Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:44, реферат
Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания.
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует ни одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, тем не менее, развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.
Психика
Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания.
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует ни одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, тем не менее, развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.
Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.
Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Также как в преобразовании со временем материального можно выделить низшие и высшие формы (по тому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития.
Психика животных
Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики. Еще в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные – окружающая природа, люди, различные предметы. И невещественные – образы людей и предметов, воспоминания о них, переживания, таинственные, подчас, труднообъяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Именно так возникли представления о душе и о теле, о материи и о психике, как самостоятельных началах.
Психика – от греческого душевный, – свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения действительности, результат специфических взаимодействий живых систем с окружающей средой. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие – преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи – придают поведению энергию и стремительность, четвертые – приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.
На протяжении длительной эволюции органического мира – от амебы до человека – физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными.
До половины прошлого столетия большинство даже ученых людей считало, что животный мир существует сам по себе, а человечество – само по себе. Людям казалось оскорбительной простая мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. Только великий Дарвин доказал эту истину, тем самым совершив переворот в человеческих умах.
Если окунуться в предысторию человеческого сознания, то мы увидим, что это длительный и сложный процесс развития психики животных. Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой, для них характерна более элементарная форма отражения – раздражимость – это свойство живых организмов реагировать изменением своего состояния или движения на внешнее воздействие. Сила и характер ответных реакций зависят не только от того насколько сильно внешнее воздействие, но и от внутреннего состояния живого существа. Тогда как психическое отражение представляет собой реакцию живого существа не только на биологически значимые раздражители, но и на такие, которые выполняют функцию сигнала, как бы предупреждают о биологически значимом воздействии.
Появление психической формы
отражения связано с
В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и с развитием коры головного мозга возникает психическое отражение животными целостных вещей, возникает перцептивная психика.
Еще большее усложнение условий существования, которое привело к развитию еще более совершенных органов восприятия и действия, и еще более совершенного мозга, создает у животных возможность чувственного восприятия вещей в виде предметных ситуаций.
Развитие жизни приводит к возникновению у них органов чувств, органов действия и нервной системы, функцией которых является отражение окружающей их действительности.
Сознание человека
Психическая деятельность организма
осуществляется посредством множества
специальных телесных устройств. Одни
из них воспринимают воздействия, другие
- преобразуют их в сигналы, строят
план поведения и контролируют его,
третьи - придают поведению энергию
и стремительность, четвертые - приводят
в движение мышцы и т.д. Вся
эта сложнейшая работа обеспечивает
активную ориентацию организма в
среде и решение жизненных
задач.
«Сознательное»
и «бессознательное»
— это соотносительные понятия, выражающие
особенности работы человеческой психики.
Человек обдумывает ситуации и принимает
решения. Такие действия называют осознанными.
Однако часто человек поступает необдуманно,
а иногда он сам не может понять, почему
он так поступил. Бессознательные действия
предполагают, что человек поступает по
внутреннему побуждению, но без всякого
анализа ситуации, без выяснения возможных
следствий. Слова, которые он использует
для характеристики этого состояния, разные:
необдуманно, неосознанно, спонтанно,
интуитивно. Все эти слова выступают в
таком случае как синонимы слова «бессознательное»,
хотя полной синонимичности здесь, разумеется,
нет. Значение слова «бессознательное»
может расширяться или сужаться в зависимости
от его соотнесенности со словом «сознательное».
Так, при обдумывании воспринимаемой ситуации
человек имеет дело не только с тем, что
ему является. У него в голове всплывают
события прошлого, в чем-то схожие с наблюдаемыми,
он сопоставляет их. Всплывающие в сознании
факты, законы, оценки откуда-то приходят.
В них есть какой-то порядок. Возникает
вопрос: откуда все это? Может быть из бессознательного,
а может быть, из глубин сознательного.
Разбираясь во всем этом, приходим к пониманию
объемности сознания, наличию у него своих
механизмов. Этим бессознательное отодвигается
еще дальше и возникает вопрос об условной
границе, отделяющей сознательное от бессознательного.
К сфере сознания следует отнести всю
психику, поскольку она поддается контролю
человеческого «Я», а ее продукты
осознаются. В познавательном отношении
к сознанию относятся все познавательные
процессы и их продукты, непосредственно
осознаются человеческим «Я» в тот или
иной момент времени.
На протяжении длительной эволюции органического
мира - от амебы до человека - физиологические
механизмы поведения непрерывно усложнялись,
дифференцировались, становясь благодаря
этому все более гибкими и оперативными.
Естественный путь развития человек проходит
в сравнительно короткий срок, в основном
в период младенчества, когда путем созревания
наследственно заданных структур, в процессе
их функционирования и построения новых
систем образуются механизмы всех форм
психики в их элементарном виде. На этой
базе в дальнейшем, на протяжении всей
жизни осуществляете социальное развитие
психики, которое носит чрезвычайно многообразный
и сложный характер. В результате происходят
пре образования психических форм естественного
развития, и в то же время создаются эффекты
социального воздействия — психические
новообразования разного уровня и сложности.
Понятие сознания
Сознание человека возникло
и развивалось в общественный
период его существования, и история
становления сознания не выходит, вероятно,
за рамки тех нескольких десятков
тысяч лет, которые мы относим
к истории человеческого
Особо важное значение для развития человеческого
сознания имеет продуктивный, творческий
характер человеческой деятельности.
Сознание предполагает осознание человеком
не только внешнего мира, но и самого себя,
своих ощущений, образов, представлений
и чувств. Образы, мысли, представления
и чувства людей материально воплощаются
в предметах их творческого труда и при
последующем восприятии этих предметов
именно как воплотивших в себе психологию
их творцов становятся осознанными.
Сознание образует высший уровень психики,
свойственный человеку,. Сознание есть
высшая интегрирующая форма психики, результат
общественно-исторических условий формирования
человека в трудовой деятельности, при
постоянном общении (с помощью языка) с
другими людьми. В этом смысле сознание
есть «общественный продукт», сознание
есть не что иное, как осознанное бытие.
Какова же структура сознания, его важнейшие
психологические характеристики?
Первая его характеристика дана уже в
самом его наименовании: со-знание, т.е.
совокупность знаний об окружающем нас
мире. В структуру сознания, таким образом,
входят важнейшие познавательные процессы,
с помощью которых человек постоянно обогащает
свои знания. Нарушение, расстройство,
не говоря уже о полном распаде любого
из психических познавательных процессов,
неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания — закрепленное
в нем отчетливое различение субъекта
и объекта, т.е. того, что принадлежит «я»
человека и его «не-я». Человек, впервые
в истории органического мира выделившийся
из него и противопоставивший себя ему,
сохраняет в своем сознании это противопоставление
и различие. Он - единственный среди живых
существ способен осуществлять самопознание,
т.е. обратить психическую деятельность
на исследование самого себя: человек
производит сознательную самооценку своих
поступков и себя самого в целом. Отделение
«я» от «не-я» - путь, который проходит
каждый человек в детстве, осуществляется
в процессе формирования самосознания
человека.
Третья характеристика сознания — обеспечение
целеполагающей деятельности человека.
Приступая к какой-либо деятельности,
человек ставит перед собой те или иные
цели. При этом складываются и взвешиваются
ее мотивы, принимаются волевые решения,
учитывается ход выполнения действий
и вносятся в него необходимые коррективы
и т.д. Невозможность осуществлять целеполагающую
деятельность, ее координацию и направленность
в результате болезни или по каким-то иным
причинам рассматриваются как нарушение
сознания.
Наконец, четвертая характеристика сознания
– наличие эмоциональных оценок в межличностных
отношениях. И здесь, как и во многих других
случаях, патология помогает лучше понять
сущность нормального сознания. При некоторых
душевных заболеваниях нарушение сознания
характеризуется расстройством именно
в сфере чувств и отношений: больной ненавидит
мать, которую до этого горячо любил, со
злобой говорит о близких людях и т.д.
Что же касается философских характеристик
сознания, то сознание в современной трактовке
– это способность направлять свое внимание
на предметы внешнего мира и одновременно
сосредоточиваться на тех состояниях
внутреннего духовного опыта, которые
сопровождают это внимание; особое состояние
человека, в котором ему одновременно
доступен и мир и он сам.
М.К.Мамардашвили, советский философ, гуманист
определял сознание как светящуюся точку,
какой-то таинственный центр перспективы,
в котором мгновенно приводятся в связь,
в соотнесение то, что я увидел, что я почувствовал,
что я пережил, что я подумал. В своей работе
«Как я понимаю философию» он пишет: «Сознание
– это прежде всего сознание иного. Но
не в том смысле, что человек отстранен
от привычного ему, обыденного мира, в
котором он находится. В этот момент человек
смотрит на него как бы глазами другого
мира, и он начинает казаться ему непривычным,
не само собой разумеющимся. Это и есть
сознание как свидетельство. То есть, я
подчеркиваю, во-первых, что есть сознание
и, во-вторых, что термин «сознание» в принципе
означает какую-то связь или соотнесенность
человека с иной реальностью поверх или
через голову окружающей реальности».
Однако философы всегда искали связь сознания
с космическим идеальным. Они обратили
внимание на то, что в сознание прорывается
нечто такое, что лежит где-то в его глубине
или же за его пределами. У многих людей
возникают предчувствия, которые значительно
опережают реальные восприятия. Многие
чувствуют опасность в условиях, когда
казалось бы ничто о ней не напоминает.
Более сложный пример связан с тем, что
человек часто прислушивается к внутреннему
голосу и действует в соответствии с его
советом, не зная, кому этот голос принадлежит.
Глубоко религиозные люди часто отождествляют
его с голосом Бога, Христа, ангелов. Порой
они сомневаются, чей это голос: Бога или
дьявола.
Конечно, в любой момент работы сознания
в нем есть нечто осознаваемое и неосознаваемое.
Осознавать сразу все невозможно. При
сосредоточении на одном упускается из
поля внутреннего внимания многое другое.
А процессы идут во всем сознании. Будучи
целостностью, сознание влияет на осознаваемое
посредством тех процессов, которые не
осознаются. И все же неосознаваемое существует
в сознании, и это проверяется путем перемены
внимания. В поле внимания могут быть взяты
те моменты сознания, которые до этого
не осознавались. Итак, осознаваемое и
неосознаваемое постоянно переплетаются
в сознании, и движение мысли связано с
существованием этой соотносительности.
Все это как будто бы не выводит нас за
пределы тезиса тех ученых, которые отрицают
связь сознания с космосом как некую мистику.
И все же философы заметили, что неосознаваемое,
в определенной мере присущее самому сознанию,
выходит за рамки сознания. Так, Платон
свидетельствует о своем внутреннем голосе,
который он узнавал и которому доверял.
Он всегда к нему прислушивался и с ним
советовался. Его внутренний голос можно
отнести к осознаваемому. Но возникает
вопрос: кому же принадлежит этот голос?
Когда в обыденной жизни мы слышим за дверью
голос и не можем определить, кому он принадлежит,
то открываем дверь и видим его владельца.
В случае же с голосом Платона все попытки
изменения ситуации ни к чему не приводят.
Значит, есть такое - неосознаваемое, которое
невозможно перевести в свою противоположность.
Сознание предполагает, что акты «я мыслю»,
«я переживаю», «я вижу» и т.д., вызванные
взаимодействием «я» и внешнего мира,
одновременно порождают сопровождающие
их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю,
что я переживаю», «я вижу, что я вижу»
и т.д. Эти сопровождающие акты составляют
содержание рефлексии и самосознания.
В сознании человек, напр., не просто переживает,
но отдает себе отчет в том, что он переживает
и наделяет переживание смыслом. Другой
пример: психическая процедура «я мыслю»
не тождественна сознанию. Для его возникновения
необходимо, чтобы человек взял свое мышление
о чем бы то ни было под контроль самой
мысли, т.е. занялся процедурой понимания
того, почему он об этом мыслит, как он
мыслит, есть ли какая-либо цель в его мыслительном
внимании к данному предмету и т.д. Сознание
обеспечивает человеку прояснение всех
смысло-жизненных проблем: для чего он
живет, достойно ли живет, есть ли цель
в его существовании и т.п. Направленность
на внешние предметы присуща и психике
животных, но без актов рефлексии и самосознания,
предполагающих формирование «я», как
состояния выделенности человека из природы,
из сообщества других людей (других «я»).
Без «я» нет сознания, поэтому оно присуще
только людям.
Сознание управляет самыми сложными формами
поведения, требующими постоянного внимания
и сознательного контроля, и включается
в действие в следующих случаях: (а) когда
перед человеком возникают неожиданные,
интеллектуально сложные проблемы, не
имеющие очевидного решения, (б) когда
человеку требуется преодолеть физическое
или психологическое сопротивление на
пути движения мысли или телесного органа,
(в) когда необходимо осознать и найти
выход из какой-либо конфликтной ситуации,
которая сама собой разрешиться без волевого
решения не может, (г) когда человек неожиданно
оказывается в ситуации, содержащей в
себе потенциальную угрозу для него в
случае непринятия немедленных действий.
Таким образом, можно сделать вывод, что
сознание – это свойство высокоорганизованной
материи мозга. Поэтому основой сознания
является мозг человека, а также его органы
чувств. Исходя из этого еще древнегреческий
философ Эпикур утверждал: «В здоровом
теле здоровый дух». В настоящее время
это стало своего рода пословицей, но она
права отчасти, т.к. современная наука
доказывает, что более существенное воздействие
на бытие человека оказывает сознание,
нежели тело.
Главные черты отличия психики животных от сознания человека
История развития человека – качественно новая ступень, которая коренным образом отличается от предшествующего пути биологического развития животных.
В настоящее время можно считать установленным, что род человеческий зародился в восточной Африке. В результате геологического катаклизма восточная часть этой области, представлявшая собой лесистое высокое плато, опустилась. Это событие разделило наших предков на две группы.
Члены группы, которые остались на возвышенности, продолжали вести древесный образ жизни, а их потомки – это наши ближайшие родичи, шимпанзе и гориллы. Таким образом, мутанты, способные передвигаться в вертикальном положении, смогли адаптироваться к происшедшему изменению среды.
Вертикальное положение тела оказалось существенной предпосылкой возникновения человека, так как приводило к расширению кругозора, усложнению функций передних и задних конечностей – это в свою очередь приводило к развитию мозга. Произошло появление новых потребностей. Кроме пищевой, оборонительной, половой зарождается потребность в ориентировочно-поисковой деятельности. Эта потребность знаменует собой зарождение познавательного отношения к действительности, которое характерно только для человека.
Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.
Сознание, как и психика
в целом, является процессом отражения,
но этот процесс на уровне сознания
совершается значительно
У людей так же отличаются разные этапы познания, к этому относится процесс перехода от незнания к знанию, от чувственного познания к логическому.
Психическое отражение обеспечивает животным приспособление к внешним условиям, но они могут лишь использовать то, что дает природа. Активное же человеческое сознание дает возможность преобразовывать действительность. “Сознание человека – не только отражает объективный мир, но и творит его”, – писал Ленин.
Еще одна отличительная черта
психической деятельности человека
– передача общественного опыта.
И животное и человек имеют
в своем арсенале известный опыт
поколений в виде инстинктивных
действий на определенного типа раздражитель.
И тот и другой приобретают
личный опыт во всевозможных ситуациях,
которые предлагает им жизнь. Но только
человек присваивает
Отражение действительности присуще и животным, и человеку. Но оно обеспечивает животным лишь регуляцию поведения с целью приспособления к окружающему миру, и в борьбе за существование выживают те животные, которые успешно приспособились к внешним условиям. А для человека отражение мира является процессом познания мира в его существенных связях и отношениях. Обобщение накапливаемого опыта в слове, сравнивая прошлое и настоящее, человек устанавливает причинно-следственные связи, а, зная их, он может предвидеть будущее, прогнозировать его – в этом проявляется еще одно отличие психики животного от сознания человека.
Важное отличие сознания
человека от психики животных заключается
и в наличии самосознания, то есть
способности познавать не только
внешний мир, но и самого себя, свои
типичные и индивидуальные особенности.
Это открывает возможность
Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.
Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных: человек – продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.
Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада – в общество, была трудовая деятельность т.е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.
Отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Энгельс отмечал, что нашим отдаленным предком была высокоразвитая древняя порода обезьян. Изменившийся образ жизни обезьян обусловил новый способ их передвижения – по поверхности земли, при которой они постепенно перестали пользоваться для этой цели руками и стали усваивать прямую походку. Руки, освободившись от передвижения, стали специализироваться на трудовых операциях. Первоначально рука человека мало чем отличалась от руки обезьяны и могла выполнять только примитивные действия – орудовать палкой, камнем. В дальнейшем рука постепенно совершенствовалась, приспособляясь к более сложным функциям, к трудовому процессу. “Труд создал самого человека, – говорил Энгельс, – … но процесс труда начинается только при изготовлении орудий”. Некоторые предпосылки этого процесса уже имеются у высших животных. Например, обезьяна может использовать палку, что бы сбить фрукты с дерева, слон отламывает ветку и сгоняет ею насекомых с тела. Но животные используют палку случайно и эпизодически, поэтому они не изготовляют своих орудий и не хранят их на будущее. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно – в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.