Психика человека и ее развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:42, реферат

Описание работы

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 37.19 Кб (Скачать файл)

 

 Ведение       

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в  активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой  от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики.     

Во-первых, психика – это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.     

Во-вторых, главная особенность психики  заключается в способности отражать объективный мир. Это означает, что высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.     

В-третьих, получаемая живым  существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции  внутренней среды живого организма  и формирования его поведения, что  в целом определяет возможность  относительно длительного существования  этого организма в постоянно  изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или  на воздействие объектов окружающей среды. Один из самых сложных вопросов, изучаемых современной психологией  – вопрос о функциях психики. Проявления психики столь многогранны, что  дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести много. Видимо, для того, чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере.      

Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки  зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности  организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды. Человеку всегда была свойственна любознательность. Поэтому он всегда пытался понять природу явлений и вещей, окружающих его. Кроме того, люди пытались ответить на вопросы, касающиеся их самих: что такое переживание, которые им приходится испытывать; видения, приходящие во сне; что будет после смерти? Скорее всего, здесь следует искать корни религиозных обрядов, которыми люди пытаются защитить себя от неизвестного. Здесь же находятся и корни философии – основы всех наук и психологии как дочерней науки. Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Психология известна каждому человеку как система жизненных явлений. Она представлена ему в виде собственных ощущений, представлений, памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств.     

Основные  психологические явления мы непосредственно обнаруживаем у в себе и других людей. Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. Психология освещает изменение взглядов людей на понятие о душе. Каждая социальная формация определяет типичную для той или иной эпохи картину психической жизни закономерности этой смены и составляют следующую задачу психологии – душа бестелесная сила, управляемая организмом, т.е. изучается причинность всего. В данной контрольной работе я попытаюсь определить связь психики и организма человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Психика человека  и ее развитие

Психология как  наука изучает психику человека (специальная отрасль психологии - зоопсихология изучает психику  животных).  Психика - это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга.

Психологическая наука  исследует закономерности возникновения, развития и формирования психических  явлений

Известны три  основные формы психических явлений: психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление и др.); психические  состояния (активность, бодрость, пассивность, усталость и др.); психические  свойства личности (характер, темперамент, способности и др.).

Все формы психических  явлений взаимосвязаны между  собой и переходят одна в другую. Например, такой довольно сложный  психический процесс, как наблюдение, в зависимости от объекта и  условий наблюдения, может вызвать  состояние усталости и пассивности  или возбуждения и активности. Если сотруднику по характеру его  деятельности приходится систематически наблюдать, то различные психические  состояния, связанные с процессом  наблюдения, объединяются в одно целое, обобщаются и становятся относительно устойчивым психическим свойством  его личности, которое называется наблюдательностью. Это психическое  свойство, в свою очередь, влияет на психические состояния человека и при определенных условиях тормозит его чрезмерную возбуждаемость, мобилизует силы на преодоление усталости, растерянности, отвлекаемости и т. д. Воздействуя  на психические состояния, наблюдательность как свойство личности работника  оказывает влияние на его психические  процессы. Она помогает мобилизовать внимание, активизировать память, организовать мыслительные операции и т. п.

Так же обстоит дело, например, с процессом мышления, с состояниями, которые связаны  с ним, и свойствами, выступающими в виде глубокомыслия, сообразительности, осмотрительности и т. п. При активном выполнении сотрудником служебных  обязанностей мобилизуются и совершенствуются его психические состояния, формируются  такие личные психические свойства, как трудолюбие, исполнительность, старательность, добросовестность и  т. п. Эти, как и все другие свойства личности, накладывают отпечаток на психические состояния и процессы.

Во всех формах психических  явлений выступают в неразрывном  единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Например, даже в таком относительно простом  психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание  и оценка предмета, воздействующего  на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция  практических действий. С еще большей  очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах ее проявления.

Эта связь психических  явлений в той или иной мере знакома каждому человеку, поскольку  он встречается с умом, чувствами, характером и другими психическими особенностями людей, с которыми ежедневно вступает в определенные жизненные отношения. Каждый из нас  может также отдать себе отчет  в своих личных психологических  особенностях (внимании, памяти, способностях, речи и т. д.).

Знания бывают стихийно приобретенными и научными. Объем  и качество приобретенных знаний о психике, то есть знаний эмпирических, ограничиваются индивидуальным опытом человека. Научные же знания обобщают закономерности психической деятельности человека. Такие знания отличаются от эмпирических, так же как, например, знание законов баллистики отличается от знания того, что брошенный камень обязательно упадет на землю, а не устремится вверх.

Для того чтобы руководитель мог успешно влиять на психику  своих сотрудников с целью  ее развития, ему необходимо опираться  не только на индивидуальный опыт, приобретенный  в процессе работы с людьми, но и  на знание научных данных психологии.

Психика - общее  понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых  в психологии. Различают два основных философских подхода к пониманию  природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

Согласно первому  пониманию психические явления  представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием  и самопознания (рефлексия).

В соответствии с  идеалистическим пониманием психики  в мире существует не одно, а два  начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы друг к другу и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому  пониманию психические явления  возникли в результате длительной биологической  эволюции живой материи и в  настоящее время представляют собой  высший итог развития, достигнутый  ею. Есть данные, свидетельствующие  о том, что уже простейшим живым  существам – одноклеточным –  свойственны близкие к психике  явления, а именно: способность к  реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность  к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.

В представлениях материалистов  психические явления возникли намного  позднее того, как на Земле появилась  жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости  и самосохранения, проявляющимися через  механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к  ним добавились чувствительность и  готовность к научению.

Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда  лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной  со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству  и передаче приобретенных, генетически  закрепленных свойств по наследству.

Позднее, в процессе эволюционного самосовершенствования  живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший  на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Это - нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования (обособление от других тканей и органов, выделение и дифференциация ганглиозных структур, оформление головного мозга, появление и развитие коры головного мозга, сначала древней, а затем старой и новой, усложнение связей между центральной нервной системой и другими органами тела) шло развитие форм поведения (деятельности) и наслоение (иерархизация) уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.

Улучшение структуры  и функций нервной системы  послужило основным источником развития психики. Механизм данного процесса, по-видимому, тот же самый, с помощью которого описывается и представляется эволюция живых существ: приобретение организмом новых свойств и органов в результате изменений, происходящих в генотипе; приспособление к среде и выживание тех существ, чьи органы (старые и вновь приобретенные в результате мутаций) оказались наиболее полезными с точки зрения жизнеобеспечения, выживания и адаптации.

Важным стимулом к развитию явилось усложнение самих  условий жизни, которое требовало  изменения строения организма, появления  способности отражать мир, лучше  ориентироваться в нем. Можно  сказать, что первопричиной совершенствования  психики явилась сама действительность: она потребовала, чтобы у живых  существ появилась сложная нервная  система и высшие уровни психического отражения. Такова общая точка зрения на происхождение и развитие психики, разделяемая материалистами.

Ученые, склонные к  идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению, психика  не является свойством живой материи  и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Так же как в преобразовании со временем материального можно выделить низшие и высшие формы (потому такое  преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и  простейшие формы, определить собственные  законы и движущие силы развития.

В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит  слабость материалистической точки  зрения. Она сталкивается со многими  трудноразрешимыми вопросами, когда  дело доходит до объяснения связей и зависимостей психического от материального. Это - психофизиологическая проблема, суть которой состоит в объяснении зависимости друг от друга психических и физиологических процессов. Это также определение анатомо-физиологического субстрата таких идеальных явлений, как личностный смысл и значение языковых форм, разум и сознание, воля и рефлексия и др.

Вместе с тем  имеется множество фактов, которые  определенно свидетельствуют о  зависимости, существующей между мозговыми  и психологическими процессами (подробнее  речь об этом пойдет в следующей  лекции), материальными и идеальными состояниями. Это говорит о прочных  связях между идеальным и материальным, и является сильным аргументом в  пользу материализма, но, конечно, не есть доказательство того, что развитие материального причинно обусловливает  появление и формирование идеального.

С другой стороны, идеализм, утверждая независимость идеального от материального, казалось бы, обходит  эти проблемы, но также оказывается  в тупике, когда необходимо научно объяснить факты, на которые  опирается материалистическая точка зрения. В первую очередь это относится к очевидным свидетельствам, накопленным современной биологией, медициной, психологией и психофизиологией, о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.

Данная коллизия привела к тому, что ни одной  из обсуждаемых философских позиций  не удалось достаточно убедительно  одержать верх над другой. Но, к счастью, психология как конкретная наука, добывающая факты, строящая на их базе свои теории и объясняющая поведение человека, а не только его психические явления, вполне может существовать и развиваться  дальше, не дожидаясь окончательного решения указанной философской  проблемы.

Информация о работе Психика человека и ее развитие