Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:42, реферат
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики
Ведение
Психика – это свойство высокоорганизованной
живой материи, заключающееся в активном
отражении субъектом
Во-первых, психика – это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.
Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Это означает, что высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.
В-третьих, получаемая живым
существом информация об окружающем
мире служит основой для регуляции
внутренней среды живого организма
и формирования его поведения, что
в целом определяет возможность
относительно длительного существования
этого организма в постоянно
изменяющихся условиях среды обитания.
Следовательно, живая материя, обладающая
психикой, способна реагировать на
изменение внешней среды или
на воздействие объектов окружающей
среды. Один из самых сложных вопросов,
изучаемых современной
Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды. Человеку всегда была свойственна любознательность. Поэтому он всегда пытался понять природу явлений и вещей, окружающих его. Кроме того, люди пытались ответить на вопросы, касающиеся их самих: что такое переживание, которые им приходится испытывать; видения, приходящие во сне; что будет после смерти? Скорее всего, здесь следует искать корни религиозных обрядов, которыми люди пытаются защитить себя от неизвестного. Здесь же находятся и корни философии – основы всех наук и психологии как дочерней науки. Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Психология известна каждому человеку как система жизненных явлений. Она представлена ему в виде собственных ощущений, представлений, памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств.
Основные психологические явления мы непосредственно обнаруживаем у в себе и других людей. Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. Психология освещает изменение взглядов людей на понятие о душе. Каждая социальная формация определяет типичную для той или иной эпохи картину психической жизни закономерности этой смены и составляют следующую задачу психологии – душа бестелесная сила, управляемая организмом, т.е. изучается причинность всего. В данной контрольной работе я попытаюсь определить связь психики и организма человека.
1 Психика человека и ее развитие
Психология как
наука изучает психику человека
(специальная отрасль
Психологическая наука исследует закономерности возникновения, развития и формирования психических явлений
Известны три основные формы психических явлений: психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление и др.); психические состояния (активность, бодрость, пассивность, усталость и др.); психические свойства личности (характер, темперамент, способности и др.).
Все формы психических
явлений взаимосвязаны между
собой и переходят одна в другую.
Например, такой довольно сложный
психический процесс, как наблюдение,
в зависимости от объекта и
условий наблюдения, может вызвать
состояние усталости и
Так же обстоит дело, например, с процессом мышления, с состояниями, которые связаны с ним, и свойствами, выступающими в виде глубокомыслия, сообразительности, осмотрительности и т. п. При активном выполнении сотрудником служебных обязанностей мобилизуются и совершенствуются его психические состояния, формируются такие личные психические свойства, как трудолюбие, исполнительность, старательность, добросовестность и т. п. Эти, как и все другие свойства личности, накладывают отпечаток на психические состояния и процессы.
Во всех формах психических
явлений выступают в
Эта связь психических явлений в той или иной мере знакома каждому человеку, поскольку он встречается с умом, чувствами, характером и другими психическими особенностями людей, с которыми ежедневно вступает в определенные жизненные отношения. Каждый из нас может также отдать себе отчет в своих личных психологических особенностях (внимании, памяти, способностях, речи и т. д.).
Знания бывают стихийно приобретенными и научными. Объем и качество приобретенных знаний о психике, то есть знаний эмпирических, ограничиваются индивидуальным опытом человека. Научные же знания обобщают закономерности психической деятельности человека. Такие знания отличаются от эмпирических, так же как, например, знание законов баллистики отличается от знания того, что брошенный камень обязательно упадет на землю, а не устремится вверх.
Для того чтобы руководитель мог успешно влиять на психику своих сотрудников с целью ее развития, ему необходимо опираться не только на индивидуальный опыт, приобретенный в процессе работы с людьми, но и на знание научных данных психологии.
Психика - общее
понятие, обозначающее совокупность всех
психических явлений, изучаемых
в психологии. Различают два основных
философских подхода к
Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы друг к другу и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.
Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Есть данные, свидетельствующие о том, что уже простейшим живым существам – одноклеточным – свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.
В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.
Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству.
Позднее, в процессе
эволюционного
Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики. Механизм данного процесса, по-видимому, тот же самый, с помощью которого описывается и представляется эволюция живых существ: приобретение организмом новых свойств и органов в результате изменений, происходящих в генотипе; приспособление к среде и выживание тех существ, чьи органы (старые и вновь приобретенные в результате мутаций) оказались наиболее полезными с точки зрения жизнеобеспечения, выживания и адаптации.
Важным стимулом
к развитию явилось усложнение самих
условий жизни, которое требовало
изменения строения организма, появления
способности отражать мир, лучше
ориентироваться в нем. Можно
сказать, что первопричиной
Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Так же как в преобразовании со временем материального можно выделить низшие и высшие формы (потому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития.
В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения. Она сталкивается со многими трудноразрешимыми вопросами, когда дело доходит до объяснения связей и зависимостей психического от материального. Это - психофизиологическая проблема, суть которой состоит в объяснении зависимости друг от друга психических и физиологических процессов. Это также определение анатомо-физиологического субстрата таких идеальных явлений, как личностный смысл и значение языковых форм, разум и сознание, воля и рефлексия и др.
Вместе с тем
имеется множество фактов, которые
определенно свидетельствуют о
зависимости, существующей между мозговыми
и психологическими процессами (подробнее
речь об этом пойдет в следующей
лекции), материальными и идеальными
состояниями. Это говорит о прочных
связях между идеальным и
С другой стороны, идеализм,
утверждая независимость
Данная коллизия
привела к тому, что ни одной
из обсуждаемых философских