Психика человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 06:31, реферат

Описание работы

Психика (от греч. psychikos - душевный), совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой . Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики - сознание - присуща человеку. Изучается психологией.

Содержание работы

1. Характеристика психики человека и его основной структуры 3
2. Содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и их сопоставление 8
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

юля психология.docx

— 40.70 Кб (Скачать файл)

Третий  тип  бессознательных явлений  -  те,  о  которых  говорит  3.  Фрейд касающихся  личностного бессознательного. Это - желания,  мысли,  намерения, потребности, вытесненные из  сферы человеческого сознания  под влиянием цензуры. Каждый  из  типов бессознательных явлений по-разному связан  с поведением человека и его сознательной регуляцией.

«Взаимосвязь   сознания  и   бессознательного   является   основной предпосылкой  психоанализа, и только  она  дает  ему  возможность  понять  и приобщить науке часто наблюдающиеся и  очень важные патологические  процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ  не  может  перенести  сущность психического в сознание, но  должен  рассматривать сознание  как качество психического, которое может присоединяться, или не присоединяться  к другим его качествам.

 Было  бы неверно на том основании,  что бессознательное и  сознание  -  это противоположные  друг другу понятия, приравнивать бессознательное   и сознательное   к   животной   и   человеческой   психике соответственно.

Бессознательное - это столь же специфически человеческое  психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая  как частичное,  недостаточно  адекватное отражение мира в мозгу человека.

Быть  сознательным - это, прежде всего, чисто описательный  термин,  который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт  показывает нам далее,  что любой психический   элемент,   например   представление, обыкновенно  не бывает длительно сознательным.   Наоборот,   характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит под воздействием каких-либо, иногда незначительных факторов; представление в данный  момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть  таковым,  однако  может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых  условиях.  Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было  бессознательным,  мы также  дадим  правильное  описание.  Это  бессознательное  в  таком  случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.

К  понятию  бессознательного мы  пришли путем  разработки  опыта,  в  котором  большую роль играет душевная  динамика.  Мы  видели,  т.е.  вынуждены  были признать,  что  существуют  весьма  напряженные   душевные   процессы   или представления - здесь,  прежде  всего, приходится  иметь дело  с некоторым количественным, т.е. экономическим, моментом, - которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие  представления,  между прочим, и такие последствия, которые могут быть  осознаны  опять-таки  как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.

Состояние, в котором они находились   до   осознания,   мы   называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается нами  во время нашей психоаналитической работы как сопротивление8.

Понятие  бессознательного  мы,  таким   образом, получаем  из  учения   о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное,  которое само  по себе  и без дальнейшего не может  стать сознательным».

Таким   образом,  уровень  бессознательного,  выражающий  переход  его   в сознательное  и наоборот выражает осознание человеком  ранее неосознаваемой мысли. Однако и осознаваемая  в  настоящем  мысль  может  перейти  в  сферу бессознательного.

Существует  масса примеров, на  которых  можно  отобразить  бессознательное как модель, присвоить ей  определённые  характеристики  и исследовать её.

Например,  пробуждение  человека  от   сна   является   ничем   иным,   как конфронтацией двух взаимно противоположных сторон. С одной  стороны  -  это сознание человека, стремящееся попасть в окружающий мир, а с другой стороны это инстинкт сна, затягивающий человека в свою паутину.  Сознание   являлся доминирующим во всей системе, результатом победы его над инстинктом явилось начало пробуждения человека.

Но  даже при  таком раскладе, устранить  влияние  бессознательного не  удалось и, скорее всего, никогда не удастся. Невозможно ни стереть  бессознательное из человека, ни побороть его сознательно.

Таким образом, мера бессознательного в жизни человека определяется переходом от инстинктивного ощущения действительности  к  сознательному  восприятию, выраженную в поведении человека в его конкретных поступках.

 

Список использованной литературы

 

  1. Психология. Учебник для технических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб, 2009.
  2. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб, 2008.
  3. Общая психология. Петухов В.В., Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., 2010.
  4. Основы психологии. Столяренко Л.Д. 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2008.
  5. Психология человека. Курс лекций. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. 2009.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2003.
  7. П. В. Добросельский. Общие аспекты психики или введение в православную психологию - М.: Благовест, 2009.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.
  9. Сергеева И.А., Федоров А.В. Психология и педагогика: курс лекций. Ч.1 / И.А. Сергеева, А.В. Федоров. – Иркутск: ИрГУПС, 2010.
  10. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1991.

1 П. В. Добросельский. Общие аспекты психики или введение в православную психологию - М.: Благовест, 2009. С.174

2 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - С.120

3 Основы психологии. Столяренко Л.Д. 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2008. С.27

4 Основы психологии. Столяренко Л.Д. 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2008. С.28

5 Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2003. - 92 с.

6 Сергеева И.А., Федоров А.В. Психология и педагогика: курс лекций. Ч.1 / И.А. Сергеева, А.В. Федоров. – Иркутск: ИрГУПС, 2010. С.21

7 Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1991. С.25

8 Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1991. С.34

 


Информация о работе Психика человека