Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:21, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение психики организма ее развитие и рассмотрение структуры психических процессов.
Задачи контрольной работы:
Охарактеризовать психику человека и её основную структуру;
Раскрыть содержание понятий «сознание» и «бессознательное».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру 4
2. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их. 7
3.Соотнесите психологические понятия и их определения 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
4. Список литературы……………………………………………………………16
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру 4
2. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их. 7
3.Соотнесите психологические понятия и их определения 12
а) сознание
б) самосознание
в) бессознательное
1. Высший
уровень психической
2. Совокупность
психических образований,
3. Высокоорганизованный
психический процесс,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
4. Список
литературы……………………………………………………
Издревле люди задумывались, о том, что такое человек, и какова его природа, сначала, в эпоху первобытнообщинного строя человек сравнивал себя с каким-то животным - тотемом, или с растением, предметом и наделял этот тотем какими-либо качествами человека, а себя качествами животного. Затем, после перехода на более высокую стадию развития общества, пришло понимание себя, как части окружающего мира, части мира, созданного богами, после появляется концепция души, которая преобладает довольно продолжительное время, но затем, когда продвигаются в перед естественные науки, приходит понимание, благодаря труду многих ученых, философов, так называемой психологической реальности, и осознание процессов психики, и уже в конце прошлого - нынешнем веке появляется научное описание психики человека и научное понимание протекающих в организме и разуме процессов. Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.
Целью данной контрольной работы является изучение психики организма ее развитие и рассмотрение структуры психических процессов.
Задачи контрольной работы:
Охарактеризовать психику человека и её основную структуру;
Раскрыть содержание понятий «сознание» и «бессознательное».
Тема контрольной работы
Психология, как и педагогика, берет свое начало в глубине тысячелетий.
Термин «психология» ( от греч. Psyche - душа, logos – учение, наука) означает учение о душе. Психологическое знание исторически развивалось – одни представления сменялись другими.[2, с. 9]
Психология - наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.[2, с. 32]
В настоящее время существует несколько подходов к пониманию природы психики человека:
Психика (от др.-греч. «дыхание, душа») — сложное понятие в философии, психологии и меди
Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Психика находится во взаимодействии
с соматическими (телесными) процессами,
оценивается по ряду параметров: целостность,
активность, развитие, саморегуляция,
коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой
ступени биологической эволюции
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Структура психики – это абстрактная модель, существующая в нашем представлении, а не нечто физическое в нашем организме, поэтому разные авторы предлагают различные модели, которые, как правило, дополняют, а не исключают друг друга. В структуре психики обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:
Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие; и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В структуре психики различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Под психическим состоянием, входящим в структуру психики, следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния; при одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Наиболее изученными являются:
1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности. 2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т. д.).
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
Таким образом, психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета. Ее следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им способностей к реагированию на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.
Сознание является высшим
уровнем отражения человеком действительности,
в результате чего достигается познание
и преобразование окружающего мира, если
психику рассматривают с материалистических
позиций, и собственно человеческой формой
психического начала бытия, если психику
трактуют с идеалистической
позиции. В истории психологии проблема
сознания является труднейшей и наименее
разработанной.
Независимо от того, каких
мировоззренческих позиций
сознания к познанию других психических
явлений и самого
себя. Наличие у человека такой способности
является основанием для существования
и развития психологии, ибо без нее
психические явления были бы закрыты для
познания. Без рефлексии человек не мог
бы иметь представление о том, что у него
есть психика. [2, c.43]
Сознание тесно связано
с волевым контролем со стороны чело-
века его собственных состояний психики
и поведения. Сознание
отличается от бессознательного тем, что
человек произвольно, т.е.
при помощи волевого усилия, сознательно
сосредоточивает свое
внимание на мысленном представлении,
какой-либо идее, воспо-
минании, определенном течении мыслей,
отвлекается от несуше-
ственного в данный момент.
Сознание связано с речью
и без нее в высших своих формах не
существует. Осознание чего-либо возможно
только при его словес-
но-понятийной означенности, наделенности
определенным смыс-
лом, связанным с человеческой культурой.
Слова-понятия содержат
в себе указания на общие и отличительные
свойства отражаемого
в сознании класса предметов. В сознании
отражаются не все и не слу-
чайные, а только основные, главные, сущностные
характеристики
предметов и явлений, т.е. то, что присуще
именно им и отличает их
от других, внешне похожих на них предметов
и явлений.
Важнейшая характеристика сознания
- его способность к ком-
муникации, т.е. передаче другим ЛЮЛЯМ
того, что осознает данный
человек с помощью языка и других знаковых
систем.
Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев.
В работах ведущего отечественного
психолога В.П. Зинченко вы-
делялись два уровня сознания: бытийное
и рефлексивное.
Первый исходный уровень - бытийное сознание (сознание для
бытия), или экзистенциальное, - включает в себя:
На бытийном уровне сознания
решаются очень сложные зада-
чи, поскольку для эффективного поведения
необходима актуали-
зация нужного в данный момент образа
и нужной программы дви-
жений. Образ действия должен вписываться
в образ мира, что
и обеспечивает бытийный слой сознания.
Второй уровень сознания
- рефлексивное (сознание для созна-
ния) - включает в себя:
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.