Психика человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 06:31, реферат

Описание работы

Психика (от греч. psychikos - душевный), совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой . Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики - сознание - присуща человеку. Изучается психологией.

Содержание работы

1. Характеристика психики человека и его основной структуры 3
2. Содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и их сопоставление 8
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

юля психология.docx

— 40.70 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Характеристика  психики человека  и его основной структуры 3

2. Содержание понятий  «сознание» и «бессознательное»  и их сопоставление 8

Список использованной литературы 14

 

 

1. Характеристика  психики человека  и его основной структуры

 

Психика (от греч. psychikos - душевный), совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой1. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики - сознание - присуща человеку. Изучается психологией.

Этимологически  слово «психика» (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика-это «субъективный образ объективного мира».

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом  нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а ее внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов. Психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика  формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной  предшествующими поколениями. Таким  образом, психика человека включает в себя, по меньшей мере, три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение - полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение  характеризуется рядом  особенностей2:

  • оно дает возможность  правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
  • сам психический  образ формируется в процессе активной деятельности человека;  
  • психическое отражение  углубляется и совершенствуется;
  • обеспечивает  целесообразность поведения и деятельности;
  • преломляется  через индивидуальность человека;
  • носит опережающий  характер.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. 

Обычно выделяют три крупные труппы психических  явлений, а именно:

1) Психические   процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

2) Психический  процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

3) Психические  процессы вызываются как внешними  воздействиями, так и раздражениями  нервной системы, идущими от  внутренней среды организма.

Все психические  процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные- активные и пассивные переживания; волевые- решение, исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и  первичную регуляцию поведения  и деятельности человека.

В сложной  психической  деятельности различные  процессы связаны  и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение  действительности и осуществление  различных видов деятельности. Психические  процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим  состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек  ежедневно испытывает различные  психические состояния; При одном  психическом состоянии умственная или физическая работа протекает  легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния  имеют рефлекторную природу: они возникают  под влиянием обстановки, физиологических  факторов, хода работы, времени и  словесных воздействий (похвала, порицание  и т.п.),

Наиболее  изученными являются: 1) общее психическое  состояние, например внимание, проявляющееся  на уровне активной сосредоточенности  или рассеянности. 2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состояний личности, которое называют вдохновением3.        

Высшими и  устойчивыми  регуляторами психической  деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое  свойство формируется постепенно в  процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и  практической деятельности.

Свойства  личности многообразны, и их нужно  классифицировать в соответствии с  группировкой психических  процессов, на основе которых они  формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека:

Для примера  приведем некоторые интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума; волевые - решительность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они  синтезируются  и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести4:

1) жизненную   позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов,  определяющую избирательность и   уровень активности человека);

2) темперамент  (систему природных свойств личности  - подвижность, уравновешенность  поведения и тонус активности,-  характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности  (систему интеллектуально волевых   и эмоциональных свойств, определяющую  творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему   отношений и способов поведения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание понятий  «сознание» и «бессознательное»  и их сопоставление

 

Сознание  – одно из основных понятий психологии, социологии и философии. Обозначает специфически человеческий уровень  и способ организации психики, содержание которого составляют чувственные и  интеллектуальные образы предметов  и мотивационно-эмоциональное отношение  к ним. Они открываются субъекту как его внутренний опыт в процессе самонаблюдения (интроспекции). Как  и в случае с пониманием времени, нам кажется, что мы знаем, что  такое сознание, но затрудняемся определить его.

Бессознательное - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания5.

В психологии бессознательное обычно противопоставляется  сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я) так же отсутствует в сознании.

Сознание  и бессознательное постоянно  переплетаются во  многих  действиях  человека, они способны влиять друг на друга и  психику  человека  в  целом. Иногда мы сознательно доверяемся  бессознательному  («внутреннему  голосу», интуиции, предчувствию), когда  не можем найти  более  подходящего  решения.

Используя мысль  Д.И.  Дубровского,  можно  сказать,  что  бессознательно  – психические явления органически включены в  субъективную реальность.

К  сфере  бессознательно  -  психического  относится та  часть психики, познавательные  образы  которой непосредственно   неосознаваемы.   Об   их существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего  мира.  В  то  же  время бессознательное не отделено неприступной стеной   сознательного.   Но возможности перевода  очень специфичны,   затруднены,   а во многом непосредственно недостижимы. Итак, проявления   бессознательного в сознании:

  • Бессознательная память -  это та  память, которая связана   с долговременной  и  генетической  памятью. Это  та  память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием,  определяя  содержание мыслей  человека в данный момент времени,  его  образы,  объекты,  на которые  направлено  внимание.  Бессознательное мышление   особенно отчетливо выступает в процессе решения  человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь6.
  • Есть и бессознательная мотивация, влияющая на  направленность  и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.
  • Бессознательное в личности  человека -  это  те качества,  интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но  которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных  реакциях, действиях, психических явлениях.

Одно  из таких  явлений - ошибочные действия, оговорки, описки.

В  основе  другой  группы   бессознательных   явлений   лежит непроизвольное  забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий – всего, имеющего для человека малую  значимость.

Третья  группа бессознательных  явлений  личностного  характера относится, к разряду представлений и  связана  с восприятием, памятью и воображением:  сновидения,  грезы,  мечты.  Грезы  и мечты происходят  при работающем,  но  несколько ослабленном сознании, а сновидения – и вовсе без его контроля7.

    В  14 параграфе первой главы  третьей  книги Топики Аристотель  говорит:  «То, что хорошо от природы  предпочтительней того, что хорошо  не  от  природы.  …

Цель  предпочтительней того, что направлено к цели… И вообще то, что служит цели жизни, предпочтительней того, что служит для чего -  то  другого,  как например,  то,  что направлено  к счастью предпочтительней   того,   что направлено к рассудительности».  Таким образом,  сознательно ставя перед собой цель, которой желаешь бессознательно, можно добиться  того  единства, которое и приведет к выполнению цели  жизни.  Так думал античный  философ Аристотель, об этом же говорит и психоаналитик 20 века З. Фрейд.

Наличие  сознательного  и  бессознательного  в  психике  усложняет   задачу индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое,  найти  гармонию.  Этого можно достигнуть лишь путем  самопознания.  Углубляясь  в  себя,  важно  не потерять   ориентацию   в    поиске    соотнесенности    сознательного    и бессознательного.  Потеря  ориентации  заключена  в  том,  что  принижается значение одной из противоположностей.

Рассмотрим  один  из  вариантов  такой потери,  когда   принижают   значение   сознательного,   уходят   в   сферу бессознательного. Такое проникновение  в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту часть психики, которая относится к сфере сознания,  бессознательное не следует понимать  как нечто аморфное,  оно обладает   динамичностью   и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли  человек оказаться во  власти  бессознательного?  Думается,  что   да.   Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного.  Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает  бессознательное  и  через него хочет обо всем узнать. Такие случаи известны психиатрии, о чем пишет ученик К.Г. Юнга Джозеф Хендерсон. «Определенные молодые люди  впадают в позицию собственной грандиозности,  имеющей много общего  с комплексом неполноценности  по  А.  Адлеру.  Инфляция  эго-сознания  проявляется   как героическая позиция». В случае  агрессии  бессознательного,  слова  «познай себя,  и ты  познаешь  весь  мир»   интерпретируются   как   исключительная направленность  на бессознательное. Погружение в этот  мир,  поиски  скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают  с презрением относиться к науке,  к научно  – популярной  и художественной литературе,  к прогрессивным явлениям  общественной  жизни.  Этим   самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.

Информация о работе Психика человека