (психолог этого и не должен делать, подменяя собой врача), однако можно  ставить вопрос об отклонении от нормы.

Поведению, отклоняющемуся от нормы, свойственны следующие  характерные признаки: оно неадекватно, в нем прослеживается отсутствие самокритики, оно, как правило, непродуктивно. Следует отметить еще один немаловажный критерий – поведение человека, подверженного патологиям, как правило, наносит вред окружающим его людям.

Нельзя забывать о том, что под воздействием давления определенного  рода, акцентуация характера может  перетечь в соответствующую патологию. Поэтому необходимо помнить об этом. А так же, для предотвращения подобного  «перетекания», очень важно своевременное  отслеживание акцентуаций.

Тем не менее, еще раз напомню  о том, что четкого определения  психической нормы не существует. И поэтому, определение «нормальности» является уделом врача и должно быть индивидуальным.

 

Глава 2. Особенности и характер функционирования психики человека

 

Психическая деятельность организма  осуществляется посредством множества  специальных телесных «устройств». Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию  и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся  эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в  среде и решение жизненных  задач.

Психика как отражение  действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Высший (смотря, конечно, с  какой позиции посмотреть) уровень  психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая  форма психики. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Информация о работе Психическое здоровье