Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:21, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение психики организма ее развитие и рассмотрение структуры психических процессов.
Задачи контрольной работы:
Охарактеризовать психику человека и её основную структуру;
Раскрыть содержание понятий «сознание» и «бессознательное».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру 4
2. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их. 7
3.Соотнесите психологические понятия и их определения 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
4. Список литературы……………………………………………………………16
Сознание образует высший
уровень психики, свойственный человеку.
Сознание есть высшая интегрирующая
форма психики, результат общественно-
Первая характеристика сознания дана уже в самом его наименовании: со-знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. [1, с.371]
Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Отделение «я» от «не-я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека. [1, c.371]
Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы и т.д.
Четвертая характеристика сознания
– наличие эмоциональных оценок
в межличностных отношениях.
Что же касается философских характеристик сознания, то сознание в современной трактовке – это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.
У многих людей возникают
предчувствия, которые значительно
опережают реальные восприятия. Многие
чувствуют опасность в
Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения; когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа; когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может; когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.
Изучение феномена
Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении и деятельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного. [1, c.379]
Таким образом, можно сделать вывод, что сознание – это свойство высокоорганизованной материи мозга. Поэтому основой сознания является мозг человека, а также его органы чувств.
Бессознательное в личности
человека - это те качества, инте-
ресы, потребности и т.п., которые человек
не осознает у себя, но
которые ему присущи и проявляются В разнообразных
непроиз-
вольных реакциях, действиях, психических
явлениях.
а) Сознание – 1) высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;
б) Самосознание – 3) высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя;
в) Бессознательное – 2) совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не дает ответа.
Роль бессознательного в регуляции психики заключается в следующем. На уровне сознания человеком решаются в основном только новые и самые сложные задачи, для которых в его личном опыте не существует готовых, вполне удовлетворительных решений. На бессознательном уровне обычно решаются сравнительно простые, привычные задачи, которые не представляют для человека особого труда. К примеру, если человек умеет ходить, читать, писать, ездить на велосипеде, то ему нет необходимости всякий раз тщательно контролировать, постоянно удерживать в поле своего внимания и сознания все возможные мелкие движения, которые он при этом совершает. Если же человек еще только учится ходить, читать, писать (например, на каком-либо иностранном языке), если он еще не умеет ездить на велосипеде, но хотел бы этому научиться, то он вынужден сознательно контролировать все совершаемые при этом движения. Следовательно, мера сознательного контроля того или иного процесса зависит от специфики этого процесса, а также от легкости его осуществления и от степени его автоматизации. Правда, вполне определенно ответить на вопрос о том, какова доля сознания и бессознательного в реальном управлении познавательными процессами человека и всей его психикой в целом, мы пока что не можем. Это вызвано несколькими причинами. Прежде всего, само бессознательное до сих пор в достаточной степени в психологии не изучено из-за серьезных затруднений, которые связаны с его пониманием, определением и отсутствием надежных методов его исследования. Затем, не вполне определены структура и роль сознания, не говоря уже о его психологической сущности и связи с теми процессами, которые происходят в мозге человека. Наконец, несмотря на более чем столетний опыт экспериментального изучения познавательных процессов человека, до сих пор в этой области имеется немало вопросов, ответы на которые или не найдены, или недостаточно убедительны. Что касается роли бессознательного в управлении поведением человека, то и здесь картина соотношения исследованного и неизвестного представляется довольно запутанной. С одной стороны, классические работы таких известных психологов, как 3. Фрейд, К. Юнг и др., в теоретическом плане, казалось бы, уже смогли расставить все точки над «i». С другой стороны, их интереснейшие работы в этой области не полностью подкреплены экспериментальными данными и не позволяют вполне определенно ответить на наш, сформулированный даже в самом общем виде, вопрос. В лучшем случае их рассуждения на этот счет представляют собой интересные гипотезы, а не научные теории, подтвержденные экспериментальными данными и практикой.
Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобыт6ного человека.
Сознание – это высший уровень
развития психического
Но в психике человека не
только сознательные процессы, но
и процессы которые не
Обобщая проанализированные в данной работе литературные данные, можно сделать следующие выводы.
Сущность сознания, как высшей
формы развития психики,
Необходимо учитывать
Цели контрольной достигнуты, задачи
выполнены: охарактеризована
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: