Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:20, реферат
Задачи исследования: 1) изучить возможность объективного использования применения понятия «психическое здоровье»; 2) проанализировать особенности и характер функционирования психики человека; 3) провести структурный анализ психического здоровья сквозь призму соотношения психики и окружающего мира, а также физиологии человека.
Введение
Глава 1. Психическое здоровье как норма
Глава 2. Особенности и характер функционирования психики человека
Глава 3. Соотношение психики с позиции окружающего мира и физиологии человека
Заключение
Библиографический список
При исследовании психики и психической деятельности все же важным является исследование глубиной области психики и психического – бессознательного.
Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. В бессознательном, в отличии от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.
В область бессознательного
входят психические явления, возникающие
во сне (сновидения); ответные реакции,
которые вызываются неощущаемыми, но
реально воздействующими
Почему же так важно
психика и ее нормальное функционирование?!
Возможно, что ответом является одна
отличительная черта
Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление). Данный аспект также доказывает тот факт, что человек выступает социальным существом, которое не может существовать вне общества. С данной позиции интересным предстает одно из страшнейших наказаний древних греков, применяемое в древности при нарушении законов, как изгнание из города-полиса.
Глава 3. Соотношение психики с позиции окружающего мира и физиологии человека
Психическое здоровье человека зависит от огромного количества факторов, ключевым их которых является состояние психики. Психика же человека функционирует во взаимосвязи с физиологией человека, а также с окружающим миром. В данной главе мы попытаемся доказать, что психическое здоровье помимо чисто психологической стороны также зависит и от множества других факторов. А поэтому для того, чтобы достичь состояния психического здоровья у человека и у общества будут требоваться усилия и в других научных областях. Возможно, что материалы данной главы покажут насколько сложной и возможно даже нерешенной является проблема психического здоровья в современном обществе.
То, что человек обладает и физическим здоровьем и психическим как его частью доказывать не стоит, но вот то, как это может проявляться, мы постараемся показать на нескольких примерах.
Так существует целый спектр болезней, в развитии которых ведущую роль играют психологические факторы. Это психосоматические болезни. Психосоматические заболевания – это болезни, в развитии которых ведущую роль играют психологические факторы, в том числе и психологический стресс. Классический набор психосоматических заболеваний включает в себя бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, тиреотоксикоз, язвенную болезнь 12-перстной кишки, неспецифический язвенный колит, нейродермит, ревматоидный артрит и ряд других болезней. Психологические факторы играют немаловажную роль и при других заболеваниях: мигренях, эндокринных расстройствах, злокачественных новообразованиях. Однако следует различать истинные психосоматозы, возникновение которых определяется психическими факторами и лечение которых должно быть направлено, прежде всего, на их устранение и коррекцию (психотерапия и психофармакология), и остальные заболевания, включая инфекционные, на динамику которых психические и поведенческие факторы оказывают существенное воздействие, меняя неспецифическую резистентность организма, которые при этом не являются первопричиной их возникновения. Существует несколько гипотез, объясняющих происхождение психосоматических заболеваний.
Согласно одной из них, психосоматические заболевания являются следствием стресса, обусловленного длительно действующими и непреодолимыми психотравмами.
Другая гипотеза связывает
возникновение
Таким образом, стресс является одним из ведущих факторов в развитии психосоматических заболеваний, причем его решающая роль в данном процессе доказана не только клиническими наблюдениями, но и в экспериментах на разных видах животных. Особенно показательными были опыты, проведенные на обезьянах, которые в качестве экспериментальной модели считаются наиболее близкими человеку. Так, в одних экспериментах у самца-вожака отбирали любимую самку, помещали ее в соседнюю клетку и подсаживали к ней нового партнера. Самец, оставшийся один в клетке, тяжело переносил измену подруги и в течение 6- 12 месяцев погибал от сердечного приступа или повышенного кровяного давления. В других специальных экспериментах на обезьянах психологический стресс приводил к развитию язвы желудка или серьезным нарушениям в работе кишечника.
У людей эмоциональный
стресс может приводить к еще
более серьезным последствиям, включая
развитие онкологических заболеваний.
Так исследователями из медицинской
школы Хьюстона (США) получены убедительные
доказательства того, что стресс может
вызывать нарушения генетического
аппарата, повышая вероятность
Как видно из данных примеров, влияние через психику на физиологию человека не составляет большого труда. Одновременно с этим мы можем говорить и об обратных процесса, когда окружающая среда или внутреннее физическое состояние человека влияет на психику, психическое здоровье и его поведение.
Для исследования психического
здоровья важным является изучение среды
обитания человека, которая является
сложным переплетением
Факторы, влияющие на здоровье |
Примерный удельный вес в % |
Группы факторов риска |
1. Образ жизни |
49 – 53 % |
Курение, алкоголь, неправильное питание, вредные условия труда, переживания, стрессы, привычки, гиподинамия, материально – бытовые условия, наркотики, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, высокий уровень урбанизации (населения) |
2. Генетика, биология |
18 – 22 % |
Предрасположенность к наследственным заболеваниям |
3. Внешняя среда |
17 – 20 % |
Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена природно-атмосферного давления, магниты и другие излучения |
4. Здравоохранение |
8 – 10 % |
Неэффективные профилактические меры, низкое качество медицинской помощи и несвоевременность её оказания |
Экология. Не для кого не секрет, что современная природа очень загрязнена. В зависимости от своей природы, концентрации и времени действия на организм человека различные вещества-результаты промышленной деятельности они могут вызвать различные неблагоприятные последствия. Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди. При систематическом или периодическом поступлении организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление.
Признаками хронического
отравления являются нарушение нормального
поведения, привычек, а также нейропсихического
отклонения: быстрое утомление или
чувство постоянной усталости, сонливость
или, наоборот, бессонница, апатия, ослабление
внимания, рассеянность, забывчивость,
сильные колебания настроения.
Проблема шума: Очень шумная
современная музыка способна вызвать
нервные заболевания. Шум обладает
аккумулятивным эффектов, то есть акустические
раздражение, накапливаясь в организме,
все сильнее угнетают нервную
систему. Поэтому перед потерей
слуха от воздействия шумов возникает
функциональное расстройство центральной
нервной системы. Особенно вредное
влияние шум оказывает на нервно-психическую
деятельность организма. Доказано, что
процесс нервно-психических
Заключение
Психическое здоровье это
собирательное понятие, которое
состоит из нескольких составляющих:
психика и здоровья. Психическое
здоровье — согласно определению
Всемирной организации
В психологии и медицине
существуют разные подходы к проблеме
психического здоровья, обращенные к
различным сторонам нормального
и аномального
В психоанализе, например, представление о здоровье как таковом вообще отсутствует; каждый человек выступает как носитель потенциальной болезни, переход которой в актуальную болезнь — препятствует сбалансированный режим функционирования механизмов психологической защиты и компенсации в индивидуальной психодинамике.
Психические расстройства могут
выступать как следствие
Коснувшись вопросов эталона психического здоровья, интересным будет сравнение границ между особенностями человеческого характера (акцентуациями) и патологиями. Так акцентуация характера понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Четкой границы между психопатиями и вариантами нормальных характеров не существует. Под влиянием болезни или психотравм у психопатов могут возникать острые и затяжные реактивные и невротические состояния а также депрессии.
Граница между акцентуациями
характера и психопатиями весьма
расплывчата, и не исключено «перетекание»
одного в другое. Дело в том, что
в теоретическом отношении
Отметим также, что Психическое здоровье человека зависит от огромного количества факторов. Для исследования психического здоровья важным является изучение среды обитания человека, которая является сложным переплетением социальных и природных факторов. Отметим также, что в настоящее время значительная часть болезней человека связаны с ухудшением экологической обстановки в нашей среде обитания: загрязнениями атмосферы, воды и почвы, недоброкачественными продуктами питания, возрастанием шума.
Библиографический список:
1. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. - К.: Рута, 2001. – [www.psylib.ukrweb.net: Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействия развитию психической культуры];
2. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс / Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
3. Реньяр П. Умственные эпидемии: Историко-психиатрические очерки. Перевод с фр. Эл.Зауэр. - M., 2004. – [www.psylib.ukrweb.net: Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействия развитию психической культуры];
4. Столяренко Л.Д. основы психологии. 5 изд., перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 672 с.
5. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2004. – 592 с.
6. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я»: Роман: Пер. с нем. / З. Фрейд. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. - 192 с.
7. Фромм Э. Душа человека. Перевод с нем. В. Закса / Э. Фромм. - Фромм. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 251 с.
8. Фромм Э. Человек для самого себя. Перевод с англ. Э. Спировой. / Э. Фромм. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. - 349 с.